3. Поднимись и ощути преображение чувств

Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 3.

Прелюдией к 3-му Псалму звучит, что он написан, когда Давид бежал от Авессалома, сына своего.

"Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня,
многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Сэла!"

Во главе врагов Давида стоял его собственный сын – это усугубляет скорбную муку отца. Из первого стиха можно усмотреть, что он удручён. А ещё он уязвлён злобными насмешками врагов, говорившими, что Бог не может помочь ему.
 
С земной точки зрения Давид был в смертельной опасности; против него был заговор, возглавляемый его собственным сыном, к которому когда-то он был снисходителен. Эти события могли вывести из себя любого человека. Он мог начать войну в своём царстве, сразиться с Авессаломом. Но Давид не позволил себе проявлений неподобающих страстей и негодования, а обратился с молитвой к Богу.

В конце стиха произносится слово «selah» или «сэла», которое почему-то отсутствует в Синодальном переводе. Это слово встречается в Псалтири 71 раз, но мало в каких толкованиях указывается его верное значение.
Пишут, что оно означает указание усилить звучность голоса или музыкального сопровождения, подобно музыкальному термину «крещендо». Или что оно указывает на интонационную остановку в смысле «остановись и задумайся над этим». Некоторые считают, что это указание сделать повтор. Говорят, что оно может указывать на почтение, благоговение и даже необходимость склониться в поклоне.

Между тем в высшем, духовном смысле «сэла» означает прикосновение к категории правды.
С категорией правды не может работать обычный человек, это недоступно ему вследствие его эгоистической природы. Человек способен использовать только другие категории: миролюбие, благодеяние, милосердие. Только коснувшийся духовного мира и освящённый им может увидеть правду.
И можно считать, что там, где Давид использует слово «сэла», он уже прикасается к этой категории правды. Это так же свидетельство того, что в духовном срезе правда уже присутствует в его намерениях.

В «переводе» на духовные смыслы, сыновья – это следующие, более «продвинутые» духовные ступени человека. Писание (Вторая книга Царств, гл. 15) говорит, что Давид был вынужден спасаться бегством из своего дворца, из-за восстания Авессалома. То, что на Давида восстал его сын и преследует его, может означать: приобретённое Давидом более высокое духовное свойство ещё не может реализоваться в текущей жизни, всё сопротивляется этому свойству, и это угнетает и преследует дух пророка и псалмопевца. Он страдает и «бежит» от него. 

"Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою."

Здесь – уже явное изменение настроя псалма. Давид отрывает взгляд от врагов и своих бедствий, он обращает его на Господа и получает водительство духа. Благодаря чему поднимается над ситуацией, и для него открывается совсем иная перспектива. Он уже ощущает, что Бог – его щит, его слава, что Он возносит голову его.
Давид показывает, как выйти из удручения – обратиться и приблизиться к Творцу. Страдания и опасности влекут истинно верующих к Богу, а не уводят от Него. Показывая, что обрёл в Господе, он предлагает обрести это и другим. Это – водительство духа.

Несмотря ни на что, он полагается на Бога и спасается бегством не в пещерах и пустыне, а в Нём. Чем больше ударов от Господа получает уповающий на Него, – тем крепче к Нему прилепляется.

«Ты возносишь голову мою» – это восхищение выше бедствий, обретение смысла и уверенности.

"Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Сэла! "

Здесь снова повторяется «сэла» – вдохновлённый действием духа и прикосновением к правде, Давид взывает к Господу и сразу обретает уверенность, что Он слышит и действует Своей правдой.

"Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня."

Эти слова означают высочайшую защиту, которую получает уповающий на Господа – спокойствие и безмятежность духа. Человек наиболее уязвим, когда лежит, спит и пробуждается; плохо воспринимая окружающее, он ничего не может сделать для собственной защиты.  Многие боятся уснуть из-за страха. Многие не спят из-за телесной боли, душевных страданий. А уповающие ложатся и засыпают, потом просыпаются для света и свершений дня. Они покоятся в руках Его милости и благодати, если во времена трудностей их разум сконцентрирован на Боге.

"Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня."

Давид  восстаёт  с ясным осознанием того, что только Господь может успокоить сердце и разум человека. Все его страхи растворились. Он уверен – нет более причин оказывать недоверие Богу и сомневаться в благополучном исходе. Это – радостная покорность Творцу.

"Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых."

Но это не значит, что в молитве больше нет необходимости. Тот свет Творца, который и есть благодать, был дан для восхождения на одну ступень, но следующую ступень он не освещает. Требуется другой, более «сильный» свет. Человек ежедневно нуждается в пополнении Божией благодати.

Кроме этого, надо иметь в виду, что в духовном срезе врагами Давида были его грехи, когда-то совершённые нечестивые поступки и сопровождающий каждого человека страх. Исправить свои свойства, не дожидаясь страданий, к которым они неизбежно приведут, можно только «сокрушив им зубы».

"От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твоё. Сэла! "

Обетование о спасении не лишает желания молиться о нём, а наоборот - побуждает.
Только от Господа спасение, и Давид молится, чтобы Бог продолжил духовное водительство над народом Своим, продолжая освещать и освящать его путь. И воздаёт славу Богу, и принимает утешение от благословения и спасения.
Народ Божий, даже находясь в порицании от людей, безусловно благословлён Повелевающим благословением.

И вера уповающих на Него восторжествует в правде, о чём снова свидетельствует слово-знак «сэла».

Лучше всех истины Божьи излагает тот, кто познал их на собственном опыте.
В этом псалме Давид и образно, и «на конкретном примере» о временах бедствий, передаёт всю гамму чувств от мрачного отчаяния до спокойной и радостной уверенности искуплённых, встающих под божественную защиту.

С точки зрения психотренинга это – мастер-класс с саморегуляцией своего психоэмоционального состояния.

С точки зрения духовного развития это – методика исправления своих чувств и достижения высоких состояний.


Рецензии