Вкус Демводы. Мемуары

Вкус Демводы. Мемуары.

Заводские истории.1. Новая жизнь. Новая работа.
Прежде, чем, писать, о, новой жизни. Я, опишу, жизнь, на, Смоленщине, откуда я, приехал. В, 75 году, весной, мой отец, уехал. По, приглашению, работать, в, Смоленскую область. Я, успел, окончить, училище №13, в, городе Губаха. Мы тогда, жили, в, поселке.  Под, названием Северный, в, городе Губаха. Я, окончил учебу, в, училище. По, специальности, слесарь, по, ремонту, технологического оборудования. И ждал, получения, документов.

Осенью отец, написал нам, что, получил квартиру. И мы, поехали, всей, огромной семьей. Нашу мачеху, звали, Ираида Михайлова. У, неё, было, ещё, трое, взрослых детей. Старшая, из них, Людмила, и, сестра Татьяна. Был еще, сын, Александр. Он был, ровесником, моего, среднего брата, Валентина. А, нас, с, ними, поехало, трое. Я, Николай, семнадцати, с, половиной лет. Брат Валентин, на, два года, меня, старше. И, младшая сестра, Елена. Ей тогда, было, пятнадцать лет, и, она была, школьницей. Мои, старшие, брат Владимир, и, сестра Рая. Приехали, потом туда, на, Смоленщину. Достаточно, сказать, что потом, там, на заводе. Работало, 9 человек, нашей семьи.

Поселились, в, небольшом, рабочем поселке. Рядом, со, старинным городом, Дорогобуж. Поселок, назывался, Верхне-Днепровский. Завод находился, посередине, между, городом Дорогобуж, и, поселком. Когда я, в, первый раз, пришел, на, этот, крупный завод. То, подумал, что здесь. Нужно ездить, на, автобусе, с, одной установки, на, другую.  И, правда, потом, там, ездили автобусы. От, одного конца, к, другому. Сейчас он, называется, комбинат «Дорогобуж». Длина его, из, конца, в, конец, четыре километра. Там, только, ремонтных бригад, слесарей, работало, семнадцать. Было, несколько, подсобных цехов. РМЦ, цех сварки, и, токарно- фрезерный цех. Отдельно был, цех ЦЦРО. Там были, только, слесаря, и, наладчики. Одних слесарей, только, числилось, человек триста.

Завод выпускал, удобрения, и, разные кислоты, и, катализаторы. У, завода, был, свой, завод ЖБК, и, своя, фабрика-кухня. На заводе, было, несколько столовых. Потом, я, узнал, что, на заводе, работало, 20тысяч рабочих. Меня устроили, через, инспекцию, по делам, несовершеннолетних, на, завод. Поскольку тогда, мне, ещё, не, исполнилось, 18 лет. Я, начал работать, с, ветераном войны, в, цехе Аммиака. Это был, цех, старой конструкции, проекта Гиап-65.

Потом, этот, шумный цех, переоборудовали, на, выпуск, аммиачной воды. В, последствии, я, перевелся, в, цех ЦЦРО. Меня направили слесарем, в, бригаду, слесарей, в, цех нитрофоски. Там уже, работал, мой отец, Алексей Михайлович. Он работал, аппаратчиком, сушильного барабана. Барабан, диаметром, три метра, крутиться, на, катках. И, внутрь, по, форсункам, подается, горячая пульпа. Туда же, подается, горячий воздух . Лопатками, внутри, барабана, пульпа превращается, в, гранулы. И, выходит уже, мелкими гранулами.

 Я же, в, составе ремонтников, занимался ремонтом, насосов, и, вентиляторов. Было, интересно работать. Я там, научился, насосы разбирать, и, браковать, изношенные детали. Там же, меня, обучили, центровке насосов. До армии, я, работал, там. Но, после армии, меня, туда, не приняли. Мне предложили, два варианта. Один,  это, цех, серной кислоты. Я, видел, какие там, условия, труда. Сильная загазованность, и, этот огарок. Все рабочие, ходили там, в, ярких, красных спецовках. В этих спецовках, окрашенных, этим огарком. Другой вариант по, мягче. Но, там, тоже, не, просто. Цех, аммиачной селитры. Там, не так, но, очень пыльно. Хотя, и там, пахло, аммиаком. Но кругом, эта, пыль . Потом я, полгода, харкал, этой пылью.

Там я, проработал, до, ноября,1981 года. Но мне, пришлось, от, туда, уехать. Наша семья, дружила, с, другой семьей. А, у них, была девчонка, лет18. Она сама, красивая, и, морочила парням, голову. Мы иногда, вместе гуляли, по, поселку. Но, ничего, серьезного,  только разговоры, и, никаких отношений.

А потом, как то, я, долго, у них, не был. И, совсем, забыл, о, ней. А тут, подходят, ко мне, парни рослые. И, они, мне, так, грубо, говорят. Они, мне «Ты ходил, с, ней. И она, теперь, забеременела. И ты, за, это, ответишь. Мы тебя, порежем. И, если ты, ещё, к ней, подойдешь.  И, вообще мы, ребята, серьезные. А тебе, здесь, не, жить».
Прошло ещё, полмесяца . Они, опять, меня поймали, и, уже. собирались порезать. Так что, я, решил, не, испытывать судьбу, и, уехал, оттуда. Потом, через, три года, я, посетил поселок. И, встретил, этих, парней. Но уже, они, говорили, по, другому поводу. Они, извинились, передо, мною. Угостили меня, коньяком, в, ресторане.
А, у неё, родился мальчик, но, не, от, меня. Это я, понял, потом, когда, проходил лечение, от, простатита. Вот так, чья та ложь, тебе портит, всю, жизнь. У неё, оказывается, был, парень. Как, у нас, про, таких, говорят –тихушник. Он её, в тихую, увлек, и, развлекся, с, ней. А потом, разнес, грязные сплетни, про меня. А что, я, уже поздно, возвращаться. А, рана, на сердце, от, оскорбления, осталась. Но, назад, дороги нет. И я, остался жить, и, работать, в, Перми.

Этот завод, мне, посоветовал шурин. Муж, моей сестры, Елены, по имени, Слава. Он, когда то, был, в, организации «Оргхим». Ну, это, инженеры-пускачи, как, у нас, говорят. Инженеры, этой, организации, пускают установки, химии. Вот он,  работал там, на, пуске, какой то, установки.
Завод, небольшой, и, оборудование импортное, современное. Завод тогда, еще, только, начал работать. Прошло, каких то, полгода. Еще народ, не, сложился. Да и, завод работал, с, остановками.
В, ноябре, 81 года, я, приехал, и, поступил, на, завод. Тогда он, был, в, составе ПНОСа. Я, устроился жить, пока, у, своей, тёти Люды. Она жила, на, остановке «Комсомольская». Так что, я, ездил, на работу, на, электричке. Ну а, дальше, ходил, трамвай№14. Потом мне, выделили место, в, общежитии, по, улице Подводников 13.

На заводе, тогда, работало, примерно 500 человек. Административный  аппарат, был тогда, малочисленный. В, здании заводоуправления. В, тесных кабинетах, ютились, и, бухгалтеры, и, главные специалисты.  К, тому же, на, всех этажах, находились раздевалки. На, первом этаже, кабинеты снабжения, и, молочка. На, втором этаже, кабинет, диспетчера завода, и, директора завода. А, дальше, кабинет, главного инженера, и, технолога. И, рядом, небольшой кабинет, и, бухгалтерия. На, третьем этаже, кабинет, главного механика. А дальше, профсоюзный кабинет, и, касса. Тогда, деньги, выдавали там, и там же, выдавались командировочные.  Потом там, на, третьем этаже. Появился, кабинет, зама, генерального, по, капитальному строительству.
Рядом, с, заводоуправлением, находилась, трехэтажная лаборатория. Внизу, со, стороны, лаборатории, был, кабинет связистов. Когда завод, отделился, от, ПНОСа. Сразу стали, переоборудовать, заводоуправление. Убрали, с, трех этажей, все, раздевалки. И, переоборудовали помещения, под, кабинеты.
Напротив здания, японской демводы, был построен, бытовой корпус. Туда переместили, часть, раздевалок. И там, сейчас, устроен, современный здравпункт. Со, временем, рядом, с, лабораторией, был построен, трехэтажный, современный корпус. Это, офис завода. Там, разместились, все, главные специалисты, завода.  И, туда же, переехали, многие, службы. Там же, находиться офис, генерального директора, и, его, многочисленных заместителей.
И, это все, происходило, при, директоре, Чупракове Валерии Михайловиче. При, нем же, происходили, многие перемены, в, цехах, завода. Появились, новые цеха, и, штат служащих, был, около, 1500 человек.
Ну а, потом, он ушел, с, завода, и, начались, сокращения. Увольняли, в, основном, слесарей, и, электриков. Сократился штат, водителей, и, ремонтников, автомобилей. Сокращали, и, монтажников, и, сварщиков. Сейчас, самый, большой цех, это, цех №1. Одних специалистов, только, человек 300. Но это, все, было потом.
Тогда, в, 81 году, я, пересек проходную. С, направлением, из, ПНОСа. Тогда, проходной, как, таковой, не, было. Стояла будка, и, два охранника, поднимали, самодельный шлагбаум. Рядом проходила, железная дорога. И был, свободный проход, через, кислородную станцию. Прошел проходную, и, увидел стенд, на, пересечении, дорог . На нем написано . Что, здесь, находиться, всероссийская, комсомольская стройка.
Повернул налево, и, пришел, в, заводоуправление. Меня, направили, в, цех Аммиака. Там, в, ремгруппе, мастером работала, женщина. Её, звали, Бочкарева Зоя Михайловна. Меня, направила она, на, демводу. Тогда, демвода, относилась, к, цеху Аммиака. И мне, приходилось, каждое утро, приходить, в, слесарку . Она находилась, в, здании, где сейчас, находиться, цех РСП 6. Там сейчас, склад запчастей. А, тогда мы, все дела, решали там. Там висел, стенд, комсомольских бригад . На нем, каждую неделю, записывались, итоги работы, и, ставились КТУ.
Я попал, на установку, с, японским оборудованием. Сначала я, помогал, пожилому слесарю. Он, учил меня, всему. Хотя я, уже, знал много. Из того, что там, было, установлено. Единственно, он меня, познакомил, с, насосами дозаторами. Но потом, я сам, начал, читать, чертежи насосов. И я, понял, как они, сделаны. Лет десять, я, перебирал их, своими, руками. И, разобрался, с, устройством, насосов.
Он, ушел, на пенсию. А я, стал заниматься, ремонтом насосов. И ,я с другими слесарями, не, только, насосы, ремонтировал. Пришлось, менять, задвижки, и, ремонтировал вентиляторы, и, мешалки. Мне пришлось, даже ремонтировать, грузоподъёмное оборудование. Так я, проработал там, 36 лет. Потом меня, уволили.



2. процесс, получения, деминерализованной воды.

Процесс получения, демводы. 
Река Кама, течет, в, течении года, по, разному. Это, зависит, от осадков, и, сезона года. Весной, при, таянии, снега, Кама, разливается. И, тогда вода, бурая, от, ила, и, осадков. В реку, попадает, множество, разного сора, и, хлама . А, ближе, к, лету, цвет воды, меняется. Меняется, и, уровень воды. И, так, из, года, в, год. Река, меняется, с, каждым сезоном. Воду, для очистки, берут, из, Камы.
Вода из Камы, такой, неочищенной, поступает, на, установку. Единственно, что, очищается, от, крупных предметов. От, веток, и, камней. Я, находил, в, воде, пришедшей, из Камы. Рыбу, и, мелкие ветки. Для завода, нужна, очень, чистая вода, чище чем, родниковая вода. Вода, проходил, семь стадий, очистки. Прежде, чем она, попадет, в, производство.  Сначала, её, осветляют, от, ила, и, шлака. В, осветлителе, она, проходит, по, лабиринтам. Туда же, поступает, раствор, сульфата алюминия. Он нужен, чтобы связать, частицы ила. И потом, насосами прогоняется, через, угольный фильтр. Или, через, емкость, с, фильтрующим элементом. Дальше её, насосами, закачивают, в, емкость.
Дальше, воду, насосами прогоняют, через, другой фильтр. Где она, проходит, через смолу. И смола, забирает, органические примеси. Такие примеси, как, бензол, или, другую органику. Дальше вода, опять, насосами, поступает, в, другую емкость.
И, оттуда, другими насосами, воду прогоняют, через, другой фильтр. Там уже, смола другая, и она, забирает, уже, соли металлов. Например, натрий, и, серу, или, фосфор. И,  через, несколько фильтров, вода, становиться обессоленной, и, чистой. Если спросить, для чего, это нужно. Посмотрите, на, стенки, любого чайника. Там, после, нескольких, кипений, с водой, остается накипь. Это соли, разных металлов, и, главное там, накипь натрия. Так вот, завод, это, гигантский чайник. Там вода, превращается, в,  пар. Иногда он, бывает, под 500 С, и, давлением, в 100 атмосфер. И, заводу, нужно, за час, примерно, триста кубов, воды. Представьте, что, за, тридцать лет. По, трубопроводам  прокачали, почти, 100 миллиардов, кубов воды. Какой бы, стала, толщина стенок, за, это время. В, последнее время, смонтировали, на установке, три очистные установки OSMOS. Они, дополнительно очищают, осветленную воду, от, разных примесей.

3. Рассказы.  Помаз.П.  А.

За, время работы, на, демводе, не, так часто, сталкивался, с, Петром Андреевичем Помазом. Я его, буду, кратко называть, П. А. Он, технолог, а я, слесарь. Но что, интересно, я, иногда, встречался, с, ним, по, работе.
Человек он, умный, компетентный. Специалист, с, большой буквы. Буквально, в, каждую, технологическую операцию, он, вникал. Все началось, с, пуска, японской установки, демводы, в, 80 году. Из, разговоров, я понял, что он, инженер, пускач. У него, высшее образование . И, он был, командирован, из, организации «Оргхим».
 Их контора, находилась, в, городе Балашиха, Московской области. В, то время, Пермь был, закрытым городом, для, иностранцев. А, завод построен, по, японской технологии, и, оборудование, уникальное. А, потому, иностранцев-японцев, на, завод, не, пустили. И вот, приехали инженеры-пускачи, из, «Оргхима» .Из конторы, Азотной промышленности. Пускали установку, тяжело, то, одно, не, пойдет, то, другое. П. А., буквально дневал, и, ночевал, на, установке. Он, писал инструкции, для, операторов, по, эксплуатации, и, пуску. Писал, карты смол, и т.д.  Обучал лично, каждого оператора, ведению процесса. Установку, пустили, вовремя, и, в срок. А, потом, только, подавали воду, и, вели процесс. Воды нужно, было, много, пускался цех Аммиака. Для, получения пара, и на, опрессовку трубопроводов и емкостей. Раньше анализы, делали операторы. И, П.А. наставлял каждого. А, потом, П. А. стал, начальником установки.
Напротив, склада карбамида, строилась, еще одна, установка демводы. Но она, была, по, русской технологии, и, оборудование, было, русским. Первоначально она, предназначалась, для, другого завода. Она, строилась, для, завода «Бутиловых спиртов». Но, они, почему то, от, неё, отказались. И она, стояла, несколько лет, без нагрузки.
Её, передали, нашему заводу, и, П. А., занялся, её, пуском. Её запустили, сделали, пробную воду. И, потом, заморозили, на, несколько лет. А, когда, на, нашем заводе, установили, еще, один, паровой котел. Котел, работающий, на, рабочем давлении, в, 40 атмосфер, и, с, температурой, в, 300 С. То, воды, для производства пара, стало, не, хватать. Пришлось пускать, русскую демводу.
Раньше, реагенты, качали, из, установки, другого завода, с, установки, РМХ. Было, очень неудобно. Нужно, созваниваться, с, той установкой.  Снимать, заглушки. И, потом, продувать трубу, после, прокачки кислоты, или, щелочи. Были случаи, что, щелочь, замерзала, в, трубе. И мы, слесаря, с, операторами, бегали, с, шлангами, по, эстакаде, и, грели трубы. А, сульфат-алюминия, и, соль, возили, в, бочках, на пене. Это, лист, прицепленный, к, трактору.  И, на, нем, в, бочках, возили, и, соль, и, сульфат. Этим, занимались, специальные аппаратчики. Их так, и, называли аппаратчиками, по, загрузке реагентов.
По, инициативе, П.  А. ,на, площадке, рядом, с, русской демводой. Построили, пристрой. Туда, заходили вагоны, с, реагентами. И, цистерны, с, кислотой, и, щелочью. Там установили, несколько, вакуумных насосов, для раскачки. И, отдельно, несколько насосов, для, прокачки реагентов, на, установки. Конечно, это строительство, продолжалось, два года. Да и, по, заводской эстакаде. Были, проложены, несколько трубопроводов, для, прокачки, реагентов.
Рядом, с, пристроенным корпусом. Установили, несколько емкостей, для, хранения, кислоты, и, щелочи.

Со, временем, демвода, отделилась, от, цеха Аммиака. В, новом цехе, появились, новые руководители. А, П. А., стал, технологом, нового цеха. Со временем, к, новому цеху, присоединили, и, корпус водоблока. Что, находился, рядом, с, цехом РМП 7.  Работы, прибавилось, и, стало, не, две установки, а, три . Штат механиков, и, начальников, увеличился. Также, увеличился, штат слесарей. Но, со временем, слесарей, сократили. Было, восемь человек. Но, за, десять лет, осталось, нас, двое. И вот, пришел, такой день. Что, три установки, обслуживает, один слесарь. Ну да, начальству, виднее . Так же, кругом, автоматика, и, компьютеры. И, нет места, грубым слесарям, на, современном производстве. Механики, есть, а, слесарей, нет. Ну ладно, об, этом.

П. А. Помаз, сам, из, Украины. И, родители его, еще, живы. Пока он, был жив, он их, навещал. А вот, жену, он нашел, здесь. Она, работала, на, установке, оператором. Не знаю, когда, была, их свадьба. Я на, ней, не был. Но, дома, у них, я, не раз, бывал. Они жили, почти, напротив, нашего дома. На, улице Самолетной. Дом, такой же, как, у нас, пятиэтажка. Каких, домов, множество, в, Перми. Они, жили, на, первом этаже. И мы, часто, с, дочкой, навещали, этот, гостеприимный дом. Света, всегда, была рада, моей Анечке. И потом, когда мы, купили компьютер. Он, помог дочке, его, настроить. И, он, учил её, как, с, ним, обращаться. Он, установил, на, компьютер, антивирусную программу. И, потом, когда он, вышел, на пенсию, и, заболел. Мы, не, забывали его, и, навещали. Хотя он, уже тогда, был, парализован. Он, не мог, говорить, и, только, мотал головой. Его жена, Света, до, последних дней, боролась, с, его болезнью.
А, потом, они, уехали, из, Перми. А, дальше, мы узнали, что, он умер. А что, случилось, раньше. Он, человек, эмоциональный. И за, много лет, копил, в себе, усталость. Пока он, работал, организм, с, этим, боролся. Но, стоило ему, выйти, на пенсию, у него, случился, инсульт. Парализовало, половину тела, и, речь стала, невнятной. Человек он, простой, компанейский. Каждый год, он, вместе, с нами, операторами, и, слесарями. Ходил, на, пикник, на, природу. Мы, устраивали праздник, в, честь, дня, Защитника Отечества,23 февраля.

У, него , любимое развлечение. Он, любил рыбалку . И, почти, каждые выходные, он, на, своей, темно вишневой семерке, уезжал, на, реку, или, пруд. Он, привозил нам, и, развешивал рыбу, для просушки.
До, нашего завода, он, часто, разъезжал, по, командировкам. Он, ездил, по, разным предприятиям, России. Из, рассказов, про командировки. Он, посещал, и, завод, в, городе Дорогобуж.  Он, рассказал, что, жил, в, нашей, бывшей квартире. В, поселке Верхне-Днепровский. Тогда, в, 75 году, мы, поселились, в, эту квартиру. И, там, в, квартире, мы обнаружили, грибок, на, кухне. После того, как нас, оттуда, переселили, в, другую квартиру.  Её, использовали, для, проживания, командированных специалистов. Вот, в, этой квартире, он, жил полгода. А теперь, его, уже, нет. Это легенда, дем воды, и, мне жаль, что, люди забыли, этого, человека- легенду.   

4. Украина. Город Северо-Донецк.


Завод пустился, в. феврале, 81года. И уже, оборудование, проработало, семь лет. За, это время, было все.  И, аварийные остановки, и, пуск, вне плана. Регулярные , раз, в год, остановки, на, капитальный ремонт . Иногда, не, всегда удавалось, пуститься, в, срок. Нужны были, квалифицированные специалисты. Операторы, слесаря, и, слесари КИПа. Своей, учебной базы, у, завода, не, было. И, отправляли, рабочих, на стажировку, в, город Северо-Донецк, на Украину. В, этом городе, находился ОТЦ, отраслевой, учебный центр. Туда же, приезжали, даже, рабочие, из, стран Чехии ,Болгарии и Польши. Там, готовили операторов, слесарей, и, слесарей КИПа.  Рядом, с, городом, находился, крупный, химический комбинат. Там даже, находилось, два, цеха Аммиака.
Один раз, послали, группу слесарей, РМЦ.  В, ту, группу, попал, и, я. Это, было,  в, 89 году. В стране, тогда, был, жуткий дефицит. В, магазинах, не, было, многих, продуктов. Водка продавалась, по, талонам. Колбасы, тоже ,не, достать. А что, говорить, про сигареты. Продавали, какие, длинные колбаски, сигарные. Нам же, на заводе, привозили, подарочные наборы. Там, нам давали, по три пачки, болгарских сигарет. Да, что там, колбаса, и, сигареты. Ни телевизор, или, мебель, достать. Это было, проблема. Каждый, доставал дефицит, как, мог. Мы, как то, по блату. Купили, цветной телевизор «Электрон», львовского завода.  Так он, проработал год, и, пропал цвет. Вот, такие времена, тогда были.
Мы, своей группой, сели, на самолет, в, аэропорту «Большое Савино». Это было, в, октябре. Было, уже холодно. На, улице, небольшой мороз, -5,-7С, градусов холода. Мы одели, теплые куртки. 
Мы, прилетели, в, город Донецк. Это сейчас,там, развалины аэропорта. А тогда, он, был, красивым, современным, терминалом. Нас, посадили, на, красивый автобус, и, повезли, по, городу. Мы, любовались красотой, этого, города. Кругом, широкие улицы, и, везде, огромные клумбы, цветов. И, каштаны, все, в, золотых уборах. А воздух, словно пропитан, разными, пряными запахами. Пахло, спелыми фруктами, и, чем то, еще, соблазняюще приятным.

Мы, выехали, за город. И, увидели, небольшие села, окруженные фруктовыми садами. Не страна, а, рай. А, дальше, видны были, огромные, горы-терриконы. Да, это же, шахтерский край. А, села, красиво, обставленные, просто, игрушка. Я тогда, подумал «Вот бы, где, жить. Красивое место, и, природа, изумительная. Да и, погода, на, редкость, теплая. Два часа, мы ехали, среди, этих сел, и, садов.

Ещё там, в, Перми, нас предупреждали. Что, украинцы, не любят русских. Нам, говорили «Вы там, не, особо, задирайтесь. Может быть, и, скандал». Мы же, по, приезду, не, встретили, такой агрессии. Люди, как, люди. На, все время, что мы, там жили. Не было, случая, стычки, с, местными. Мы также покупали и продукты и товары. Они видели, что мы, русские. И, не понимаем, на, мове украинской. Но, ничего, агрессивного, мы, не, почувствовали. Мы, просто, наслаждались теплом, и, запахами, этого края.

Конечно, один раз. Нас, спросили, молодые ребята. Они нам«Вы, москали, зачем вы, приехали, к, нам?»  Мы им, сказали «Мы, не, москали. До, Москвы, от нас, полторы, тысячи километров. Мы уральцы, из, Перми. А, что, до, нашего пребывания, здесь. То мы, на, учебе. Через месяц, уедем, от, вас. Да, нам, у вас, понравилось. Мы просто, душой, отдохнули. Мы бы, хотели, жить, в, этом, красивом месте». Они, удивленно. Сказали «Мы думали, что вы, москали, и, приехали сюда, жить». Мы им, улыбнулись, и, попрощались. Они нас, потом, встречали, в городе. И, потом, молча провожали, на, самолет. В, небольшом аэропорту, города, Северо-Донецк. А, сам город, небольшой, и, компактный. Вокруг него, села, с, садами, и, опять, горы –терриконы. Нас поселили, в, небольшое общежитие . От него, до, двухэтажного корпуса, ОУЦ, рукой, подать. Ну, и, до, комбината, километра, три. По, городу, ездит автобус, и, троллейбус. Сам город, можно объехать, за, минут сорок.
Мы сначала, пошли, в, магазин. У нас, закончились сигареты. Да и, захотелось, немного, перекусить. Мы думали, купить консервы, и, молока, с, хлебом. Мы, зашли, в, магазин, и, ахнули. Мы попали, в, рай. Все, о чем, мы, мечтала, продают, здесь .Разная колбаса, и, мясо. Рыба любая, и, рыбные деликатесы. Пиво, в, бутылках, разное, и, без очереди. Сигареты, какие хочешь. За водкой, никаких очередей, и, свободно, в, продаже. Мы купили, по, двести грамм, колбасы, и, немного, сыра. Мы, попросили, у, продавца, хлеб, что здесь, славиться. Там же, мы увидели, множество, разных сортов, сала. Уж так, захотелось, его, попробовать. Но, немного, дорого. Мы купили, граммов двести. Мы, не стали, покупать, водку. А, купили, по, две бутылки, чешского пива.

Мы пришли, в, общежитие, и, устроили пир. На, следующий день, мы учились, в, центре. Нам сначала, рассказывали схему, цеха Аммиака. Три дня, мы, рисовали схемы. И, разбирали конструкции, компрессоров, и, турбин. Потом нас, провели, на, комбинат. Там мы, посетили, цех РМЦ. Меня удивили, огромные станки .Токарный станок, длиной, метров, в, пятнадцать, или, больше. В, станке, вращался, вал, диаметром, в, полметра. А, рядом, на, деревянных подкладках, лежали, огромные трубы. Они были, диаметром, не, меньше, полуметра. И, стенка трубы, была, около 150 мм. На, трубах, были навинчены, на резьбе, огромные фланцы. Мы, спросили «Откуда, такие трубы?» Нам сказали, что, трубы, с, производства Этилена. Там, давление, по трубам, идет, в, 4000 атмосфер.   А над, головой, ездил, мостовой кран, с, огромным крюком. На крюке, цифра 20 т. Затем нас, привели, в, цех Аммиака. Один цех, у них, работал, другой стоял, на, капитальном ремонте.

Мы наблюдали, за, разборкой, турбокомпрессора . Потом мы, не раз, приходили, на, установку компрессии. И, там, промывали, детали компрессора, и, турбины. Там же, мы, смотрели, как, центруют компрессор, с, паровой турбиной.
Целый месяц, мы учили. И, срисовывали, детали турбин, и, компрессоров, в, свои конспекты. Ну, а, в, воскресенье, у нас, был, выходной. Мы гуляли, по городу, и, отдыхали, на, берегу, реки Донец. Я так, хорошо отдохнул, там. Не, смотря, что, почти, каждый день, с, восьми утра, до, пяти вечера. Мы, занимались учебой. Мы, сдали экзамены, и, наступил день, отъезда. Мы, закупили пива, и, сигарет. Днем мы, пили пиво. А, вечером, уже мы, сидели, с, сумками, в, аэропорту, города. Северо-Донецк. Нас посадили, в, небольшой самолет, Л 410. И мы, полетели, в, Ростов.

Уже, поздно ночью, наш, рейс, в, Пермь. Осталось, пара часов, чтобы, осмотреть, ночной, город Ростов. Мы гуляли, по, улицам, Ростова. Где, на, каждом углу, висели, стенды Шолохова, и, казаки. Красивый город, чем то, похожий, на, Москву. Кругом, мраморные скульптуры, и, памятники. Широкие улицы, и, проспекты. И, запах, совсем, другой. Ну да, река Дон, рядом. И, пахло здесь, свежестью, и, рыбой.

Мы летели, в, самолете, Ту 134, и, вспоминали, Северо-Донецк. Мы бы, ещё, хотели, здесь, побывать. Нам так, понравилось, здесь. В, последствии, многие слесари, что, отучились там. Стали, мастерами, и, начальниками участков. Один даже, стал, механиком установки.   
5. Краска не той системы.
В начале, 90 годов, был, небольшой дефицит, краски. Для, покраски, и, защиты, металлических поверхностей, от, коррозии. Внутри, емкостей, что, нужно, для, хранения воды. Поверхность, покрывали, особыми покрытиями. Не, всякая краска, для, этого, пригодиться.

Была закуплена, двухкомпонентная, эпоксидная замазка. В, бочках, замазка похожа, на, краску, темно-коричневую. Но, только она, была, густой. А, для, смешивания, нужен был, растворитель «Толуол». И, чтобы, сделать, замазку, рабочей, привезли отвердитель. Он, конечно, в, небольшой банке. И его, спрятали, в, склад. Ну а, замазка, в, бочке, 200 литровой. Привезли, и, забыли убрать, наверх, краном. Ну кто, на неё, позариться. Все рабочие, знали, что, замазка, бесполезна, без, отвердителя. Ну, стоит она, возле ворот, и, никому, не, мешает.
А тут, приходит, мужик, один. Он, у нас, работал плотником. Ну там, на, осветлителе, менял, щиты. Он, пришел. И,  говорит «Я тут, у, вас, взял, немного краски. И, покрасил пол, в, гараже. Прошло уже, две недели, а, краска, все еще, липнет». Люди, так, удивились ему.  Механик, его, спросил «Ты где, взял, краску?» Он и, показал, на, эту бочку. Ну, механик, не стал, его, наказывать, а, только, посмеялся. Но, начальнику цеха, не, сказал. Он, сказал, нам «Дайте ему, «Толуола», пусть, сдерет, эту замазку». А, мужику, сказал «Ты  здесь, без спроса, ничего, не бери. Эта краска, и, через год, не, высохнет. Понял, меня». Он потом, три дня, оттирал замазку, с, пола.   6. Незапланированный прыжок.
Это, случилось, в, 90 годах. Работал, на установке, монтажник, из, сторонней организации, «Уралхиммонтаж. У них, было, свое начальство. И, они, иногда приходили, на, работу, под шафе. В, этот день, аппаратчики, по, загрузке реагентов. Загружали, соль, краном, в емкость. Один, подцеплял бочки, краном, и, поднимал их, на, емкость. Другой, на, емкости, принимал их. И, засыпал соль, в, емкость. Рядом, с, емкостью, находилась, квадратная емкость, с, жидкой щелочью. Аппаратчики, так, разбавили щелочь. Что она, поднялась, до площадки, для, залива щелочи. Щелочь, покрылась, коркой, и, не было, видно, края, площадки.
 Монтажник, зачем то, залез, на, эту площадку. И, что то, крикнул, аппаратчику, на, емкости. Тот, не успел, его, предупредить, об, опасности. И, увидел, как, монтажник, поскользнулся. И, упал, в, емкость, с, головой. Это, продлилось, несколько мгновений. И, вот, монтажник, выскочил оттуда, пулей. И, прыгнул, в, ванну, вместе, с, одеждой. Он там, срывал, с себя, одежду. И, тер тело, от, боли. И тут, все забегали .
Пришел, начальник установки, и, даже, начальник цеха, пришел. А. виновник скандала, стоит, возле ванны, в, трусах, и, чешет, свои яйца, в, трусах. А, рядом, с, ним, бегают женщины, с, шлангом, и, поливают его, водой. Потом, через месяц, он, вернулся, из, больницы. У него, даже, детородные органы, пришли, в. норму.

6.Вынужденная рыбалка.

Мой напарник, и, друг, Николай Б., работал, на, сливных прудах . Его одели, в, костюм Л1.  И он, надел, шланговый противогаз. И, залез, в, колодец, чтобы, очистить проток. Проток то, он, почистил, и, стал, вылезать наверх. Когда он, снимал противогаз. Он, чихнул, и, выронил, свои, съемные зубы. Ему пришлось, еще, раза три, нырять, в, эту воду. Он, нашел, свои зубы. И, пришел, ко мне, в, слесарную мастерскую. Он вошел, в, мастерскую, мокрый, и, довольный. Он, держал, в, своих руках, протез зубов. И, сквозь их, весело. Сказал «Вот, нашел, швои жубы». Он их, отмыл протез. И,он довольный, пошел, к себе, на, установку.


7.  Пикник, возле, реки Данилиха.


 Солнечное, морозное утро. Окраина, микрорайона, улицы Мильчакова. Долина реки, Данилиха. Пешеходный мостик, через, реку, Данилиха, весь покрытый снегом. Под ним, медленно, текут воды, реки Данилиха. Посреди реки, виден поток, ещё, не, покрытый льдом. А, дальше, в, зарослях ракит, и, камыша, небольшой заливчик. Где, иногда, плавают утки, не, улетевшие, на юг. Птицы, с, ветки, на, ветку, перелетают. В, поисках, ягод, и, жуков. Снегири, в, ярко- красной одежке. Дерутся, за, последние ягоды, на, ветках. Вороны, в, серых одеяниях, радостно, каркают, на, высоких деревьях. Даже здесь, зимой, не, прекращается жизнь.

К, мостику, движется группа, людей. Впереди мужчина, в, старом, овчинном, тулупе, и, в, валенках. За, собой, он, тащит санки, с, коптилкой. Николай Б. заводила, и, балагур .Он, живет, рядом, на шоссе Космонавтов. И, там же, у него. Где то, в, глубине, поселка, металлический гараж. Там он, держит запчасти, от, машины, и, коптилку, с, мангалом.


Уже, много лет, друзья, доверяют, ему. Организовывать, разные выезды, на, природу. Конечно, перед, каждым выходом. Были, собраны деньги, на, мясо, и, спиртное. Ему, все, доверяют, и, помогают, в, организации выхода, на, природу. Кто-то, закупает, мясо. Другие, овощи, и, спиртное. Но, главное это, организовать, сам пикник. Найти место, для, пикника. Достать, дрова. И, придумать, для друзей, разные соревнования. И, купить сувениры, и, призы.
За, ним, идут, его сыновья . Уже, подросшие, крепкие ребята, под, стать ему. И, ещё, несколько мужчин, и, женщин. Сюда, пришли, и, ребятишки. Погода, позволяет, не так, холодно. Несут люди, с, собой, сумки. Кто то пришел, с, лыжами, и, санками. Дети несут, с, собой, ледянки, для, катания, с, горок. Это место, за, мостиком, давно, облюбовали люди.  Поляна, на ней, лежит бревно. И, склон, покрыт, плотным снегом. И забор, заброшенной дачи. Как, никогда, кстати, вдруг, закончатся дрова.

Как-то, давно, Николай притащил, с, собой, алюминиевый бак. И, использовал его, как, коптилку. Нашли камни, для, создания очага. Установили коптилку, на, камни, и, начали процесс, копчения, мяса. Николай, в, этом, хороший специалист. Он, до, этого дня. Сварил, в, кастрюле, несколько килограммов, индюшачьих ножек. Всего то, поварил, в, кастрюле. А потом, переложил ножки, в, другую кастрюлю. И, обмазал их, специями. А затем, кастрюлю, поставил, на, мороз.


А, на, следующий день. Его сыновья, принесут мясо, к, месту, пикника. Коптилка, конечно, какое то, время, использовалась, для, копчения. Но, она же, алюминиевая.  А, под ней, горит, яркий огонь. И, в, один день, она, не, выдержала, и, прогорела. Было, очень, неприятно, Николаю, видеть. Как, со дна, бака, медленно, падают, горячие, копченые, индюшачьи ножки. Что, делать, пришлось варить, новую коптилку.
 

Пока Николай, готовил окорочка. Люди, катались, с, горки, на, лыжах, и, санках. Устраивали, соревнования, футбол, на, снегу. Было, очень весело, и, не, холодно. А, потом, брали, в руки, тарелки, и, вилки. Копченые, индюшачьи окорочка, очень вкусные, с, вином, или, пивом. А ,детям, сладости, и, лимонад.


И там, за, импровизированным столом. Шла, беседа, и, рассказы, из, жизни, установки, и, завода. Там, на, берегу, речки Данилихи, никому, не было, скучно .Ну, и, пусть, зима, и, небольшой мороз, покрасил щеки, в, красный цвет, неважно. Главное, что, праздник, для всех, получился. А, после этого, остались, фотографии праздника. Уже, сейчас, после, стольких лет, смотришь, на фото, и, грустишь.

Это, все уже, в, прошлом, и, многих друзей, рядом, нет. Кто-то, уволился, и, уехал. И, нет, такого азарта, и, веселья, лишь воспоминания. А, речка Данилиха, также течет. И, другие люди, приходят, на, её берега, зимой, и, летом.  Им, также, хорошо, теперь, как, и нам, было, тогда. Эта долина, всегда, приманивала людей. Особенно летом, и в, жару. Очень, жаль, что, речку Данилиху, загадили. Говорят, в, 60 годы здесь, водилась, даже рыба.


Рецензии