Желюковские родники -1 Село Тимановка

          Юлиус  Фучик: "Не забудьте, не забудьте ни добрых, ни злых.               
                Собирайте сведения о  тех, кто жил для вас".

Пятый курс Московского университета. Преддипломная практика. Я еду по распределению на Украину. Винница. Институт Укрземпроект. В группе четверо студентов, а руководителем нашим был доцент Иванов В.Н.
С вокзала мы пошли сразу в институт, где нас уже ждали. Главный инженер проектного института Омельянчик Г.К. встречал нас на улице, хотя было ещё раннее утро. С улыбкой, с распростертыми объятиями он шел нам навстречу, как к старым знакомым. Оказалось, что Иванов не первый раз привозил сюда студентов.                Возле института стояла  бортовая открытая машина, чтобы отправить вновь прибывших студентов  сразу в командировку. Омельянчик охарактеризовал каждую тему и ее значение в производстве. Иванов, зная наши способности, быстренько всё распределил. Самая крупномасштабная и значимая тема оказалась по реконструкции  села Тимановка на пять тысяч жителей, и дали ее мне. Нам оформили командировочные документы, раздали папки с исходным материалом для работы, и в путь.

 Село ТИМАНОВКА

В полдень мы были уже в Тимановке, это была первая точка назначения, где меня высадили. Остановили машину возле гостиного домика, в центре села. Начало лета, кругом необычайно красиво, повсюду цветут мальвы, и типичные для Украины дома с соломенными крышами под лучами палящего солнца выглядели таинственно и романтично, пряча свои маленькие окна в гуще тенистых садов. Поблизости, в столовой животноводы отмечали свой профессиональный праздник. Они пели украинские песни свободно, легко, на одном дыхании, не напрягаясь, и звонкие голоса с подголосками, выражающие любовь и грусть, вырывались на простор, а потом все звуки вдруг сливались в едином чувстве восторга. Мы заслушались.
  После обеда, оставили меня с рюкзаком и этюдником одну возле гостиного домика и уехали мои сокурсники дальше в пункты своего назначения.  Главный инженер  обещал наведываться с проверкой, ведь этот проект должен пойти в производство в следующем году.
Познакомилась с людьми, но мало понимала, что они говорят. А говорили они на чисто украинском языке и относились ко мне с таким интересом, как будто я явилась к ним с другой планеты. Я быстро научилась понимать украинский язык, и контакт с селянами был налажен.
Председатель распорядился открыть свободный кабинет мне для работы.  Это был орденоносный колхоз имени Суворова, куда я попала, и прежде, чем приступить к проектированию, нужно было массу вопросов обговорить с председателем --- легендарным человеком в государственном масштабе, как мне его ранее представили.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Я познакомилась с Филиппом Алексеевичем Желюком в правлении колхоза, и он произвел на меня приятное и незабываемое впечатление. Большой мудрый человек внимательно рассматривал меня и был, как мне показалось, слегка разочарован.
--- Галя Семенова звуть?  Маленька, тендiтна, як лозинка. Архитектор. Приiхала складати генеральный план забудови села, по мiському типу,--- сказал он на украинском языке, и видно, что сильно засомневался, глядя на мой невнушительный вид и, как мне показалось, решил меня откормить. Вызвал мою хозяйку тетю Соню, велел ей выписать продукты любые, какие необходимы для моего питания, а так как тетя Соня днем работала в поле, то Желюк Ф.А. дал указания, чтобы в обед меня кормили в детском саду. Такой щедрости я не ожидала, и это было сверх моего понимания.
Как меня кормили в Тимановке, об этом не стоит писать, просто никто не поверит. Кормили меня, как Уленшпигеля.
Заведующей детским садиком была Домна Алексеевна Махтюк --- родная сестра председателя. Вот она-то мне и поведала о легендарной личности Филиппа Алексеевича.
В настоящий момент даже трудно поверить в великую значимость человеческих отношений советского времени. Невзирая на национальность, люди уважали друг друга. Домна Алексеевна, крупная  женщина, с ласковыми глазами, стояла  напротив меня, пока я кушала, скрестив руки на груди, рассказывала мне о селе и о своём, известном даже за пределами Украины, брате:
- Председателем Филипп Алексеевич работал уже полвека, для селян он был как отец родной, –  начала свой рассказ Домна Алексеевна. -  После революции семнадцатого года в селе Тимановка было несколько бедняцких хозяйств, в том числе и наше, Желюков. Работа в хозяйствах  спорилась, но не всем было это под силу. Тогда по предложению одного из старейшин они объединились в одну коммуну и назвали ее «Червоный Жовтень». За образец они взяли соседнюю коммуну  Григория Ивановича Котовского. Г.И. Котовский  им много дельного подсказал в организации коллективного труда.

РАЗМАХ КОТОВСКОГО 

А дело было так: В 1922 году, во время утверждения новой экономической политики, в районе Умани, где находилось ядро корпуса, Котовский берет в аренду сахарные заводы, обещая снабжать сахаром Красную Армию, пытается контролировать торговлю мясом и снабжение мясом армии на юго-западе УССР.     Скоро все это начало приносить огромные деньги, особенно после введения «золотого рубля». При корпусе было создано военно-потребительское общество с подсобными хозяйствами и цехами: шили сапоги, костюмы, одеяла. Район, где стоял корпус, стал неконтролируемой «республикой Котовией», в которой действовал только один закон – воля Григория Ивановича Котовского...               
 После окончания гражданской войны Г.И.Котовский создал и контролировал мельницы в 23 селах. Организовал переработку старого солдатского обмундирования в шерстяное сырьё  после чего подписаны были выгодные договора с льняной и хлопчатобумажной фабриками. Под его руководством в дивизиях создаются совхозы, пивоварни, мясные магазины.  Хмель, выращенный на полях Котовского, в совхозе «Рея» (подсобное хозяйство 13-го кавалерийского полка), покупали купцы из Чехословакии на 1,5 миллионов золотых рублей в год. Бесплатный солдатский труд использовался на заготовке сена и уборке сахарной свеклы, которая отправлялась на сахарные заводы конного корпуса, где в год вырабатывали до 300 тысяч пудов сахара...
Вот где размах!
В августе 1924 года Григорий Иванович организует в Винницкой области Бессарабскую сельскохозяйственную коммуну и, при поддержке Фрунзе, добивается решения о создании Молдавской Автономной Советской Республики, границы которой проводит собственноручно, включив в нее большинство территорий с преобладающим украинским населением (молдаван в молдавской автономии было всего 30-40 %).
Все это было нужно Григорию Ивановичу Котовскому, чтобы бесконтрольно властвовать в Приднестровье.
Он становится членом ЦИК Советов Молдавской автономии, а также членом ЦИК Советов СССР и УССР. Котовский активно взялся пропагандировать идею автономии среди забитых молдавских крестьян. Около двухсот политработников и коммунистов из своего корпуса он отправил на агитацию в молдавские села. Но планам Григория Ивановича не довелось сбыться...
В ночь с 5 на 6 августа 1925 года, в окрестностях Одессы, в военном поселке Чабанка во время проведения летнего отдыха Григорий Иванович Котовский был застрелен...

 
           P.S. http://proza.ru/2023/02/22/1674


Рецензии