Обо всем понемногу часть третья

                ***
     Казалось,  я в туристическом турне. Шли недели, месяцы, но не покидало чувство временности. Приглядывалась к новой стране. Круговорот дел, маленькие дети, муж , не нашедший себя в новой обстановке,- все требовало моей  полной самоотдачи .
     Прочитала в газете, что в Иерусалиме  открываются полуторагодичные курсы учителей истории, географии и всемирной литературы. Поехала и поступила, не подозревала, что попала в религиозный колледж  имени Лифшица. До того времени я никогда не встречала  религиозных евреев  в их национальной одежде и очень  плохо разбиралась в вопросах религии.
     Занятия начинались в восемь утра и заканчивались в пять. Учащимся предоставили общежитие. Оно располагалось неподалеку, в религиозном квартале. Там кормили ужином, но я ни разу не воспользовалась этими услугами. Как я могла бросить своих домашних? Приходилось вставать в пять утра, ехать из Нес Ционы в Ришон Ле Цион, а иногда и в Тель Авив, пересаживаться на автобус до Иерусалима, а там  чаще всего в целях экономии идти в колледж  шесть остановок пешком. Вечером  попадала домой часам к восьми. Накапливалась усталость.
     Учиться любила всегда. Об иудаизме не знала ничего. О Торе только слышала. Мы изучали историю еврейского народа, книги Танаха, Кабалу, Мишну, преподаватели цитировали Рамбама и Раши. Лишних знаний не бывает, в этом убеждалась много раз  и все, что  выучила, пригодилось, когда начала работать экскурсоводом.
       Атмосфера на курсах  не нравилась, многие из преподавателей раздражали, одни  мелочностью, другие гнустным характером. Только один вызывал у меня уважение: сутулый, внешне невзрачный, на лекциях он  расцветал. За словами чувствовался цепкий ум и глубокие знания. Его слушали с интересом. Куратором назначили  бывшего одессита, преподавателя русского языка и литературы, человека жесткого. Я воображала, каким он был в Союзе, как держал класс и проповедовал  социалистические ценности. Приехав в страну в конце восьмидесятых, разобрался быстро в обстановке, жена приняла гиюр, дочерей он отправил учиться в религиозную школу, а сам получил место преподавателя в ешиве. Чем  еще заняться русскому филологу в Израиле?
     На курсах   процветала семейственность. Английский вела дочь нашего куратора, другой  его родственник  имел лекционные часы по нескольким  предметам. Со стороны администрации чувствовалось  презрительное отношение к русским,  высокомерное-к женщинам.
       Оказалось, словам верить нельзя. Обещали бесплатно кормить обедом, месяц  давали талоны  в кафе, потом в перерыв привозили сендвичи, а по окончании курса,  неожиданно потребовали оплатить еду, грозя, в противном случае не выдать дипломы.
               
      Одна из сокурсниц жила неподалеку, на Бен-Иуда. В ее доме, на верхнем этаже помещался  « массажный кабинет». Так в Израиле называют квартиры, где обслуживают девочки по вызову. Она видела, как оттуда выходили двое наших преподавателей.
      В лекциях этих педагогов сквозил болезненный интерес к  сексу. История подавалась как похабный анекдот. 
      Заметила, что в религиозной среде часто  патологическое отношение к обычным  взаимоотношениям  полов. Возможно, по причине разъединения мальчиков и девочек с самого раннего детства или  из-за того, что взрослые мужчины  физически не работают, а  также и  из-за родственных браков. Это доведено до уродства, до абсурда, например, есть желающие посадить народ по половому признаку в общественном транспорте, разделить их движение по разным сторонам улицы.
     Казалось, образ жизни этих людей застыл заморожен в веках. Время для них остановилось. Это видно и во взглядах и в средневековой одежде. Живя в государстве, они не признают его. Для них авторитет равинов превыше законов страны и даже законов Торы. Из государства для своей общины они хотят максимально выкачать все, что можно. Беда! Ахилесова пята Израиля.
               


Рецензии