Обо всем понемногу часть третья
Казалось, я в туристическом турне. Шли недели, месяцы, но не покидало чувство временности. Приглядывалась к новой стране. Круговорот дел, маленькие дети, муж , не нашедший себя в новой обстановке,- все требовало моей полной самоотдачи .
Прочитала в газете, что в Иерусалиме открываются полуторагодичные курсы учителей истории, географии и всемирной литературы. Поехала и поступила, не подозревала, что попала в религиозный колледж имени Лифшица. До того времени я никогда не встречала религиозных евреев в их национальной одежде и очень плохо разбиралась в вопросах религии.
Занятия начинались в восемь утра и заканчивались в пять. Учащимся предоставили общежитие. Оно располагалось неподалеку, в религиозном квартале. Там кормили ужином, но я ни разу не воспользовалась этими услугами. Как я могла бросить своих домашних? Приходилось вставать в пять утра, ехать из Нес Ционы в Ришон Ле Цион, а иногда и в Тель Авив, пересаживаться на автобус до Иерусалима, а там чаще всего в целях экономии идти в колледж шесть остановок пешком. Вечером попадала домой часам к восьми. Накапливалась усталость.
Учиться любила всегда. Об иудаизме не знала ничего. О Торе только слышала. Мы изучали историю еврейского народа, книги Танаха, Кабалу, Мишну, преподаватели цитировали Рамбама и Раши. Лишних знаний не бывает, в этом убеждалась много раз и все, что выучила, пригодилось, когда начала работать экскурсоводом.
Атмосфера на курсах не нравилась, многие из преподавателей раздражали, одни мелочностью, другие гнустным характером. Только один вызывал у меня уважение: сутулый, внешне невзрачный, на лекциях он расцветал. За словами чувствовался цепкий ум и глубокие знания. Его слушали с интересом. Куратором назначили бывшего одессита, преподавателя русского языка и литературы, человека жесткого. Я воображала, каким он был в Союзе, как держал класс и проповедовал социалистические ценности. Приехав в страну в конце восьмидесятых, разобрался быстро в обстановке, жена приняла гиюр, дочерей он отправил учиться в религиозную школу, а сам получил место преподавателя в ешиве. Чем еще заняться русскому филологу в Израиле?
На курсах процветала семейственность. Английский вела дочь нашего куратора, другой его родственник имел лекционные часы по нескольким предметам. Со стороны администрации чувствовалось презрительное отношение к русским, высокомерное-к женщинам.
Оказалось, словам верить нельзя. Обещали бесплатно кормить обедом, месяц давали талоны в кафе, потом в перерыв привозили сендвичи, а по окончании курса, неожиданно потребовали оплатить еду, грозя, в противном случае не выдать дипломы.
Одна из сокурсниц жила неподалеку, на Бен-Иуда. В ее доме, на верхнем этаже помещался « массажный кабинет». Так в Израиле называют квартиры, где обслуживают девочки по вызову. Она видела, как оттуда выходили двое наших преподавателей.
В лекциях этих педагогов сквозил болезненный интерес к сексу. История подавалась как похабный анекдот.
Заметила, что в религиозной среде часто патологическое отношение к обычным взаимоотношениям полов. Возможно, по причине разъединения мальчиков и девочек с самого раннего детства или из-за того, что взрослые мужчины физически не работают, а также и из-за родственных браков. Это доведено до уродства, до абсурда, например, есть желающие посадить народ по половому признаку в общественном транспорте, разделить их движение по разным сторонам улицы.
Казалось, образ жизни этих людей застыл заморожен в веках. Время для них остановилось. Это видно и во взглядах и в средневековой одежде. Живя в государстве, они не признают его. Для них авторитет равинов превыше законов страны и даже законов Торы. Из государства для своей общины они хотят максимально выкачать все, что можно. Беда! Ахилесова пята Израиля.
Свидетельство о публикации №219011601879