Кратко о смерти Есенина

Я очень здоровый и потому ясно осознаю, что мир болен. У здорового с больным произошло столкновение, отсюда произошел весь взрыв, который газеты  называют скандалом. - С. Есенин




Многие истолковывают смерть Есенина, исходя из политических соображений, исходя из версий авторитетов, не пытаясь самостоятельно проанализировать документы, воспоминания, критически отнестись к общеприянятому пониманию смерти поэта.  Никто не истолковывает смерть Есенина, исходя из знания его психологии, с нравственной позиции самого поэта, почему он поступал так , а не иначе. Есенин не был алкоголиком. Если не был алкоголиком, то, значит, не был психически больным человеком, но имеющий определенные проблемы, над которыми надо было работать всем, кто окружал поэта. Есенин остался один на один со своими внутренними конфликтами! Акт вскрытия трупа Есенина показывает, что мозг, внутренние органы здорового человека, а не алкоголика. Посмотрите на фотографию поэта! Разве это лицо алкоголика с диагнозом белой горячки? Но мнение авторитетов и большинства сильнее самоочевидной правды, которую мы видим собственными глазами! Мы боимся отойти в сторону от большинства, а надо, если мы честные люди!В истории болезни записано, что он стал употреблять алкоголь с 1919 г., когда создал с друзьями литературное направление имажинизма, когда стали гастролировать по стране, открыли кафе, появилась дармовая водка . За 6 лет спиться трудоголику невозможно! Когда же он писал!?.. Кому выгодна версия самоубийства на почве алкоголизма? Некоторым завистникам, политикам и литературным группировкам, врачам-психиатрам,которые опустили поэта ниже плинтуса, напугали его неизлечимой болезнью, сказав об этом прямо его любовнице, что он больше года не проживет; в дальнейшем написали о нем статью, что он конченный человек - шизофреник, алкоголик, зоофил и т.д. - не подтвердив это никакими доказательствами, только личными домыслами, которые уничтожают самих же врачей ( читайте Галант "О душевной болезни Есенина"). Например, психиатр Галант написал в своей статье, что Есенин шизофреник. Но, чтобы поставить такой диагноз, надо было, чтобы Есенин не менее полугода находился на стационаре под наблюдением. Только этого никто не сделал, а ярлык прилепили."Лечение в психиатрической больнице оказалось, очевидно, малоуспешным. Не находясь под надлежащим надзором, Есенин не противостоял болезненному влечению и повесился. Взяли бы поэта под психиатрический контроль и полечили бы как следует, глядишь, не повесился бы",- признались после смерти поэта те, кто мог бы его спасти. Но кто мешал врачам с учеными степенями и облеченных определенной властью взять поэта под надлежащий контроль и лечить ?..Действия врачей подпадают под статью нового Уголовного кодекса, который вышел после смерти поэта, - неоказание помощи больному,заведомо зная о тяжких последствиях. Не этого ли испугались врачи, пытаясь создать образ Есенина как конченного человека?!..      Не получив профессиональной помощи, поэт сбежал из психушки.
  «Сбежал! Разве это жизнь? Все время в глазах мельтешат сумасшедшие. Того и гляди сам рехнешься», - признался поэт своему знакомому, который случайно встретил Есенина на улице  и удивился, что тот  не в клинике. Врачи попытались вернуть Есенина в клинику через его друзей, пообещав отдельную палату, но возвращаться в ад поэт не захотел.
 У Есенина изначально с психиатрами возникли недоброжелательные отношения. Мы не знаем всех подробностей  натянутых отношений, но факт налицо, что возникла конфронтация,  чуть  не с первых дней нахождения в клинике, поэтому о каком выздоровлении  поэта можно говорить, если лечения как такового не было. Как признался сам поэт, лечили только стены. После побега из клиники Есенин появляется у своей первой жены А. Изрядновой в явно мрачном настроении."Уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, скоро умру",- вспоминает она. Откуда у Есенина появляется  уверенность, что он скоро умрет, если не было никаких жалоб на физическое здоровье? Как легко внушаемая личность, эту информацию он мог получить в клинике. Свое негативное отношение к психиатрам он выразил не только в письме и в  общении с другими,но и отразил в творчестве.
               Голова и ушки – как галушки,
               Обещал в два счета излечить.
               Говорит, что тоже из Рязани –
               Там, в Рязани, куча важной срани.
               Так лечи ты тещу на печи!
                ---
                Хитрый доктор, скажу тебе трезво:
                Да, я болен, болен всерьёз,
                Коль в крови с  деревенского детства –
                Белая горячка берёз.            

Поэт и врач говорили на разных языках. С одной стороны профессор Ганнушкин всячески пытался помочь Есенину как своему земляку, в какой-то степени  спас его от уголовной ответственности,поместив по просьбе близких  в клинику,  с другой стороны, его коллеги откровенно говорили, что Есенин конченный человек и лечить его бесполезно...
«Накупив гостинцев, - вспоминает А.А.Берзинь, партийный работник и редактор Госиздата, - я пришла вечером в клинику. После свидания с поэтом, дежурный врач, мой хороший знакомый, спросил меня:"Ну как вы его находите?". Я ответила:"Просто прелестно. Он давно таким не был, вы напрасно меня пугаете.." "Зачем же мне вас пугать, я просто предупреждаю... Сергей Александрович очень плох, и если бы он  был не Есенин, то мы бы его держать в клинике не стали, так как его болезнь давно и подробно изучена  и для нас не представляет интереса».-  «То есть вы хотите сказать, что Сергей Александрович недолговечен?».-  «Да».- «А если мы заставим его лечиться насильно?».- «Это тоже не достигнет цели».- «Что же, он не проживет и пяти лет?».- «Нет».- «И трех лет не проживет?».- «Конечно, нет!».- «А год?».- «И года не проживет!»…
                Ты, красивая, думаешь – кончен я?
                Был поэт, прогремел…был, да вышел!?
                Отпевать меня хором охочие?
                Знаю, знаю, радетели. Шиш вам! 
Написал поэт после свидания с А. Берзинь, которой он рассказал свои впечатления о нахождении в клинике. "Здесь все двери открыты. Только я никуда не хожу. Я их всех боюсь. Сегодня в женском отделении одна бегала  с лезвием от безопасной бритвы, и я испугался..."
Невозможно сегодня точно узнать, что же происходило в клинике, почему Есенин так озлобился на психиатров. Поэт признавал за собой болезнь, от которой его никому не дано вылечить. «Белая горячка берез» - это образ поэзии – главное заболевание Есенина( профессия литератора!!!),что только еще раз доказывает: у Есенина были профессиональные, моральные,  психологические проблемы ( поэт их не отрицает), поэтому его   здоровьем, в первую очередь,  должны были заниматься специалисты с креном не в психиатрию  с уже готовой установкой на сумасшествие поэта  из каких-то предвзятых соображений или некомпетентности, а с креном в психологию, но тогда такого разграничения не было, как сегодня!
Один из современных  психиатров, любящий засветиться в документальных фильмах о Есенине, пишет: « Есенин был серьезно болен? Скорее всего – да! Возможно (!!!.-Н.П.), это был маниакально-депрессивный психоз, осложненный наследственным (!!!.-Н.П.) алкоголизмом . Всегда (!!!.-Н.П.) психически больные люди подают предвещающие сигналы суицида. При беспристрастном анализе содержания стихов С. Есенина можно увидеть частые словосочетания мортирологического ( некропольного) характера. Есенин был изначально обречен (!!!.-Н.П.), то есть имел отягащенную наследственность(!!!.- Н.П.) и страдал врожденным (!!!.-Н.П.) психическим заболеванием в виде тяжелой психопатии смешанного характера с преобладанием приступов депрессии и склонности к самоубийству». Сказано хорошо, но повторение психиатров 20 годов  прошлого столетия, а где доказательства? Подобное можно написать  не только о Есенине,но и самих психиатрах: ни для кого не секрет,что среди них очень высокий уровень психических заболеваний, алкоголизма, суицида. Как можно им доверять?В газете «Вечерняя Москва» от 30 декабря 1925 г. напечатано сообщение, переданное по телефону:
«29 декабря в больнице им. Нечаева состоялось судебно-медицинское  вскрытие тела покончившего самоубийством Сергея Есенина. По освидетельствованию мозга Есенина, не обнаружено никаких ненормальностей».Мы узнали, что же происходит с мозгом алкоголика: он теряет цвет, темнеет, сокращается в размерах, усыхает, издает запах спиртного! Как так получилось, что у конченного алкоголика Есенина мозг оказался здорового человека? А всё потому, что Есенин никогда не был алкоголиком?Он больше играл образ хулигана-забулдыги, оставлено много воспоминаний о его пьяных похождениях, которые легли в оценку его личности без всяких серьезных обследований.  Непонятно только, на основе чего  профессор  Ганнушкин поставил Есенину диагноз "белой горячки"?.. Поэт болезненно среагировал на"белую горячку" и написал стихотворение? Может быть, врач-земляк специально поставил фиктивный диагноз, чтобы спасти поэта от суда, который ему грозил за оскорбление дипломата определенной национальности?
Что происходило в психиатрической клинике, мы  точно не знаем, но сохранилось письмо поэта, которое подсказывает, в какой атмосфере он находился.
Из письма Есенина редактору газеты П.И.Чагину ( за месяц до самоубийства.-Н.П.)
Москва. 27 Ноябрь 1925.
Дорогой Петр! Пишу тебе из больницы, опять лег. Зачем — не знаю, но, вероятно, и никто не знает.
Видишь ли, нужно лечить нервы, а здесь фельдфебель на фельдфебеле. Их теория в том, что стены лечат лучше всего без всяких лекарств.
С удовольствием вспоминаю Вартапетова и Мезерницкого (врачи,лечившие поэта.-Н.П.) и говорю, что глухой Бетховен лучше слышащего плохого Рубинштейна и пьяный Эдгар По прекрасней трезвого Марка Криницкого. Всё это нужно мне, может быть, только для того, чтоб избавиться кой от каких скандалов. Избавлюсь, улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки.
Не понимаю, почему Павлу Первому не пришло в голову заняться врачебным делом. Он бы смог. Он бы вылечил. Ведь его теория очень схожа с проблемами современных психиатров. Карьера не талант и не знание. У кары лечиться — себя злить и еще пуще надрывать. Вот почему мы, вероятно, с тобой в декабре увидимся снова где-нибудь за пирушкой.
Посылаю тебе «Черного человека». Прочти и подумай, за что мы боремся, ложась в постели?...
Ну как Роза и Клара?
Как мать с отцом?
Передай им самое большое приветствие.
Васька ко мне заходил только один раз. Он лежит в больнице с ногой. Что там, не знаю, и что за больница, тоже не знаю. Говорят, где-то там, где вы раньше жили. Вот и всё. Целую. Твой С. Есенин
 Вместо того, чтобы лечить, врачи напали на поэта, видимо, от своего профессионального бессилия помочь ему! Что же делал Есенин в критических ситуациях? Он всегда хулиганил или инсценировал самоубийство. Нами насчитано более 5 случаев, когда он прибегал к жестокой игре . Это соответствует его психологии демонстративной личности. Демонстративные личности часто, как артисты по натуре, прибегают к инсценировки самоубийства, что звучит как крик о помощи. Смерть в гостинице "Англетер" - это тоже  крик о помощи, это тоже  инсценировка, которая закончилась трагически. В  1967 году  сотрудник журнала «Новый мир» А.Кондратович  сделал в дневнике запись о скончавшемся друге И.М. Зыкове, который поведал ему интересную историю о последних днях жизни  Есенина. «Однажды, когда врач  или сестра  куда-то вышли, больные, увидев открытый шкаф с историями болезней, расхватали их, и каждый начал читать свою. Была  в то время  популярной школа психиатров, считавшая многие болезни необратимыми. О такой болезни в своей истории болезни и прочитал Есенин. Потом выяснилось, что его заболевание – расстройство, великолепно устранялось. И вот приблизительно за неделю до самоубийства Иван Максимович зашел по какому-то делу к Есенину и увидел у него на столе книгу. «Что вы читаете?»- спросил Иван Максимович. И тот показал ему книгу  психиатра, основателя школы этой самой необратимости». Какой алкоголик и сумасшедший будет читать книгу по психиатрии, особенно перед смертью?..
Если поэт читал книгу по психиатрии, одного из основателя нового направления в медицинской  науке  - о необратимости некоторых психических заболеваний, значит, пытался понять свои переживания и   отраженные в  «Черном человеке» образы, что только говорит о его здоровом желании лучше  узнать   себя. Видимо, поэт  нашел в своем воображении то,  что о нем говорили и писали: он поверил, что идет к безумию. А, может быть, он посмотрел  на свое творчество глазами психиатров и ужаснулся, чему он посвятил жизнь?..Бреду и галлюцинациям?!.. Общение с психиатрами и психиатрией убивало в нем ПОЭЗИЮ, его смысл жизни. Врачи-ученые воспринимали прямолинейно его поэзию, извращали ее содержание, сводя ее к больному воображению больного поэта, а не к естественному творческому процессу. Отрицая  значимость творчества Есенина, врачи совершали психологическое насилие, отрицая тем самым и самого поэта как человека.   Надо отметить, что беседы с психиатрами, чтение истории своей болезни,чтение книги всеми уважаемого психиатра,  оценка Есенина как сумасшедшего и неизлечимого алкоголика  – это самые сильные травмирующие ситуации, которые он пережил за последние месяцы.
Есенин приехал в Ленинград , сбежав из психушки, с уже готовым сценарием демонстративного самоубийства, о чем рассказал на вокзале своему другу поэту С. Клычкову  , которому предлагал совместно осуществить этот замысел, так как общество стало забывать о них . Клычков отказался от затеи, поэтому Есенин предлагал другим пошуметь вместе с ним. Хулиганство для поэта, скандалы, конфликтные ситуации - это часть его успеха, если не самая большая часть, не случайно он любил коллекционировать газетные статьи о своих хулиганских похождениях, чему он придавал чуть ли  не большее значение, чем самим напечатанным стихам. Трагическая гибель Есенина в гостинице "Англетер, конечно, сделала его еще  более известной личностью в мире, где многие знают поэта не по прочитанным произведениям, а по факту гибели в гостинице "Англетер". Есенин своего добился, но какой ценой!?..Он стремился запечатлеться в народной памяти как поэт-хулиган и забулдыга, привнося в литературу новый жизненный опыт и новые образы ( а без этого в литературе делать нечего серьезному человеку) как гениальный поэт и артист.Что в нем было больше? Трудно сказать!Думается, что и поэт и артист он был в равной мере. Мы думаем, что  много знаем о поэте, начитавшись о нем нелестных воспоминаний, на самом деле мы повторяем самого Есенина, и не оригинальны в своих суждениях о поэте.Поэтому я никогда не верил ни в алкоголизм Есенина, ни в хулиганство, ни в распутную жизнь,доверял официальной версии гибели поэта. Версия убийства,которая стала активно навязываться обществу в последние десятилетия,  расшатала и мою позицию,породив неприятные противоречия, поэтому и решил сам разобраться в этом вопросе, пытаясь выйти из-под влияния авторитетных версий, где и официальная версия требует уточнения. Я видел перед собой поэта-артиста, который ради славы и денег готов на многое, но не на всё. Игра в самоубийство было запланировано на квартире В. Эрлиха, но так как последнего не было дома, Есенин оказался в гостинице "Англетер", где проживал его друг Г. Устинов со своей женой.     На настоящее самоубийство смерть Есенина не похожа. Во-первых,у него не было мотива на самоубийство, им двигал очередной хулиганский мотив взбудоражить общество с целью привлечь к себе и к своим проблемам внимание.( "Я с собой не покончу. Иди к чертям", - писал он ранее). Страх и отчаяние определяли поведение поэта последних дней, напуганный врачами, отсюда столько злобы и ненависти, которые он обрушил на окружающих!В связи с тем, что мотива на самоубийство у Есенина было, это является серьезным аргументом в оценке смерти Есенина. Во-вторых, был трезвым, что подтверждает акт вскрытия трупа Есенина. В-третьих, предсмертную записку в виде стихотворения "До свиданья, друг мой"( содержание стихотворения надо воспринимать как средство в запланированной игре) передает другу В.Эрлиху, который тоже узнал в последнее время об его игре...При настоящем самоубийстве предсмертная записка оставляется на месте самоубийства. В-четвертых, Есенин не сделал петлю, которая сразу бы оборвала его жизнь: поэт набросил витой провод  ( по нашему предположению)на шею на манер  шарфа. В-пятых,у Есенина было несколько чемоданов вещей, один из которых был полностью набит цветными галстуками, привезенных из-за границы;если бы поэт решил серьёзно уйти из жизни, то он бы раздал свои вещи друзьям как предновогодние подарки;  он этого не сделал, значит, собирался жить, а не умирать.В-шестых, чтобы покончить жизнь самоубийством, достаточно стула, а Есенин устраивает пирамиду, поднимается под самый потолок, с какой целью?При внезапном  заходе в номер никто бы сразу не увидел где он стоит в ожидании инсценировки. Различные ушибы и кровоподтеки на теле говорят, что на трубе парового ( точнее двух трубах)отопления была страшная борьба за жизнь, что могло произойти от непроизвольного, раньше времени, выскальзывания тумбы ( стояла на письменном столе), на которую он мог вспешке заскочить в лакированных туфлях, когда услышал шаги в коридоре: он думал, что к нему идут друзья, которых он к себе пригласил. Но к Есенину в любом случае никто бы не смог зайти, так как он забыл открыть дверь. Есенин уходил из жизни с мыслями о жизни, а не о смерти, иначе бы он не боролся и не пытался выбраться из им же созданной глупой ситуации. И выбрался бы ( горло не было перетянуто петлей, с трудом, но мог дышать), так как был физически крепкий, если бы не произошло непредвиденное - разрыв позвонка. Поэт Клычков после похорон Есенина попытался найти человека, который ночью проходил мимо номера Есенина и спровоцировал  его действия , нашел этого человека и беседовал с ним.По замыслу Есенина, игру в самоубийство они должны были осуществить на квартире Эрлиха, когда последний будет возвращаться с друзьями, и они с Клычковым услышат их шаги.Но, оказавшись в гостинице "Англетер", Есенин решил перенести трагическую игру в её стены, видимо, посчитав, что в логове партийной номенклатуры, в которой он стал разочаровываться, игра зазвучит более ярко и убедительно, это будет на самом деле мировой скандал, к чему Есенин и стремился - к мировой славе, к хулиганству литератора в мировом масштабе ( к этому стремились и большевики), что  удалось частично в поездках по другим странам.  Погиб Есенин от разрыва позвонка, а не от удушения, полной асфиксии не было, что нам показывает странгуляционная полоса на шее поэта - только с одной правой стороны ( смотреть фото мертвого Есенина), также отсутствие вытянутого языка, отсутствие посинения лица, о чем оставлены воспоминания друзей.Г. Бениславская, лучше всех знавшая Есенина, не поверила в самоубийство Есенина,говорила, что он слаб для этого, в чем и сам поэт признавался, называя себя трусом, малодушным...То, как совершаются настоящие самоубийства, показала на личном примере сама Г. Бениславская. Она год вынашивает идею самоубийства, никому не говорит об этом ( Есенин же постоянно говорит о смерти всем подряд и на словах и в творчестве), приходит на могилу Есенина, пишет предсмертную записку, никому её не передает, и стреляется. Чекисты однозначно не убивали поэта, потому что он 4 дня проживал НЕЗАКОННО на режимном объекте, чем была гостиница "Англетер". В 1925 г. гостиница была превращена в респектабельное общежитие ответственных партийных работников,видных культурных деятелей...В общем проживало около 200 человек, из которых около 50 человек - это обслуживающий персонал. Никому  в голову  не могло придти дурной мысли убить Есенина там, где их жены и дети! Да и кто бы это позволил сделать? Общежитие находилось в подчинении ленинградского ГПУ, никто не имел право без разрешения не только проживать, но и заходить на режимный объект, где не только проживали, но и работали чекисты.Проще было бы договориться с уголовниками, которые бы сунули пьяному поэту в темном переулке нож в спину...Так что убийство Есенина в гостинице "Англетер" - абсурдный вымысел, этим он и привлекателен для тех, кто не пытается самостоятельно разобраться в этом вопросе. Если бы чекисты захотели убить, они бы это сделали открыто, согласно должностной инструкции!
1925 год был самым плодотворным в творческом плане в жизни Есенина. Без поддержки власти такого подъема поэт бы не испытал. Им написано более 60 произведений, не считая многие, которые не вошли в собрание сочинений. С конца декабря по июнь вышло семь книг поэта - "Русь Советская", "Страна Советская","Песнь о великом походе", "О России и революции", "Березовый ситец","Персидские мотивы", "Избранные стихи", Есенин приступил к подготовке собрания сочинений, которое вышло уже после смерти поэта. Всего поэтом издано около 40 книг за 14 лет зрелого творчества. С  1922 года  работало Главное управление по делам литературы и издательств при Наркомпроссе. Без разрешительной визы Главлита не могло появиться ни одно печатное произведение. Мы видим, что Есенину -  зеленая дорога, печатают не только идеологически правильные произведения, но и  хулиганские.  И в этот же год творческого подъема и всенародного признания на Есенина навешивают ярлыки алкоголика и сумасшедшего, у него усиливаются суицидальные наклонности, что никак не состыкуется с его плодовитостью и желанием сподобиться великой судьбе Пушкина. Последние месяцы жизни не были пустыми в творческом плане, Есенин продолжает много писать."Прет черт знает как. Не могу остановиться. Как заведенная машина", - признавался он друзьям.   Ответ на такие фантастические метаморфозы можно найти только в одном: Есенин был в первую очередь трудоголиком, который нуждался в сочувствии и в понимании, в консультациях специалистов, а  не в злобной критике, которая только усиливала его тягу к спиртным напиткам, чтобы снять  перенапряжение. Но бытовое пьянство и алкоголизм - это не одно и то же, как и эмоциональное расстройство и сумасшествие. Алкоголизм и сумасшествие опустошили бы поэта полностью, а Есенин проявлял творческую потенцию до последнего дня жизни. Много еще есть противоречий  между реальным поведением поэта и тем, как его оценивали со стороны и врачи, в чем надо еще разбираться. 
   Кому была выгодна смерть великого  поэта в конце  1925 года ? Ровным счетом никому. Есенин не был для Советской власти врагом, а, наоборот, был яростным её попутчиком, у него было написано заявление в партию.
                Мать моя родина,
                Я большевик.
                -
                Теперь в советской стороне
                Я самый яростный попутчик.    
  Если бы власть захотела уничтожить поэта, то она  нашла бы для этого самый простой способ – не издавать поэта и не помогать ему в конфликтных ситуациях.  Чтобы произошло политическое убийство, для этого должен быть заговор, санкционированный первыми лицами государства. Надо хорошо помнить, что  Есенин в 20 годы не был той значительной личностью, какой сегодня сделало его время. Во время  самоубийства Есенина проходил 14 съезд партии ( с 18 по 30 декабря)  с повесткой  на индустриализацию страны —  в кратчайший срок превратить СССР из аграрной страны в великую в военно-промышленную державу, не считаясь ни с какими жертвами. Каменев на съезде партии открыто выступил против Сталина. «Я пришел к убеждению, что товарищ Сталин не может выполнять роль объединителя большевистского штаба. Мы против теории единоначалия, мы против того, чтобы создавать вождя!»
 Версия убийства поэта во многом надуманная и не отвечает ни психологическому состоянию поэта, ни документам, ни сложившейся обстановке вокруг поэта. Имеющиеся документы критикуются за несовершенство, но других нет;  с другой стороны, нам предлагаются бездоказательные домыслы, поверить в них как в чудо, ссылаясь только на мнение авторитетов, как будто авторитеты не подвержены ошибкам и предвзятости. Домыслы о Есенине оправданы, если они опираются на знание его характера, на знание его психологии поэта, когда мнения не знающих друг друга людей совпадают и подтверждаются творчеством  Есенина. Ни Троцкий, ни Зиновьев, ни Каменев, ни Киров, ни Дзержинский, ни Луначарский, ни  Фрунзе, ни другие партийные деятели не дали  бы совершить политическое убийство , потому что все понимали значимость поэта для литературы  и для революции. Есенин с почтением относился к Троцкому, который предлагал возглавить крестьянских литераторов и издавать журнал. Есенин отказался от предложения не потому, что плохо относился к вождю ( как показано в фильме или пишут некоторые исследователи), а потому, что боялся политической и материальной ответственности ( о чем Троцкий его предупредил). С другой стороны, поэт не хотел отказываться от  привычного образа  жизни, не хотел превращаться в литературного клерка , хотя, если бы согласился, его жизнь развернулась бы  в противоположную сторону: он  бы  получил квартиру ( квартиры давали в  первую очередь ответственным работникам) и у него был бы постоянный заработок.  Так друг Есенина С. Клычков, став секретарем отдела прозы в журнале « Красная новь», получил комнату. У Есенина же была установка, что у настоящего  поэта не должно быть своего жилья и чего-либо …И в этом было его глубочайшее заблуждение. Разве Троцкий сделал бы  такое предложение ( быть вождем крестьянских литераторов), если бы Есенин был сумасшедшим и алкоголиком и чужд советской власти?..  Даже Сталин в этот период был расположен к поэту, встречался с ним и предлагал  переводить грузинских поэтов. На одном из политических мероприятий Есенин должен был выступать после…Ленина, который имел в своей библиотеке книги поэта! Но Есенин по личной недисциплинированности не смог вовремя подойти, на что вождь недовольно заметил: «Ну, где этот ваш поэт!?».- видимо, очень желая с ним познакомиться.  Есенин был сыном своего времени, и этим он интересен. Не надо сегодня его перекрашивать, исходя из новых политических реалий. Не только Есенин творил себя, но и эпоха формировала характер и образы поэта. Убежденный большевик хорошо видел расклад политических сил в стране, видел, что этот расклад в последнее время не в его пользу: поддерживающие его партийные вожди постепенно выдавливаются с первых позиций, теряют власть. Понимал ли поэт,  к какому кровавому  будущему идет страна с усилением власти Сталина? Вполне возможно,  что в этой мясорубке  он не видел своего будущего, кроме одного – быть униженной жертвой! Нет сомнения, что свободолюбивый поэт был бы расстрелян как троцкист в 30 годы,( может быть, Сталин сделал ему исключение, не знаем и никто не знает...) как расстреляли  его  лучших друзей Н. Клюева, С. Клычкова…,как расстреляли в августе 1937 г. его сына Юрия 1915 г.р., обвиненного в контрреволюции, терроризме, участии заговора против Сталина. Мать Изряднова ( умерла в 1946 г) так и не узнала о трагической судьбе сына, которого реабилитировали в  1956 г. Но пока власти было не до Есенина, он был хотя и с крестьянским уклоном, но певцом революции,  то есть своим человеком, каким был и его оппонент В. Маяковский,который писал:  «Стихи и революция как-то объединились в голове… Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня ( и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция»…Таким был и Блок, и другие литераторы….Революция была коллективным сумасшествием, противостоять чему было сродни самоубийству.
Если бы заговор  против поэта состоялся, Есенин  узнал об этом в  тот же день и в Ленинград  не поехал, как в приготовленную ловушку. Да и мотив политического убийства слишком  нереально надуманный: якобы у Есенина была  компрометирующая  телеграмма, которую во время отречения послал Каменев царю, и она могла бы  сыграть роковую роль в борьбе за власть. Опасаясь проигрыша своей группировки и ради победы над Сталиным,  Троцкий  якобы и отдал приказ убить Есенина, забывая, что в это время поэт был очень дружен с Троцким.  Он  бы сам с удовольствием отдал эту телеграмму, если бы только она у него была,но её не было, а была очередная шутка Есенина для поддержания своего статуса в какой-то компании.  Так что серьезных мотивов  для убийства Есенина не было, следовательно, не было и убийства.  В последнее время у поэта был страх за свою жизнь, он был уверен, что его хотят убить. Связано ли это с эмоциональным расстройством или же страх имел под собой реальную почву( могли убить на бытовой почве за обиды), мы не знаем. Но в одном можно быть уверенным, что с политикой это никак не связано, потому что у власти не было никаких мотивов убивать близкого им по духу и по классовому происхождению поэта. Есенин много раз критиковал власть ( критиковали многие, только не всем позволяли), но власть прощала  не только критику, но и его хулиганские выходки, даже спасала от тюрьмы и расстрела. Есенин дружил с убийцей Урицкого, возил его к себе на родину, он дружил с писателем А. Ганиным, которого расстреляли за создание якобы фашисткой организации; власть не могла бы простить дружбу с богемой,  чтение стихов царской семье, не могла бы простить и дружбу с эсерами,  сотрудничество с их газетами. На Есенина  было заведено  13 уголовных дел за  реальные хулиганские поступки, а не якобы спровоцированные кем-то действия. Спровоцировать можно одно, другое, но десятки случаев – это уже личная проблема Есенина, а не окружения! Хулиганские поступки – это опять же сознательное демонстративное поведение с целью привлечь к себе внимание. Как говорил сам поэт – это разновидность рекламы. Сначала  эпатажное поведение, чаще всего в составе своей банды имажинистов( как он сам называл), потом о хулиганах-поэтах напишут многочисленные газеты. Есенину очень нравилось, когда появлялись статьи в газетах о его скандалах, с интересом их читал и коллекционировал. Потом возрастал интерес уже к личности Есенина, хорошо раскупались его книги, и народ валом валил на концерты имажинистов или одного Есенина. Цель была достигнута – поэтический бизнес шел в гору. «Скандалы привлекают публику-дуру», - говорил поэт.
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
Конечно, не Есенин выдумал хулиганский способ самоутверждения как наиболее удачный: за 10 лет до Есенина футуристы начали хулиганить в литературе и учить этому других. Да и сегодня мы можем  нередко видеть, что хулиганский способ самоутверждения не ушел из нашей жизни : мы видим хулиганов политиков, поэтов , журналистов…Мы видим известных
артистов, которые гастролируют по стране с образом Есенина-хулигана, дающий им хорошие сборы, следовательно, прав был поэт, говоря, что  публика - дура…   Власть хорошо понимала, что Есенин не настоящий хулиган, а поэт-артист, который играет хулигана, образ которого был сродни и самим большевикам; ведь они тоже были по своему характеру  хулиганы, только настоящие, сотрясающие не только общество, но и мировой порядок! Троцкий в   статье о поэте употребляет слово «хулиган» в кавычках, ясно давая понять, что настоящий Есенин не совпадает с созданным им образом хулигана, что к хулиганским образам и хулиганскому поведению надо подходит  с пониманием, как к литературному методу и артистизму,  а не прямолинейно, как это делалось и делается.


Рецензии
Декабрь 25-го. 14 съезд - кульминация для Сталина (или-или).Конечно у него УЖЕ в руках и ОГПУ ,и Украинская делегация ("болото"),под рук. только что назначенного им "своего" 32-летнего Кагановича. НО Ему нужна ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ победа. Он знает (прослушка?), что КАМЕНЕВ выступит , даже не с критикой,а с требованием (!) СНЯТЬ Сталина с должности ! (Самоубийственное мужество, единств.ПУБЛИЧНО за ВСЕ годы Советов, даже Ленин тайком,- просил вскрыть после его смерти). Сталин подготовил ответ: "Каменев в марте 17-го послал Привет.-Восхищ. телеграмму в.кн.Михаилу ,отрекшемуся от престола". Каменев крикнул : "Ложь!"(Стен.Съезда). КЛЮЧЕВОГО доказательства,кроме слухов, у Кобы НЕ БЫЛО. Так вот, Есенин в кабаках, якобы, кричал по пьяне, что эта телеграмма - У НЕГО ! .. - За что купил ...

Некрас Игнатов   16.01.2019 19:11     Заявить о нарушении
Есенин в политику не лез, хотя и написал заявление в партию.Власть положительно относилась к его творчеству. Несмотря на критику власти в лице Троцкого, Есенин постоянно публиковали, уже при жизни стали издавать собрание сочинений. Троцкий предлагал возглавить крестьянских поэтов и стать редактором журнала. Есенин встречался со Сталиным, который предлагал переводить грузинских поэтов. 25 год - это год борьбы различных группировок за власть. Есенин четко не определился в своих политических пристрастиях,поэтому никому не был опасен, да и сам он говорил, что его интересует только поэзия. если Есенин и знал про какую-то телеграмму, компрометирующую группировку Троцкого и выгодную Сталину, никто бы не стал в этой ситуации убивать поэта, сделав себе хуже из-за какого-то Есенина. Ведь неизвестно, кто победит. Есенина хоронили за государственный счет. Депутаты съезда пришли проститься с поэтом. Так что мотивы смерти Есенина совсем другие. Есенина бы убили в 30 годы, если остался жить. Но в 25 году Есенина для большевиков был свой человек. У него была крыша на самом верху в лице Кирова, Луначарского и других партийных лидеров.Никто бы не осмелился сделать выпад против Есенина, не говоря уже о том, чтобы убить!

Николай Проков   16.01.2019 19:41   Заявить о нарушении
1. ТЛГ нужна была Ст. "кровь из носа"(в декабре). 2. "Вся" Москва могла знатьоб этом.3. Есенин - великий поэт, но "ходячий русский КУРАЖ" .. 4. Окружён агентами ,доносящими КАЖДОЕ слово. 5. Могли дать Ст. приказ ДОБЫТЬ ТЛГ любым путём ? - Мог. (конечно,пытками). 6. Кто ,для него грузина, уже прожжёного циника, русский поэт Есенин ?(в свете пролетарской борьбы). Десятилетия при Нём, Сталине, издания стихов Есенина ,были под гласным и негласным Запретом (и Это - не фантазии).

Некрас Игнатов   16.01.2019 20:50   Заявить о нарушении