В конце улицы Цы

          – А почему Цы?
          – Чтобы никто не догадался!

            "Операция Цы и другие..."
            (перевод с китайского автора)



В конце улицы стоит человек и смотрит в начало – туда, где улица начинается. Улица начинается раньше своего начала и продолжается после своего конца. О чём это мы? Принятое сообщение не тождественно само себе. А что такое сообщение? Это акт трансляции пространства, который содержит (выражает) смысл. Нет сообщения, не содержащего смысл. Даже если это квази-смысл в квази-пространстве, а передаёт его квази-сообщение. Что характеризует смысл – пространство или сообщение? Вопрос не праздный. Что мы называем пространством? Всё, что не мы. Основная характеристика пространства – время. И длительность, прибавят иные. Длительность и есть время, ответим мы, к чему умножать сущности, чик – и всё... А что мы называем сообщением? Сообщение – это организованное пространство, передающее (и принимающее) смысл. Для сообщения не важны ни время, ни длительность. Всё, что имеет длительность и в реальности развёрнуто во времени, всё это выражается в сообщении одним словом: да. Или нет. Может показаться, что пространство первично, а сообщение вторично. Но это не так. Организация пространства должна существовать перед пространством, форма предупреждает содержание. Пространство, организованное как сообщение, транслируется, воспринимается (осознаётся) и ретранслируется обратно, и таким образом получает собственное существование. Чтобы это совершилось, трансляция должна начинаться раньше передачи смысла, как рельсы прокладываются прежде выхода состава на линию. До начала сообщения передаётся код. Код сообщения – это сообщение в сжатом и сверхсжатом виде, это квинтэссенция смысла. Будь мы способны читать коды, не было бы и нужды в трансляции сообщения в полном виде. Мы их и читаем – как знаки, предваряющие содержание. Форма и содержание не тождественны и не тавтологичны. Как же происходит считывание, как осуществляется понимание смысла, то есть дешифровка сообщения? Оно происходит так же, как плохой ученик решает задачу: подглядывает в конец задачника, где даются ответы. Только здесь ответ даётся сам, в виде кода. Начального кода? Нет, конечного. Для того, чтобы сообщение было понято и возвращено в начало, оно должно быть закодировано конечным кодом. Помните – человек в конце улицы? Принцип организации пространства, его смысл, доступный передаче и пониманию, существует прежде самого пространства, и даже раньше кода приёма-передачи. Домов нет, а улица уже есть. Этот принцип, его по-всякому называют, но можно не выдумывать велосипед, а назвать так, как уже названо: логос. Логос как организующее начало существует раньше и формы, и содержания. В известном смысле сын существует раньше отца. Так всегда и бывает на самом деле, только нужно посмотреть в начало. Что мы видим в начале? То же, что в конце. Ну, теперь встречайтесь, блудные отец и сын, теперь, когда вы всё знаете. Или не всё. Только то, что прочитано. Близко к тексту. Можно предположить, что начально-конечный код, оформляющий пространство как объект, подлежащий существованию, это и есть само пространство до "Большого взрыва", до начала экспликации – столь же бесконечной, сколь и безначальной. Тогда что же представляют собой эти коды? Причина не явлена в следствии, поскольку следствие не может восприниматься на языке причины, следствие – это уже раскодированный код, воспринятый с той или иной долей "шума" (ошибки). Есть нечто уже существующее  в нечитаемом (на этом устройстве) формате, существующее во всей полноте неявленности. Явленное уже не содержит всю полноту смысла, и чем дальше оно от причины, тем менее соответствует ей. Текст пишется не в том же порядке, в каком он читается. Текст пишется от начала, а читается от конца. Охватить весь текст возможно, лишь зная его конец, лишь присутствуя в конце текста. Но этот умственный охват не есть текст, а лишь интерпретация текста "задним числом". Текст читает тот, кто пишет текст. Текст – это то, что должно быть прочитано. Текст также содержит в себе инструменты чтения и коррекции ошибок чтения. Чтение текста – это освоение (присвоение) организованного пространственно-временного континуума. В процессе чтения происходит создание текста (текст-fils), через отбор и реорганизацию исходного текста (текст-pere). Специфическая для человека нейролингвистическая ответная реакция на внешний раздражитель фактически отвечает не на вызовы среды, а на буферные фантомные образования двойственной природы, временно возникающие в пределах зоны ответственности второй сигнальной системы. Это тоже тексты. Сохраняемые в долгосрочной памяти, они формируют относительно устойчивую голографическую "картинку", модель внешней среды, в которую также включены инструменты реагирования и коррекции возникающих при этом ошибок. Именно эта внутренняя, опосредованная модель и является объектом общения, а не сама внешняя среда. Человек читает всегда, во сне и наяву. Человек – это и читатель, и текст, и должен быть прочитан и передан на вечное хранение в генизу. В начало, не совпадающее с началом улицы Цы. Где это? Чуть раньше начала и чуть дальше конца.


15 января 2019 г.


Рецензии