Право на нелюбовь или Про геркулесовую кашу

Родившийся на свет младенец нуждается в тепле, пищи, заботе и… любви. Живое нуждается в любви. Но жизнь – не только любовь, но и проявления нелюбви, в том числе, нашей нелюбви к другому.
Живое нуждается в любви.
Для растения любовь – солнечный свет, для высших форм жизни, таких как, например птицы или млекопитающие  – забота о потомстве, защита семьи (прайда, стаи и т. п.).
Но для человека все гораздо сложнее.
И если в детстве человек в целом по своим нуждам близок к собратьям-млекопитающим, то с возрастом его потребность в любви может выражаться в желании быть не просто принадлежным к тому или иному сообществу, но и в желании быть признанным, в желании занимать особое место «в стае» единомышленников или в семье.
Где оно – начало любви?
- Там же, где начало человека. И с любовью и с нелюбовью человек сталкивается уже в утробе матери.
Люди ищут любовь и часто задаются вопросом, а где должна быть любовь? – Внутри, в моем сердце? Или же снаружи?
Правда, как всегда посередине. Ведь любовь нужна человеку и как внутреннее состояние и как принятие другим, т. е. из вне.
Но есть и другая сторона любви.
Первый значимый человек в нашей жизни – мать и именно она становится источником любви, но и не любви тоже. Как тут не вспомнить про хорошую и плохую грудь (см. у М. Кляйн). Хорошая грудь – символ любви и удовлетворения, а плохая – та самая другая сторона любви.
Младенец неизбежно сталкивается и с той и с другой и это опыт, который он проносит через жизнь, ведь не вечно на небе солнце, на нем и тучки случаются.
Т. о., первый опыт любви, как и не любви человек получает в младенчестве от матери.
«Плохая грудь» - та, что отвергается младенцем, но мамочке свойственно настаивать, ведь она тревожится о том, что ребенок останется голодным.
Казалось бы, что в этом плохого?..
А дальше с мамой в унисон бабушка записывает внука или внучку в «общество чистых тарелок», в детском саду воспитатели чуть ли не силой запихивают в рот кашу, «чтобы быть сильным», как эта каша, носящая одноименное название с героем римских мифов или мучают молоком с пенками…
А потом мама злится, что ты дружишь «не с той девочкой», а папа ревнует к «плохому парню» и вообще «тебя твои друзья непременно научат плохому!».
Жизнь все равно научит… И в том числе тому, что однажды ты поймаешь себя на том, что не хочешь слушать мамины нотации по телефону, не хочешь читать книги, которые рекомендует отец, не хочешь дружит с Федей, а хочешь с Васей и замуж тебе лучше идти, как бы не настаивала бабушка, не за Павлика из соседнего подъезда, а за хулигана Петьку!
Однажды ты проснешься и поймешь, что от овсянки тебя уже воротит, и ты хочешь от нее сбежать. НО от нее не так просто сбежать, ведь она словно в сказке, повинуясь волшебной фразе  «горшочек вари!» лезет изо всех щелей, заполняя собой все пространство, вплоть до соседних улиц.
Почему же так случается, легко понять, если вспомнить эмоции, которыми сопровождается попытка сепарации и самостоятельного выбора. А также их (этих эмоций) происхождение.
С детства ты только и слышал, что если не съешь эту злосчастную кашу, то:
- не будешь здоровым!
- не будешь сильным!
- не пойдешь гулять!
- тебе не купят велосипед
И еще, что раз кашу не ешь, ты «не любишь маму»  или папу, а скорее всего весь свой род, ведь поедание каши происходит «положечно», и каждая ложка «за маму», «за папу», «за бабушку», «за дедушку» и так до седьмого колена!
И хорошо, если среди этих нескончаемых ложек случится ложка за тебя самого!
Так человека с детства приучают к любви! А точнее к тому, что при всей большой любви к родственникам, он начинает их тихо ненавидеть.
В психике происходит расщепление на плохое и хорошее Я.
«Я-хороший» – люблю маму, «я – плохой» - ненавижуууу, потому, что НЕНАВИЖУ ЭТУ КАШУ!
Ребенку сложно отделить объект от субъекта вместе со своими чувствами и для него каша становится символом плохой мамы, ведь кашу ненавидеть можно, а маму – нельзя (небезопасно для жизни, т. к. жизнь ребенка зависит от матери)!
Избирательность – нормальное свойство взрослого и у него, к счастью есть выбор, но дается он не простой ценой. Цена выбора даже не одна – стыд и вина, а дальше из них вытекают сомнения, самоедство, самобичевание и куча всяких самоистязаний.
…Как тогда, когда значимые взрослые кормили тебя кашей.
Не любить стыдно! – транслировали тебе. Не съел – не любишь – виноват!
Схема проста как дважды два.
Но если дважды два – четыре, то в реальной жизни у такого воспитания последствия куда более длительные, чем четыре дня, месяца или года…
Когда ты вырастешь, ты поймешь, что у тебя есть право не только на любовь, но и на нелюбовь, хотя, возможно, твои уже старенькие родители, будут внушать, что плохо, что ты не заговорил с Наташей, ведь она такая хорошая девочка…
Взросление отменяет вину и приводит к ответственности за себя и свою жизнь и хоть это не делает жизнь легче, ведь она не всегда нас балует подарками, но дает понимание, что ответ на вопрос «хорошо или плохо?» у нас внутри, и дает возможность отказать маме в ответ на ее попытку засунуть в тебя «еще ложечку»…
Не многовато ли «ответа» получилось в предложении?))
- Границы ОТВЕТственности мы определяем сами!
p. s.  У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРАВО, КАК ЛЮБИТЬ, ТАК И ЧТО-ТО / КОГО-ТО НЕ ЛЮБИТЬ!
Не любишь овсянку – не мучайся, а выбирай – выбирай то, что любишь!


Рецензии