C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Глава 7 вологодский поисковый и его командир иван

                ЕГО ПОМОЩНИКИ, ИХ ПОДДЕРЖКА

 
 3 ноября 2017 года был  открыт мемориал воинам 100 и 259 стрелковых дивизий. На мемориальных  плитах высечены имена 98 защитников Земли нашей, которые умерли от ран и болезней в 1942 году.

 
 
 Все они захоронены на кладбище деревни Погост Дмитриевский в Старосельском сельском поселении Вологодского района.
  Событие знаковое.
  На открытии мемориала присутствовали заместитель Губернатора Вологодской области Е.А.Богомазов, глава Вологодского муниципального  района С.Г.Жестянников, председатель Усть – Кубинского районного совета ветеранов А.Д.Тепляшова, члены «Вологодского поискового отряда», командир отряда Иван Александрович Дьяков, военные, священники, местные жители, много детей.



  Присутствовали родные девятнадцатилетнего Бориса Михайловича Саратыгина, 1923 г.р. из Усть – Кубинского района, Кузнецовского с/с, деревня Куракино. По материалам ЦАМО он умер  от болезни 03.05.42 года.


  …Здесь был воинский  лагерь. На полигоне шли учения, сюда приезжали новобранцы, формировались дивизии. В годы войны   привозили раненых из – под Москвы, Ленинграда.


  Ребенком жительница этих мест  Антонина Егоровна Громцева увидела чужое горе,  страдания, смерть. И кажется, уже много прожито, но она помнит все, как будто это было вчера. Бегали они с подружками на полигон, заходили на кладбище, ухаживали за могилками. Но кладбище зарастало. А силы уже были не те.
Ее выслушала, поддержала Маргарита Владимировна  Станицкая , жена военного. Сообщили поисковикам.


  «Вологодский поисковый отряд» работал в архивах, изучили планы захоронений, схемы, расположение могил, поставили временные обозначения, красные звездочки.
Работа не закончена. Новые имена, которые станут известны, появятся на мемориальных плитах. Кладбище будет приведено в порядок.
  А пока поисковики сообщают родным и близким о месте захоронения красноармейцев из Никольского и Рослятинского районов, Шольского и Пришекснинского, Вытегорского и Устюженского, Биряковского и Кирилловского, Бабушкинского и Нюксенского, Череповца и Белозерска, Архангельска и Котласа, Алтая…


  Нет фамилий из нашего Харовского района… Где покоятся они, наши земляки?
Они тоже в годы войны прибывали сюда, в Кущубу. Отсюда уходили на фронт.
Только вот слово это у нас, в Харовском районе,  звучало как – то особенно, твердо, трагично: «Кушшуба». И я ребенком запомнила, как произносила его моя мама, божатка Лидия, ее сестра, деревенские жительницы, вдовы. И когда я еду на электричке, когда слышу голос кондуктора,   каждый раз представляю своего отца, молодого двадцатисемилетнего бойца, который последний раз  шел по родной вологодской земле. А дальше…дальше были маршевые роты, военный состав и …бой с колес : 111 СТРЕЛКОВАЯ ДИВИЗИЯ 1 ФОРМИРОВАНИЯ ( 111 СД (1Ф)  защищала Псков, Остров. Кровопролитные тяжелейшие бои. «Лужский котел». Окружение. Ленинградский фронт.


  Из окружения вышло не более 960 человек.
(В штате 111 СД (1Ф), выступившей в конце июня 1941 года из Вологды,
было 14 483 человека).
Не хочется верить, стынет кровь, но  бойцы 399 СП, полка, где служил мой отец, погибали в нацистском…п л е н у .
30.09.1941 года 111 СД (1 Ф )  …уже не существовало.




  … 3 ноября 2017 года выпал снег, очень много снега, но все идут на кладбище деревни Погост Дмитриевский. Вязнут в снегу, проваливаются в болотистую жижу.  Но  идут, идут, чтобы положить цветы.

 
  Вместе с другими идет Митечкина Елена Александровна, в руках у нее портрет старшего брата ее отца девятнадцатилетнего красивого юноши Бориса Михайловича  Саратыгина. «Горькая и светлая долгожданная встреча… » - тихо произносит она.
Так хочется верить, что этих светлых долгожданных минут, пусть и очень тяжелых, грустных, дождутся все, кто не перестает верить ребятам «Вологодского поискового отряда», Ивану Дьякову, командиру, человеку широкой души, Юлии Щекотовой, цель которых сохранить и увековечить Память о тех, кто отдал жизни свои за Отечество.


  Низкий поклон Вам, дорогие поисковики.

  Низкий поклон тебе, неравнодушная женщина Антонина Егоровна Громцева.

  Скромная деревенская женщина подошла к собравшимся и еще раз подробно рассказала, что видела она в далеком военном детстве.

  "1942 год. Привозили и привозили сюда бойцов, истощенных, раненых, больных. Размещали в землянках, никаких госпиталей здесь не было - землянки...
  А потом хоронили. Везли на лошадях. Топь, болото.Кладбище росло, вначале это были ровные ряды, а потом...Мы с подружками ухаживали за могилками.Не могу просто так умереть, не рассказав. Не могу.Снятся эти повозки, вижу лошадиную голову , повозку  с трупами и просыпаюсь.
  А ведь не все и верили сначала, и слушать не хотели, а вот Ваня... Иван Александрович...Работали они здесь долго, тщательно исследовали местность, нашли захоронение. Все привели в порядок."

  Вместе с Юлией Щекотовой Иван Александрович позднее найдет ответ, работая в Военно -  медицинском архиве в Санкт - Петербурге: была эпидемия тифа. Бойцы погибали в Кущубе, в госпитале Чебсары.(Чебсара - железнодорожная станция по дороге из Ленинграда на Вологду).

А бабушка Антонина Егоровна станет верным помощником в делах отряда.


Рецензии