Злые помыслы и Десятисловие

Друзья, теперь мы переходим к рассмотрению второй таблички заповедей – заповедей, относящихся к отдельному человеку. « Почитай отца твоего и мать твою» ( Исх. 20, 12 ).

Так! Когда мы были еще детьми, да и позже, недобрые и несвятые мысли о наших родителях, посещавшие нас тогда, были вполне достаточным основанием для того, чтобы обвинить нас в нарушении этой заповеди. Не совершая поступков непослушания, не произнося ни единого дерзского слова, ребенок в мыслях может быть непокорным своим родителям.

« Не убивай». Но Христос говорит нам, что « всякий, гневающийся на своего  брата  напрасно, уже есть убийца»; так, что мысль  может убивать, и, конечно же, именно гневная мысль создает основание для нанесения смертельного удара.

Если бы не было вражды, не было бы и убийств. Люди никогда бы не решились на убийство друг друга и не подстерегали бы свои несчастные жертвы, и не совершали бы страшные акты насилия, если бы их души не были бы сперва подогреты адским пламенем гнева.

« Не прелюбодействуй».  Об этом мне не приходится много  говорить; об этом Сам Господь говорит так: « всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Матф. 5, 28 ). И таким  образом, мы можем быть полны прелюбодеяниями к нашему осквернению и погибели нашей души, даже если страх, возможно, еще продолжает удерживать нас от совершения греховного деяния.

А потому берегитесь, те, кто способен пожирать глазами грех; те, кто способен втайне, за закрытой дверью брать от сладостного запретного плода; те, кто способен катать под своим языком сладостный кусок удовольствий; берегитесь, чтобы вам не иметь части с теми, кто впадает в грех.

Я не хочу сказать, что мысль о грехе столь же плоха, как и сам грех; конечно же, в отношении к другим она не является таковой, однако это все же грех, а за любой грех придется отвечать в тот страшный день, когда Судия всей земли будет воздавать каждому по заслугам.

« Не кради». Всякая завистливая мысль и злые помыслы о другом человеке, всякое желание обладать тем, что не мое, взятие всякой вещи, содержащей в себе то, что мне не принадлежит, однозначно является кражей.

Вор крадет не столько тогда, когда протягивает свою руку, чтобы взять кошелек своего ближнего, сколько в мысли, приведшей его к совершению этого, ибо иногда рука может взять кошелек, не причиняя этим зла, — например, для сохранения имущества инвалида, неспособного хранить его самостоятельно.

Вполне возможны ситуации , когда один человек может законно взять средства другого, имея право на это. Не само действие, но мотив действия в том случае, когда человек преднамеренно осмеливается взять то, что ему не принадлежит, чтобы самому владеть имуществом своего ближнего, причиняя ущерб последнему, — вот что составляет сам корень и сущность кражи.

« Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Если я плохо думаю о своем ближнем без всякой на то причины, если я таю в себе несправедливое предубеждение против него, если я отношусь к нему холодно, когда он на самом деле этого не заслуживает, если я по какой-либо прихоти или из каких-то моих соображений решу, что он плохой человек, и не буду его замечать или еще как – нибудь по – другому вести себя по отношению к нему, то даже если я и не высказал еще ни одного слова, все же в мыслях я уже произнес ложное свидетельство на моего ближнего.

Больше всего, друзья, избегайте этого бойкотирования. Это мерзость! Мы иногда видим это в компании. Те, кто так ведет себя, просто не осмеливаются сказать вслух то, что они думают трусы! Со стороны можно подумать, что человек, против кого направлено такое поведение, совершил убийство своей матери  или еще что – либо, поскольку сразу предполагаешь наихудшее.

Будьте смелы, и если необходимо высказать свое мнение, то высказывайте; а если его не следует высказывать, то тогда не пользуйтесь этим загадочным языком, который на самом деле может уничтожить человека в глазах других. Избегайте всякого ложного свидетельства в ваших мыслях, и его не будет тогда и в ваших словах.

Последнюю заповедь Десятисловия я уже упоминал: эта заповедь особенно относится к мыслям. « Не желай». Все вожделения, которые заставляют нас желать имущества нашего ближнего во вред  ему, являются грехами, и плодами таких грехов являются виновность, наказание и грядущий гнев.

Позвольте мне теперь пойти немного дальше, и коснуться другой группы злых помыслов, которые не так просто вместить в краткий обзор десятисловия.

Существуют так называемые самоправедные мысли, т.е. представление о том, что мы не такие уж и грешные, как Бог говорит, самоуверенность, проявляющаяся в нашем допущении возможности того, что мы сами выпутаемся из наших трудностей и пробьем себе дорогу в небо.

Так вот, плодом подобных мыслей и злых помыслов будет удивление в тот день, когда Бог снимет с нас покров нашей самоправедности и заставит нас стоять обнаженными, к нашему вечному позору. Берегитесь самоправедных мыслей, дорогие мои читатели! Они суть скала Тарпея , с которой сатана уже сбросил тысячи душ.

Лучше уж  для нас, чтобы мельничный жернов привязали к нашей шее и бросили в пучину морскую, чем благодарить Бога за то, что мы не такие, как прочие люди, тогда как мы так же бренны, как и они, и погибнем так же, как и они погибли.

Самоправедность  не дает вам прийти ко Христу, и она обязательно исключит вас из обетований вечной жизни и закроет перед вами дверь в небо. Да избавит нас Бог от плода таких мыслей!

Далее, не менее отвратительны также и гордые, хвастливые, тщеславные, эгоистические мысли. Как высоко некоторые люди думают о себе! Это проявляется в их походке, и их речь выдает их. И все же их вино – одна только пена, и их золото – подделка.  Их речи, когда они начинают говорить о том, что они имеют и что могут сделать, и что уже сделали тогда – то и там – то, — все это мерзость для честного человека; насколько же более мерзки они для Бога!

Это одна из вещей, о которых говорит Бог, что Он ненавидит, — « глаза гордые» ( Притч. 6, 17 ). Да избавит нас Бог от всякой гордой мысли, ибо нам нечем гордиться. Гордый человек подобен надувному шару: когда тяготы жизни или страх смерти острой иглой вонзаются в него, то с каким шумом он лопается, с каким ужасом надменный человек вдруг узнает, что от него ничего не осталось, что он на самом деле есть не более, чем пустота и тщета!

Избавляйтесь  от гордых мыслей и злых помыслов,  ибо чего только они не делают!  Гордость низвела ангела с неба и сделала из него дьявола, и гордость же низведет любого из нас до уровня дьявола, если мы попадемся в ее силки.

Ч.Х.С.

«Cмысл жизни в том, чтобы найти то, ради чего стоит жить.»
 
Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252


Рецензии