Икона Страшный суд

          В настоящее время икона «Страшный суд» находится в станице Старочеркасской в Войсковом Воскресенском соборе с левой стороны от центрального входа. Икона не имеет точной датировки изготовления, автор также неизвестен, но судя по шрифту, которым она подписана, её можно отнести к началу XIX века. На ней изображено около 200 персонажей.

          В центре изображён престол с раскрытой книгой бытия. Вокруг престола изображены: в верхней части два ангела с иерехонскими трубами, слева на коленях Ева, а справа Адам, ниже изображены весы с двумя чашами, на  левой чаше изображен платочек со слезами покаяния, рядом душа человеческая и архангел Гавриил, на правой чаше грехи человеческие и два чёрта.

          Выше этой композиции в верхней части помещено изображение Иисуса Христа на престоле в царской одежде с символами власти в руках, вокруг него в облаках сонм ангелочков, над головой Христа в облаках изображён бог Саваоф. Перед престолом на коленях изображены: слева Дева Мария, справа Иоанн Предтеча.
 
          Ниже весов изображён змей — искуситель на его теле прописаны 24 порока за которые человек несёт наказания: лакомство, чародейство, ложь, идолослужение, гнев, жадность, неправда, убийство, грабление, лесть, зависть, сквернословие, пляски, объедение, чревобесие, сребролюбие, лихоимство, блуд, прелюбодеяние, тщеславие, пьянство, отчаение, ябедство, млакия.

          В верхнем левом углу в облаках изображены праведники, мученики и мученицы, святители и пророки. Ниже изображён Рай в форме золотого купола, под которым в райском саду расположились праотцы: Авраам, Иаков, Исаак. Рай имеет ворота и лестницу за ними. Перед воротами изображён апостол Пётр с ключами от райских врат, а перед ним изображена очередь, идущих в рай и она не очень большая. Интересно, что половина объёма изображения в Раю, занято под лестницу, на второй верхней половине изображено святое семейство и лишь лёгкие намёки на сад в виде густой растительности с левой стороны.
 
          Вверху справа в облаках изображены ангелы и архангелы в военных доспехах у некоторых оружие в руках. Ниже изображены апостолы ученики Иисуса Христа, ещё ниже изображён пророк Моисей со скрижалями в руках в окружении своего народа. Вся правая сторона изображает Ад в виде огня, который испускается из открытой пасти гиены огненной. В раскрытой пасти гиены, среди бушующего огня изображён сам Сатана. Он держит в руках Иуду, который продал Иисуса Христа за 30 серебренников. К гиене огненной выстроилась очередь грешников, их много они изображены в нижней части иконы с одного края до другого.

          Ниже очереди грешников в светлых квадратах надписи чёрной краской, которые поясняют, кого и за что отправляют на муку вечную. Слева направо: «Нищие, которые проворством и лукавством ни ради пропитания, но ради обогащения собирали милостыню, идут в муку вечную»; «Земледельцы, которые воскресные дни не почитали, идут в муку вечную»; «Ремесленники, которые работу свою делали и дорогой ценою продавали,  идут в муку вечную»; «Женский пол, за украшение лиц,  идут в муку вечную»; «Купцы, которые лестию, клятвою и обманом товары свои продавали,  идут в муку вечную»; «Судьи, которые за мзду не по праву  судили, идут в муку вечную»; «Монахи не исполняли монашеского своего сана греха ради, идут в муку вечную»; «Священники, которые принесли сан священства и оный не исполняли, идут в муку вечную»; «Архиереи духовного чина начальники иже овец своих словом не накрывали грех ради самых идут в муку вечную»; «Цари и князья грехов своих ради,   идут в муку вечную»; «Жиды, арапи и язычники , которые не познаша Христа  Спасителя,  идут в муку вечную»; «Здесь Ад, где грешникам вечная мука-там плач и вопль многих и скрежет зубов, червь их охраняет неусыпно огонь не угасаем».

          В самом низу иконы 10 маленьких картинок с изображением мук грешников, они подписаны жёлтой краской. Слева направо: «Мука ростовщика и серебролюца»; «Мука разбойникам»; «Мука идолослужителей»; «Мука прелюбодетеля и блудника»; «Мука душегубца»; «Мука злыдни»; «Мука чародея и колдуна»; «Мука еретика»; «Мука жёнам прелюбодеяницы и блудницы»; «Мука воров».

          Как видим из описания, икона «Страшный суд»  - это величественная картина конца света. Интересно выстроена композиция «Того Света», она многоступенчатая, отражает иерархию святых, обособленно показан Рай и Ад. Связующим звеном между добром и злом на иконе является огромный змей, его хвост ещё в огне ада, но голова уже у престола Христа и у ног Девы Марии. Его тело, извиваясь, огибает верхние слои преисподни, где изображены раскрытые могилы умерших. Список грехов на теле змея, наказываемых адом, по сути, является сводом этнических норм народного правосознания. Кроме смертных грехов, таких как «убийство», «грабление», здесь присутствуют «лакомство», «чревобесие», «пьянство». Эти категории относятся к нормам поведения человека, которые регулируют умеренное потребление пищи и распитие спиртных напитков.

          Всеобщая христианская идея воздаяния на иконе «Страшный суд» представлена очередью грешников, а подписи к ним  классифицированы по их функциональной иерархией в обществе. Мужчины представлены в категориях царей, священников, купцов земледельцев, ремесленников, а вот женщины только в своей ипостаси и наказываются «за украшение лиц».

          Интересны и картинки с изображением мук грешников. Объединяет их присутствие огня, как основного наказания, но есть и нюансы, которые исходят из правил архаического судопроизводства, по которому наказанию должен быть подвержен согрешивший член тела. Например, на картинке «Мука воров» человек изображён, подвешенным за ноги, а руки и голова в огне.

          В основе многочисленных сюжетов Страшного суда лежит византийский литературный памятник Х века «Житие Василия Нового», который удостоился чести видеть всё лично. (Журнал Родина. Весна 1996.5 стр 72-75) Можно только представить, какой назидательной силой и наглядностью обладают сюжеты иконы «Страшного суда» особенно для набожного человека. Если даже сейчас в век космических полётов и атеистических взглядов в обществе сюжеты иконы интересуют всех туристов, которые посещают Воскресенский собор.


 


Рецензии