Церковный раскол на Украине и политика РПЦ

     Как говорит агитпроп товарищ Сёмин: "Нас не интересуют голые факты, нас интересуют причины и следствия". Весь ХХ век Церковь сотрясают расколы. В 1993 году Эстонская православная церковь раскололась на 2 структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). С 13.03.1999 г. ЭАПЦ КП возглавляет митр. Таллинский и всея Эстонии Стефан (Хараламбидис). ЭАПЦ КП возникла на основании Томоса Константинопольского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 7.07.1923 г., принявшего ЭПЦ в свою юрисдикцию на правах автономии как Эстонскую православную митрополию в ответ на обращение Собора Эстонской церкви от 23.09.1922 г. о предоставлении автокефалии. Клириком этой Церкви был и будущуй патриарх РПЦ МП Алексий II (Ридигер). В июле 1941 года вследствие войны между СССР и Германией последовало включение её в Рейхскомиссариат Остланд Германской империи. 5.03.1945 г. в Никольском соборе Таллина был совершён акт присоединения находившихся в составе ЭАПЦ приходов к Московскому патриархату. В 1994 году 54 из 83 православных приходов на территории Эстонии попросили принять их в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 22.02.1996 г. Священный Синод Константинопольского патриархата возобновил действие Томоса 1923 г. и учредил автономную Церковь под своей юрисдикцией. Приходам была предоставлена свобода выбора к какой Церкви принадлежать. Отношения между Москвой и Константинополем были прерваны. Только после избрания президентом Эстонии Арнольда Рюйтеля в 2002 г. ЭПЦ МП получила легальный статус. Однако храмы и церковные помещения она продолжает арендовать, не получая при этом государственной помощи. Сейчас ЭАПЦ КП насчитывает 27000 верующих, а ЭПЦ МП - 200000 человек. Раскол между двумя церквями произошёл на этнической почве. Большинство верующих ЭАПЦ - эстонцы. Прерванное Московским патриархатом общение с Констатстинополем было возоблено решением Священного Синода РПЦ МП на заседании 16.05.1996 года. В 2012 году решением своего Синода ЭАПЦ КП перешла на григорианский календарь.
      Мало кто знает, что существует и Белорусская автокефальная православная церковь. БАПЦ возводит своё происхождение к Новогрудской митрополии, созданной Константинопольским патриархатом в 1330 году по просьбе литовского князя Гедиминаса, и возглавляемой митр. Феофилом. В 1923 г. в Минске состоялся Собор мирян и духовенства под руководством епископа Мелхиседека (Паевского), на котором Мелхиседек был провозглашён митрополитом и была предпринята попытка создать белорусскую автономную Церковь, независимую от Московского патриархата. В 1927 году митр. Мелхиседек и двое епископов были расстреляны. Оставшийся епископ вновь созвал Собор, который 10.08.1927 г. вновь провозгласил автокефалию БАПЦ. Однако гонения на Церковь усиливались и в 1938 году она была уничтожена. В конце 1960-х гг. был создан Белорусский совет православных церквей в Северной Америке. В 2000-х гг. центром БАПЦ стал кафедральный собор св. Кирилла в Бруклине. В данный момент в БАПЦ входит не более 20-ти приходов в США, Канаде и Австралии. Возглавляет БАПЦ епископ Новогрудский и Северо- Американский Святослав (Логин). После 1991 года предпринимались попытки перенести деятельность БАПЦ на территорию Белоруссии, не имевшие успеха. Сейчас в Минске функционирует приход св. Ефросинии Полоцкой, настоятелем которой является протоиерей Леонид Акалович, бывший член КПСС и выпускник института марксизма-ленинизма.
     В 2006 году возник раскол в Сурожской епархии Великобритании. 10.10.1962 года решением Священного Синода была образована Сурожская епархия, которую возглавил тогда ещё епископ Антоний (Блум) с титулом Сурожского. В 2003 году определением Синода РПЦ МП управляющим Сурожской епархией был назначен епископ Сергиевский Василий (Осборн). В 2006 г. между ним и значительной частью англоязычных приходов с одной стороны и русскоязычными прихожанами с другой стороны возник конфликт. Епископ Василий собирался провести реформы по протестантскому образцу. Русские требовали оставить всё без изменений. В мае 2006 г. епископ Василий в Лондонском кафедральном соборе заявил о переходе его епархии в юрисдикцию Константинопольского патриархата. В июне 20006 г. он был официально принят в состав епископата Вселенского патриархата, за ним последовала почти половина клириков. 23.01.2007 г. в Женеве (Швейцария) Московская патриархия согласилась признать канонический статус еп. Василия в Константинопольском патриархате. Результаты переговоров одобрены на заседании Синода РПЦ МП 27.03.2007 г. В феврале 2010 г. еп. Василий был лишён Константинопольской патриархией сана и монашества по его личной просьбе в связи с его намерением жениться. С декабря 2017 г. РПЦ МП в Лондоне возглавляет епископ Матфей (Андреев).
     В 2018 году гром грянул уже на Украине. 16.07.1990 г. Украина провозгласила независимость. В 1992 г. митр. УПЦ МП Филарет (Денисенко), недабившись от РПЦ автокефалии, создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат и стал его самопровозглашённым патриархом. В 1997 г. РПЦ МП отлучила Филарета от Церкви и предала его анафеме. В 1995 г. регистрацию прошла Украинская автокефальная православная церковь. С 24.05.2015 г. УАПЦ возглавил митр. Макарий (Малетич). УАПЦ ведёт свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной Церкви. В 1930 г. УАПЦ заявила о самороспуске. Часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 г. УАПЦ возобновила свою деятельность на Украине. В январе 2007 г. президент Украины Виктор Ющенко заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной Церкви. Однако представители УПЦ МП отказались от переговоров. 17.04.2018 г. президент Украины Пётр Порошенко сообщил о своём намерении обратиться к патриарху Константинопольскому Варфоломею (Архондонису) с призывом издать Томос о единой православной Церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных церквей УПЦ КП и УАПЦ. 22.04.2018 г. Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной Церкви на Украине. 11.10.2018 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата отменил документ 1686 г. о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей были сняты анафемы. 15.12.2018 г. в Софии Киевской состоялся объдинительный Собор, во время которого была создана независимая Украинская православная Церковь. Возглавил её митр. Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко). 6.01.2019 г. Вселенский патриарх Варфоломей предоставил Украине Томос об автокефалии.
     В переводе с греческого автокефалия обозначает "самоуправление". Этот термин применяется к поместной церкви, которая является независимой от других поместных церквей, при этом едина с ними в литургии. Автокефальная Церковь может сама варить для себя миро. На территории автокефальной Церкви другие поместные церкви не действуют. Все вопросы внутреннего порядка Церкви решаются руководством самой Церкви. Автокефальная Церковь имеет право сама издавать собственный Устав. Автокефалия даруется тогда, когда всё её население от прихожан до высшей церковной власти стремятся к автокефалии. На Украине большинство приходов УПЦ никакой автокефалии не просило и епископат УПЦ МП отказался принимать участие в раскольничьем соборе. УПЦ МП значится в Уставе как "Самоуправляемая с правами широкой автономии". УПЦ МП имеет свой независимый Синод, Архиерейский Собор, свой церковный суд. Никто не имеет право наложить на них вето. ПЦУ КП во всём подчиняется Константинополю. Её приходы за пределами Украины перешли в подчинение Вселенского патриархата. Она не может сама избирать и утверждать епископов. Все церковные споры будет решать Константинополь. Жить ПЦУ КП будет по Уставу, написанному в Константинополе. Часть её доходов будет уходить туда же. Кроме того, Константинополь прислал двух своих легатов надзирать за ПЦУ КП изнутри. ПЦУ президент Порошенко создал по национальному признаку и в угоду своим политическим амбициям. Ересь этнофилетизма была осуждена Константинопольским Собором в 1872 г. Порошенко заявил, что хочет иметь Церковь "без Путина и без Кирилла". Но кроме Путина и Кирилла РПЦ это ещё и миллионы верующих по всему миру. Не бывает Церкви национальной. Церковь - это не политическая организация, а надмирное образование. Многие видят в Церкви не Тело Христово, а подпорку для "национального единства". Православие становится не средством спасения, а средством политической борьбы, разделения людей по национальности, гражданству, политическим взглядам. "Этнофилетизм не менее опасен, чем либеральный экуменизм. И то и другое в конце концов уводит человека из Церкви",- писал Владимир Лосский.
     15.10.2018 г. РПЦ МП объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. А почему она не сделала это в 1996 г. в Эстонии или в 2007 г. в Англии? После Переяславской Рады, когда часть Украины присоединилась к России, встал вопрос и церковного подчинения. В октябре 1685 г. в Успенском соборе Кремля епископ Лужский и Острожский Гедеон Святополк принёс клятву верности московскому патриарху Иоакиму. В июне 1686 г. в Константинополе состоялся Собор архиереев, на котором Гедеону вручили грамоту митрополита, а Киевская митрополия перешла в Московский патриархат. В бумаге 1686 г. есть греческое слово "ипойкемене", что означает "подчинение" или "примыкание". То есть Московский Патриархат получил власть над Киевом. В грамоте не обозначена дата действия, поэтому РПЦ МП отрицает право Вселенского патриарха Варфоломея отрицать бессрочный документ. Истоки всех расколов лежат в 1917 году, когда с распадом российской империи и обретения независимости отдельными государствами стали образовываться и отдельные от Москвы Церкви. Второй удар по Церкви был нанесён уже в 1991 году с распадом СССР. На самом деле причины раскола - духовные. Раскольниками движет не желание сохранить Церковь, а гордыня, жажда власти и материальных благ. "Как же так, всё есть в стране, а народ живёт в говне?" Народ, который живёт в говне, это не народ, а сброд. "Народы созданы Богом. Нация - продукт секулярного общества. Нация представляет собой вырождение народа, его спуск с вершины духовного Эвереста в плоскую материалистическую низину. Только народ может быть хранителем православной христианской святыни, только народ Кровь Христову предпочтёт крови племенной - вот в чём смысл Святой Руси". Русский народ перестал быть народом и превратился в нацию, а посему объединять уже никого не может. От сильной, независимой, самостоятельной Церкви никто бы не откололся. РПЦ комфортно чувствовать себя придатком власти, но такая Церковь уже мало кого устраивает. Задача Путина в 2000-х гг. была поставить Церковь под контроль государства, что он и сделал. Такое ощущение, что Христос родился для того, чтобы мы 24 часа в сутки видели Путина на всех российских телеканалах. Культ Сталина они пытаются заменить культом Путина. Что делать верующим? Не творить себе кумиров, строго соблюдать церковные каноны, не идти на компромисы с властью, отстаивать свою самостоятельность. Усилить молитвы за Украину, оказывать всю необходимую помощь митр. Онуфрию (Березовскому) и его пастве, собрать в Москве Собор из всех поместных Церквей и наложить анафемы на Вселенского патриарха Варфоломея и его сатрапа Епифания. Как сказал в своём послании сурожанам патриарх Алексий II : "Тело Русской Церкви было ломимым и распинаемым на всём протяжении ХХ века. Поэтому, не впадая в уныние, будем искать того, что служит к созиданию и миру, твёрдо помня: путь к единству не может лежать через раскол".


Рецензии