Жизнь и творчество Пушкина ч. 4
ПУШКИН НА КУБАНИ
Оно касалось обеспечения мер по безопасному проезду, ещё состоящего на военной службе ген. от кавалерии Н.Н. Раевского, вдоль подчинённых им кордонных линий. Из канцелярии героя Отечественной войны прославленного Ермолова, также поступило предписание с указанием маршрута движения. Этот документ сохранился до наших дней: «Выписка из маршрута Господина Главного директора путей сообщения Бетанкура». От города Ставрополя до Прочного Окопа - 70 вёрст (станица Прочноокопская Новокубанского р-на); 15 - до Царицынской (х. Северо-Кавказский); до Григориполисской - 15 вёрст; до Кавказской - 30 вёрст; 28 - до Казанской; до Тифлисской - 15 вёрст; до Усть-Лабинской - 17; до Корсунской - 30 вёрст; до Екатеринодара - 18 вёрст; до Копанской - 30 (х. Копанский); до Мышастовской - 18 вёрст (станица Ново-Мышастовская); до Кара-Кубанской - 24 (х. Водный); до Копыла - 20 вёрст (г. Славянск на Кубани); до Калауса - 28 вёрст (у станицы Анастасиевской); до Курки - 25 вёрст (х. Красный октябрь); до Темрюка - 18; до Сенной - 17; до Фанагории - 26 вёрст. Путешествия в то время были долгими и тяжёлыми, без каких-либо элементарных удобств и только на лошадях. На почтовые станции рассчитывать особо не приходилось, поэтому бывалые люди везли всегда с собою продукты питания и всё остальное - самое необходимое. Эти обстоятельства превращали поездку в надолго запоминающееся событие в жизни каждого человека. Если на Кавказ семейство Раевских и Пушкин ехали днём и ночью, то теперь от Ставрополя они передвигались только в дневное время, в сопровождении конного конвоя.
С заходом солнца все путники укрывались на ночлег за стенами пограничных укреплений, где располагались немалые гарнизоны с пушками. Первым населённым пунктом на пути Раевских была станица Сенгилеевская, основанная хопёрскими казаками у валов суворовского фельдшанца (1778 г.) Державного. Ещё через 40 верст путешественники обозревали серые валы крепости Прочный Окоп. Здесь находилась штаб-квартира начальника Правого фланга Кавказской кордонной линии. Отсюда уже была видна лента пока ещё узкой р. Кубани, а за ней - лесистое Закубанье, с дымками черкесских аулов. Исследователи - пушкинисты полагают, что знатные путники ночевали у коменданта крепости майора Широкого. Далее их путь лежал через пограничные пикеты с оборонительными плетневыми стенами и торчащими над ними дозорными вышками. Они встречали конные разъезды, которые осматривали прикубанские овраги, балки, поросшие кустарником и сам берег, укрытый густыми вербами. Проехали Григориполисскую станицу, бывшую крепость, основанную в память первого Гетмана всех казачьих войск России светлейшего князя Г.А. Потёмкина - Таврического, троюродного дедушки ген. Раевского. Следующей была Темижбекская ст-ца, названная, как и урочище, в память закубанского князя, аул которого был на левом берегу Кубани. Здесь, как и выше по Кубани, слышалась только русская речь, хотя и не совсем чистая, принесённая на берега Кубани донскими и хоперскими казаками при заселении Прикубанья. Здесь, в низине берёт начало степная р. Челбас (в пер. с татарского - ковш воды).
Неизвестно сколько времени Раевские были в Темижбекской, но из того, что они видели в ней, кое-что сохранилось до сих пор. Так, рядом со Ставропольским почтовым трактом, по которому ехали Раевские, справа они увидели, а возможно, и осмотрели, красивый храм, Михайло-Архангельскую церковь, построенную из калёного кирпича в 1811 г. В 30-е гг. 20 в. власти эту красоту пытались разрушить, но кладка оказалась настолько прочной, что наёмные рабочие смогли разобрать только главную часть храма. С тех пор более полувека колокольня изумительной красоты, труд русских мастеров, видевшая и Пушкина, как укоризненный перст напоминает людям о годах бесполезной борьбы Советов и воинствующих безбожников с историей России и её религией. Далее дорога к станице Кавказской вела путников по высокому правобережью. Она была основана в 1804 г. донскими казаками под защитой одноимённой крепости, бывшей Павловской, построенной великим Суворовым в составе Кубанской кордонной линии в 1778 г. Генерал Раевский, лично знавший А. Суворова, не приминул осмотреть деяния своего великого учителя. Затем был обед в Кавказской крепости у коменданта и командира Навагинского полка подполковника А.Ф. Урнжевского. Согласно маршруту, Раевские и Пушкин были размещены на ночной отдых в отведённых для них квартирах. Стемнело. Станица, как и крепость, засыпала, и только со стороны майдана, где собиралась молодежь «на улицу», слышалось треньканье балалайки, топот ног да радостно-негодующее взвизгивание девок.
Пушкин одним из последних покинул место беседы: не хотелось идти в душную квартиру, где они мучились от жары с Николаем Раевским. И прежде, чем войти в распахнутую дверь, он оглянулся на Ставропольские ворота, уже караулом закрытые, на уснувшую за ними станицу:
...перед ним уже в туманах
Сверкали русские штыки,
И окликались на курганах
Сторожевые казаки.
Поэт от конвойных офицеров уже знал, что все жители прикубанских станиц, а это были в основном женщины, до захода солнца спешили укрыться за ограждение станицы и загнать туда лошадей и скот. Пограничные станицы, как правило, окружались рвом и плетнём, по углам ставили пушки. После третьего удара колокола на храме или сигнала трубы, ворота станичной ограды запирались на ночь и к ним становилась стража. Тех, кто опаздывал или без разрешения оставался ночевать в степи, строго наказывали батогами либо штрафом. Александр Сергеевич Пушкин позже напишет:
На берегу заветных вод
Цветут богатые станицы,
Весёлый пляшет хоровод,
Бегите русские певицы,
Спешите, красные, домой:
Чеченец ходит за рекой.
. . . . . . . . . . . . . .
В реке бежит гремящий вал,
В горах безмолвие ночное,
Казак усталый задремал,
Склоняясь на копие стальное,
Не спи, казак, во тьме ночной
Чеченец ходит за рекой.
Кавказский пленник - Черкесская песня.
Утром следующего дня, оставив слева от дороги Ивановский пост, Раевские вместе с комендантом А.Ф. Урнжевским, в сопровождении казачьего конвоя выехали к Жирному кургану, который до сих пор возвышается у восточной окраины г. Кропоткина. Было видно, как у местного пикета курились затухающие костры, у которых виднелись неторопливые фигуры казаков–линейцев, да бродили стреноженные лошади, отпущенные после ночного бдения. Дежурная смена с удивлением смотрела на редкие в этих местах кареты и более чем полусотенное конное охранение. Проехали станицы: Казанскую, Тифлисскую и Ладожскую. Все они получили свои названия от редутов, построенных полками Кавказского корпуса. Раевские, сменив лошадей и конвой на Усть-Лабинской почтовой станции, проезжали мимо одноимённой станицы и крепости, валы которой и ныне видны у одной из улиц в г. Усть-Лабинске. От крепостного укрепления спутники направились к Воронежской, самой западной станице Кавказского линейного войска, за которой в 9 верстах проходила граница Кавказской губ. и Черноморской обл., заселённой казаками-черноморцами. Здесь, левее Ставропольского почтового тракта, в полусотне саженей, возвышался древний могильный курган. На его вершине 16 июня 1795 г. казаками был установлен деревянный шестиаршинный (4,5 м) столб с гербами Кавказской и Таврической губерний. Спустя 216 лет в целях сохранения исторической памяти 27 августа 2011 г. «Межевой столб» с гербами был воссоздан и в торжественной обстановке открыт.
Продолжение следует в части 5 http://proza.ru/2020/12/07/1001
Свидетельство о публикации №219011500688