Сверчок. На царских харчах. Гл. 42. Учителя и Прор
Часть 1
На царских харчах
42
Учителя и Пророки
- Знаешь Пушкин, что Пророк и Учитель не одно и тоже? – спросил меня Почтальон.
- Учитель –учит, а Пророк пророчит, - усмехнулся я.
-Учитель – Будда, Пророки – Магомет и Христос, -важно заметил Почтальон.
- Снова повторюсь, - возразил я, - Магомет - Пророк, Аллах для него Бог. Христос - Бог и Пророк.
- Да, для мусульман существует свой символ веры: «Я свидетельствую, зная, будучи абсолютно убежденным, что нет иного Божества, достойного поклонения, кроме единственного Бога — Аллаха; я, также зная и будучи абсолютно убежденным, свидетельствую, что поистине Мухаммад ибн Абдуллах из рода Хашима (мир ему и благословение Аллаха) — Его раб и Посланник, посланный Им ко всему человечеству, чтобы научить людей истинной религии». Пусть так. Есть Бог и есть Пророк! С ними верующий всегда ведет диалог и слушает их притчи. Но есть и Учитель. Учитель выражает в словах свое учение и наделяет это учение творческой мыслью. Настоящий Учитель побуждает своих учеников к мышлению, а значит в его мысли есть некая директива, философ бы сказал – парадигма.
- Но директива — это же плохо для свободы. Одна для всех директива превращает в стадо тех, кто ей следует в намеченном направлении. Движение стада с вожаком во главе не очень-то симпатично. В результате возникают империи и диктаторы.
Почтальон в ответ на моё возражение снова стал пояснять:
- Ценность в том, что тебе предоставляют возможность усилия для достижения собственного результата. Мертвая устоявшаяся истина сравнительна с ложью. Она ведет к неведению.
-И что же?
- Мысль Учителя должна высказываться с указанием пути, который ведет к ней.
- То есть я должен достигнуть спасения собственными силами? А как же директивный момент? – удивился я.
- Он лежит в логической структуре идей и систематических трактовках факта и опыта.
- То есть на одном уровне жизни или развития я достигаю определенных результатов благодаря учению и преодолеваю каки-то трудности, стоящие передо мной. На следующем уровне – я снова достигаю других результатов и т. д, и т. п и так до самой смерти, - уточнил я.
-Каждый человек имеет право мыслить независимо, разум должен быть свободен от фиксированных точек и теорий.
- А как же с учением, если нет фиксированной теории?
-Простые или обычные верования здесь не годятся.
-А вера в Христа – это простая или обычная вера, истинна эта вера для православного?
- Поразмышляй над другим… Найди аксиому, самую очевидную и общезначимую формулировку истины, или вернее найди критерий истины.
- Я не могу подвести аксиому или истину под Христа. Он Сам есть Истина, - важно постулировал я.
- Тогда ответь, что присуще всем существам?
- Вера и чувство!
- Какое чувство?
- Например, чувство радости.
- По-твоему в любви всегда есть радость? А страдания в ней не может быть?
- Я так не считаю, и на себе не наблюдал. Наблюдал только восторг.
- Страдание есть и в любви.
- Сплошная унылость и пессимизм.
- Ни на грош пессимизма. Это всеохватывающий тезис! – воскликнул Почтальон.
- Идея Христа в страдании?
- Все чувствующие существа страдают, ибо они подвержены старости, болезни и смерти.
- Мне, конечно только двенадцать лет и еще мало знаю о мире и бытии, но я верю в то, что Христос бессмертен, потому что Он - Бог!
- Он не всё!«Отдавайте кесарево - Кесарю, а Божие - Богу». Каждому своё! Страдания — это мост, связующий с миром животных, с людьми. Это основа всеобщего братства.
- Разве страдание имеет какой-либо смысл? – удивился я.
- А счастье?
- Счастье доставляет удовольствие, тут и спорить не о чем!
И тут Почтальон разразился целым монологом.
- Когда счастья не хватает возникает страдание. Смысл страдания – рабство, обусловленное отчуждением, отходом от живой целостности бытия. В основе нашего бытия лежит космическое страдание, космический закон. Он гонит нас в круговорот перерождений от одной формы к другой. Страдание зарождается из нас самих. Оно часть нашего самосотворенного бытия. Это не свойство внешнего мира или действия внешней силы, даже Бога. И если наши желания противоречат законам существования, то необходимо изменить наши желания. Привязанность к жизни обозначает привязанность к смерти!
- Всё это слишком сложно. Слова, слова, слова, как говорил Шекспир.
- И тем не менее наше неведение может, совершая круги вылиться в правильный путь.
Но каждый из нас пройдет свой путь.
Свидетельство о публикации №219011500940