6. Слово о свете и благодати. Продолжение

Слово о «свете» и «благодати»

(Первый день Творения)

Нам нужно досконально разобраться в том, что представляет собой этот словесный свет: - «да “будет” свет и “бысть” свет» - свет первого дня! Это именно словесный свет, в силу того, что здесь, и в еврейском, и в греческом тексте мы находим однокоренные слова:
- «Будет» - отнесено к слову Бога; а
- «Бысть» - отнесено к «свету».
По-видимому, библейский поэт совсем не случайно применяет здесь этот филологический инструмент или приём, ныне называемый - архаическим оборотом. Его архаичность и заключена, как раз, в том, что понимание и практика применения такого филологического инструмента уже утеряны!
Попробуем провести реконструкцию понимания и практики применения этого филологического инструмента, опираясь на предания святых отцов…
Сразу за третьим стихом, в начале четвёртого, поэт извещает нас о том, что: - «И увидел Бог свет, что он хорош…» Но синодальный перевод не слишком точен. Славянский вариант более близок к еврейскому, и греческому текстам: - «И видел Бог свет, как добро...»
Первое, бросающееся нам в глаза, заключается в том, что такое построение фразы переносит проблему отношения Бога к «свету» первого «дня» из временной плоскости восприятия в плоскость восприятия вечности! Святитель Иоанн Златоуст, в 3-м пункте своей третьей Беседы, так прямо и спрашивает: - «Неужели до появления света Бог не знал, что он добро, а только уже после его появления воззрение на него показало Создателю красоту сотворённого?»
Но этого мало! То важное, о чём хочет сказать поэт, заключается не в этом!!
«Свет» первого «дня» творения именуется так же, как именуется и сам Бог, – Добро!!! А значит, и Благо, и Любовь!..
«Свет» первого «дня» - это нечто такое, что ближе к Творцу, чем «небо». - Ангельские чины. И, в то же время, «свет» первого «дня» - это не Бог. Как и «небо». Он не принадлежит божественной сущности - сущности Бога, ибо имеет некую особенность!
Очень интересен вопрос о том, какова сущностная особенность этого перводневного или первичного «света»!?
- Этот свет не принадлежит «небу» - «тварной нематериальности» и, тем более, «земле» - «тварной материальности».
- Он выше «неба» и ближе к Богу и именуется также как и Бог. - Творец смотрит на «свет» первого «дня». Ибо этот «сет» стал «быть» по слову самого Творца. - Да «будет»…
Следовательно, «свет» первого «дня» это то, что принадлежит «нетварности» - нетварному бытию, но не принадлежит божественной сущности - не является Богом по существу. Это, - то самое, что Предание называет «нетварным светом» или божественной энергией, иначе - божественным действием. А ещё, - той частью божества, которая не вмещается в божественной сущности. Именно поэтому божественную сущность описывают как сверхсущность. - Она не вмещается в себе самой!
Этой-то вот - внесущественной частью божественной сущности, не природно, а лично, как лицо, Бог присутствует в своём Творении…
Это те краски «света», которыми начертано тварное «лицо» - образ нетварного «лица», на холсте мыслящей в молчании материи… Начертанной для того, чтобы слово Сына прозвучало во «тьме» и дело Духа наполнило «бездну».
Бог Отец, как олицетворение и носитель божественной сущности, остаётся отстранённым от Творения; от смешения нетварной «природы» с тварной «природой». А Бог Сын - Слово и Бог Дух - Дело, олицетворяющие и носящие сверхсущностные божественные энергии, - внесущественную частью божественной сущности, действуют в Творении...
Действуют не природно, а лично, не привнося «нетварной» сущности божества в «тварность»…
«Нетварный свет», содержащий в себе слово о свете - «будет» и дело света – «бысть», передаются на «землю». Передаются «небом» и через «небо» - ангельской иерархией сил. Передаются в ту «тьму», образ которой использует библейский поэт для того, чтобы показать нам донравственное состояние нашего «сознания», дословесное состояние «молчания мысли»… 
Это просто «земля» - «невидимая и неустроенная». Это «тьма» - донравственная и, потому творческая, у которой ещё всё впереди. Это «вода», пластичная и подвижная, совсем ещё не определенная словом и делом, скрывающая в себе «бездну» - бесконечность своих перспектив…
«Свет» первого «дня» - слово и дело, входит в Творение. Из «нетварности» в «тварность». Из «вечности» во «время». И это, конечно же, процесс иерархичный. В ходе этого процесса, неизбежно, меняется и сущность самого «света» первого «дня».
Сначала «свет» первого «дня» это «нетварный свет». Он не «небесный ангельский свет» и не «чувственный вещественный свет».
«Свет» первого «дня» обращён ко всему человеку целиком, как «лицу». Открывает ему, как сердцевине и цели Творения, всю правду о Творце.
«Бог это свет!» - говорит Апостол Павел. - «Какими чувственными ощущениями человек может воспринять свет правды?» Апостол Павел поясняет, в своём втором послании к Коринфянам, глава 4, строка 6: - «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа».
Только «сердце» - сердцевина «сознания», способно воспринимать «свет» первого «дня». Ибо в нём скрыто «лицо» человека.
До «грехопадения» всё «сознание» человека было восприимчиво к этому «свету», ибо человек весь жил в этом «свете»! Этот «свет» дарил человеку полноту Бога - Блага и был благодатью. После «грехопадения» человек воспринимает этот «свет» лишь в сокровенной глубине своего «сердца». Только как «лицо» человек ещё продолжает слышать «зов» Бога. И в нём продолжает звучать слово Сына, призывая человека к делу Духа. Полнота же благодати является теперь всему человеку как милость Бога к человеку: жаление, терпение и ожидание.
Затем, «свет» первого «дня» преобразуется. «Небом» и на «небе», он преобразуется в «тварный свет». - В «умозрительный небесный свет» - «умный свет сознания», который утверждает человека в его нравственном отношении к «добру» и «злу». Этот «умный свет» - нематериальный свет, побуждает небесные чины нести человеку правду об Имени Божьем: - Свет от Света, Бог Истины от Бога Истины и т.д.
Чем заканчивает поэт четвёртый стих Шестоднева?
- «…И отделил Бог свет от тьмы».
Опять-таки, славянский текст даёт больше пищи для размышлений: - «… И разлучил Бог между светом и между тьмою». Применением слова - разлучил, библейский поэт утверждает, что Творец полагает в основания бытия «сознания» - нравственность. Различение «добра» и «зла». Отныне,  после того как произнесено слово и «свет воссиял во тьме», та мыслящая материя - «сознание», которая не приняла «света» - нравственного бытия, теряет творческие потенции той «тьмы», в которой она оставляет себя. Это уже совсем другая «тьма». Ибо «земля» становится той «грязью», которая содержит в себе лишь «бездну бесконечного падения» - отпадения и отдаления от Бога - от Добра, Блага и Любви.
Нравственный «свет» или «свет» нравственности освещает и освящает путь человека, когда он уподобляется образу Бога в себе. Наполняя благодатью и милостью всю «бездну» своего внутреннего содержания, чтобы о его материально-мыслимых пространствах было кем-то сказано «хорошо»: - «И увидел Бог свет, что он хорош…»
И, наконец, умный и нравственный «свет правды» достигает телесности «сознания». И предстаёт человеку в своём символическом: вещественном, чувственном значении, отмеряя ход времени, отличая день от ночи, а темноту от освещения: - «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день един». 
***
Подводя итог всему сказанному, можно с уверенностью утверждать, что «свет», который «бысть» по слову Бога да «будет», есть личная причина, основание и начало самого существования нашего «сознания». Этот «свет» воспринимается глубинами человеческого «сердца». Входит в него как благодать. В этом смысл трёх первых стихотворных строф библейской поэзии.
Они раскрывают перед нами начальные (онтологические) качества нашей «души»:
- Во-первых, - это «вера»;
- Во-вторых, - это символическая тайна мышления, гармония рационального и иррационального; и
- В-третьих, - это нравственность, способность к различению «добра» и «зла». В силу наполненности «сознания» благодатью - «нетварным светом».
Это триединство начальных способностей нашей «души»!
Попробуем далее проследить за тем, как эти начальные качества в нас развиваются и разворачиваются.


Рецензии