5. Слово о свете и благодати

Слово о «свете» и «благодати»

(Первый день Творения)

1:03 И рече Бог: да будет светъ. И бысть свет
1:04 И виде Бог свет, яко добро, и разлучил Богъ между светом и между тьмою
1:05 И нарече Бог светъ день, а тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.

Мы уже упоминали о том, что Шестоднев последовательно раскрывает перед нами устроение основных (начальных) качеств (сил) человеческой «души».
«Началом» нашей «души», нашего «сознания», полагается личная «вера»! А вовсе не «знание» о «природной сущности вещей», к которому нас естественно влечёт наша материальность. Ибо «знание» возможно только о чём-то материальном, созданном из чего-то, уже существующего. Но Творец - «творит из ничего» нас как «лицо»! И преподаёт нам, тем, кого Он творит, возможность имения «веры», которая обращена к «лицу», а не к «природе».
«Творение из ничего» невозможно познать одним лишь «умом», являющимся частью «природы»! Поэтому нашему «лицу» преподаётся Творцом «вера»! Она необходима нам для того, чтобы мы могли достичь нематериального и приобщиться к нему, преодолев свою материальность.
Задача по достижению «веры», поставленная Творцом перед нашим мышлением, это весьма таинственная задача! Ведь это совсем непросто, - преодолеть свою материальность. … Для этого нашей «тварной» мысли необходим образ «нетварного» - та икона Духа - «лицо», которое отображается в каком-либо материальном символе его присутствия. И, тем самым, этот Дух мог бы быть воспринят нашим «сознанием», в наших чувствах и помышлениях. Духовный символ или символ Духа, открывает нам в своём видимом нечто невидимое, делая понятным непонятное, позволяя почувствовать сверхчувственное.
Эти две способности человеческой «души», позволяют нашему «сознанию» достичь духовности - личного общения или общения лиц! И «дорожная карта» этого пути, последовательно описана в Шестодневе, с соответствующими дополнительными евангельскими пояснениями. Способность к «созерцанию», рождению и пониманию образов и участию в таинстве «веры», это те задачи, которые нам предстоит решить на нашем духовном пути. Это несомненнейший признак того, что внутри нашего «сознания», в нашем «самосознании», в глубинах таинственного «Я», скрывается тайна. - Тайна нашего «лица», которое жаждет быть найденным нашим «Я». В этом заключена тайна общения, тайна нашей встречи с Богом и с самим собой; с самим собой и, тем самым, с Богом. Ибо в «лице» сосредоточен образ Бога и образ человека, в их единой сообразности друг другу - способности любить и быть любимым.
Обратимся к следующим строфам библейской поэзии Шестоднева: третьей, четвертой и пятой строфам первой главы Книги Бытия. Попробуем разобраться, что нам дальше предлагает эта библейская поэтическая «дорожная карта», не забывая о том, что поэзия обращена больше и в первую очередь, к чувствам и «вере» человека, чем к его мыслям и «уму»?
И мы опять убеждаемся в том, что библейский поэт вновь заводит нас в «интеллектуальный тупик», продолжающий стимулировать «молчание ума», но не мысли, побуждая нашу мысль искать для себя опору в чём-то неинтеллектуальном!
И всё дело в том, что Откровению нельзя поступить иначе. Наш «разум» необходимо ввести в совершенно незнаемую для «ума» область - среду общения, а не познания. Туда где тайно встречаются «лица». Лишь в этой области наш «ум» может наткнуться на новые для себя и незнакомые ему предметы мышления - ангелов,  носителей нравственного бытия - благобытия, которых он никогда не встретит в других своих состояниях; на других, знакомых ему, путях. В привычных для себя рассуждениях: суетно-болтливых, безнравственных и бездуховных, хоть и наполненных высокоинтеллектуальными и высокочувственнными предметами и темами.
***
Предание утверждает, что без «веры» наш «ум» обессиливает и становится неспособным доводить до абсолютного логического конца свои интеллектуальные рассуждения.
Вот вам пример!
«Творение из ничего», то есть не из чего-то существующего, подразумевает отличие Творца от творения. Это очевидно и абсолютно логично. Из этого следует, что не только мир, но и человек не имеют никакой сущностной связи с Богом. И перед нашим «умом» возникает тайна, интеллектуальная темнота, которая не может быть разрешена без «веры».
Она заключена в проблеме богоприсутствия - присутствия Бога в мире и в человеке. Само наличие в жизни человека феномена «веры» утверждает очевидность факта богоприсутствия, но «ум», в своей неспособности рационально объяснить этот факт, предлагает нам создание, вместо творения. Или, начинает отрицать, вообще, факты творения и богоприсутствия.
И осознание этой парадоксальной ситуации, до предела обостряет само соприсутствие «веры» и «ума»! - Одновременное пребывание Творца вне и внутри творения.
Какой же выход из этого «интеллектуального тупика» предлагает нашему «уму» Предание? 
Этому «нечто», появившемуся из «ничего», библейский поэт последовательно присваивает, три библейско-поэтических символа:
- «земли», «тьмы» и «воды».
Что он нам этим стремится показать?
Он указывает на главнейшие качества этого «нечто»:
- Во-первых, на то, что это - «тварная материальность». - Это «земля», а не «небо». Следовательно, это «нечто» не имеет никакого отношении к «тварной нематериальности» - «небу». И, тем более, оно не может иметь никакого отношения к сущности божества, к нетварному бытию;
- Во-вторых, на то, что это «нечто» - «тьма», является потенциальной мыслью, той, которая ещё не оформлена словом. Она ещё непроявлена, лишена, в первую очередь,  нравственного качества;
- В-третьих, на то, что это «нечто» - «вода», есть изначальная материальность. Она не является: ни веществом, ни полем; ни пространством, ни временем.
Это те качества, которыми Откровение описывает нам «молчание мысли»! - То состояние «души» - «сознания», в котором мышление уже возможно, ибо «сознание» уже есть! Но оно ещё не происходит доступным нашему пониманию способом, так как не произнесено ещё слово. - Это «нечто», предшествующее всей той материальности, о которой нам известно. Оно характеризуется особым способом присутствия Духа. Ведь, как мы помним, - «Дух Божий носился верху воды»!.. Но этой «воде», скрывающей в себе «бездну», ещё чего-то не хватает.
Как же происходит бессущностное присутствие Духа в «воде» - в этом «нечто»?
В рассматриваемом «нечто», Творец, каким-то таинственным способом, рисует - начертает - запечетляет свой образ. - Образ своего нетварного лица.
Привлекаем ваше внимание к тому, что холстом, на котором Творец пишет свой автопортрет, является «молчащая мысль». - То «нечто», которое есть изначальное состояние материи: ни вещество, ни поле; ни пространство, ни время. Эта «молчащая материальность»! В этом состоянии «земля» соединена с «небом». Они соединены каким-то таинственным образом: неслитно, нераздельно, нераздельно, неразрывно.
Это замечательная отличительная черта того изначального состояния материи, которое сохранилось только в том феномене, которое мы называем тварным лицом - образом Бога. Нигде более, в «душе» - «сознании», изначальное состояние материи не сохранилось. Ни в «самосознании», ни в человеческом «Я».
Библейский поэт утверждает, что начертание образа на холсте из «матери молчащей мысли» происходит творческим словом Бога: - «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет!»
Именно свет слова или свет словесности - словесный свет, является теми красками, которыми на мыслящей материальности начертан автопортрет Бога. Это есть то «нечто», которым Бог бессущностно - не природно, а лично, присутствует в человеке, а через человека, и в мире.


Рецензии