Обо всем понемногу часть четвертая

      В Иерусалиме в обществе охраны природы  открылись  курсы  экскурсоводов на русском языке  для тех, кто работал гидом в Союзе. Принимали только иерусалимцев. Я прошла интервью. Меня приняли, хотя не жила в Иерусалиме. 
      Лекции на курсах чередовались с экскурсиями. Мы объездили  страну, побывали на  Мосаде, в Кейсарии, Назарете, на горе Тавор, куда поднимались пешком, на такси не наскребли денег. Я вскарабкалась за сорок минут в числе первых, мокрая насквозь. Победа, - все кричало внутри. Значит, еще могу! Гора поросла кустарником, невысокими деревьями, скользкая после дождя. Ночь упала сразу, в пять. В темноте мы осматривали два монастыря  Преображения: францисканский и греко- ортодоксальный. Возвращались в полной  темноте, едва – едва различая под ногами темные и светлые пятна, снизу доносились звуки арабской молитвы и необыкновенное чувство покоя разливалось в воздухе. Казалось, переехав  в  Израиль, все интересное оставила  позади, а,вот, нет, жизнь продолжается, такая  красота вокруг.
    19 августа 1991 в Союзе произошел  военный переворот. Старенький  телевизор, его  где-то раздобыл брат Юрка, показывал только два канала и оба на иврите, причем видимость оставляла  желать  лучшего, но  мы не выключали его ни на минуту. 
               
    События накатывались одно на другое. В Крыму арестовали Горбачева  (Хрущевский вариант), люди запрудили улицы Москвы, стараясь остановить танки. Ельцин выступил на танке, как Ильич на броневике, Белый дом  забаррикадировался.  Я думала о своих друзьях, что они делают, что ждет страну? В дневнике записала, на троне силы  КГБ, партократии и армии, найдутся ли там Чаадаевы и  Сахаровы и смогут ли они попасть во власть и навести порядок?
    В сентябре Израиль отметил ем кипур (судный день), прежде я не знала о существовании такого дня.
    Дети катались на велосипедах. Все учреждения, магазины, рынки, рестораны и  даже радио и телевидение не работали. Народ  постился или, по меньшей мере, те, что не соблюдали пост, не демонстрировали свой демарш. Мне это казалось пережитком средневековья. Очень разноликое государство и как не просто его понять, принять и жить в нем. Противостояние разных групп населения: религиозных и светских, левых и правых, поселенцев, ашкеназов и сефардов...при дикой ненависти  к нему  большинства стран мира и некоторых собственных граждан. Страна  достигла огромных достижений в ряде областей и безнадежно отстала  в  других. Так я думала тогда. Ею нужно было переболеть.
     30 декабря 1991г. 69 лет со дня рождения  СССР и в этот день спуск красного знамени и официальный конец существования государства с таким названием. Как символично! С тревогой мир следил за этими событиями. Мои чувства прыгали как стеклышки в калейдоскопе. Наверно, зря переехали. Может  быть, страна станет теперь нормальной, как все европейские государства и я там смогла бы заняться  тем,чем хотелось: снимала бы документальное кино, читала бы лекции о поэзии начала века, закончила бы,в конце концов,свою диссертацию и писала бы...Я спрашивала себя, что будет со мной здесь, спрашивала и не видела никакого решения.
    Устроилась в ивритскую семью присматривать за детьми. Забирала младшего из детсада, старший  из школы приходил сам, кормила ребят  бутербродами  и  ждала возвращения с работы их матери. Через месяц меня  расчитали. Хозяйка объяснила, что ей нужно сделать генеральную уборку, а платить  мне за присмотр  детей  и другой за уборку, для нее слишком накладно. Она возьмет человека, могущего делать  два дела сразу. Почему этим человеком не могу оказаться  я, она не объяснила.
   Тогда  отправилась в службу по уходу за стариками. Меня  определили  в семью к сумашедшей. Она что-то кричала на арабском и размахивала руками, иврит не знала, то ли арабка, то ли иеменская еврейка, правда, ухаживать за ней меня не допустили. Я даже ни разу не зашла в их дом, послали  в сад сгребать траву в кучки и полоть сорняк. Долго там не продержалась, через пару месяцев перевели  к  украинским евреям – типичным шляхтичам –приехавшим  из Полтавы пятьдесят лет назад. Дедуля упал и передвигался на костылях, ему выделили помощницу. Три раза в неделю являлась я, и вместо  того, чтобы развлекать старика, получала от  бабули в руки швабру и ведро.
               
      Три раза в неделю выдраивала их полы, ванну, туалет и кухню, потом  меня это взбесило, зачем так часто делать полную уборку, я не знала, что   уборка  вовсе не входила в круг моих обязанностей. Человека присылают только для помощи  немощному.
       Как-то появился  хозяйский сын, мамаша  выскочила в магазин, он спросил меня о ней и мы разговорились. Оказалось,  сын  занимает важный пост в авиации и увлекается живописью. Удивленный моими познаниями, он, видно, попросил маменьку поменьше меня эксплуатировать. Уже на следующий день она сообщила, что не нуждается в моих услугах и добавила: « Ты слишком культурная, а мне нужна черная корова, которая работает как лошадь, а на нее не стыдно прикрикнуть и приказать. Ты в прислуги не годишься!» Я расстроилась. Полтора месяца вкалывала до боли в руках, а что теперь?
      Никакой перспективы не намечалось. Заходила в Техон, вдруг нужен учитель русской словестности, в Гестодрут  Тель Авива- могу читать лекции  для олим, попросили выслать копии  и обещали перезвонить. Обещания оставались обещаниями, но никто не отозвался. Сокурсница по иерусалимским курсам  экскурсоводов устроилась в общество « Охраны природы », меня записала внештатным гидом,но работы не давали и там. Тогда я  обратилась в родной ульпан  и провела  по Нес Ционе несколько экскурсий. Потом прочла цикл лекций по истории Израиля для  русских детей в одной из школ Бат Яма.
     Иерусалимские курсы  предложили стажеровку. Мне выпали улиц Невеим, Рехавия и Сионская гора, не важно,что бесплатно, главное – это  шаг в правильном направлении.
     С действительностью меня примирила первая настоящая экскурсия, проведенная в Израиле.
     - Ура! Ура,- кричала я сама себе, задирая вверх голову.

               
     Поездок  было немного. Иногда мне  звонили  из ульпанов от Беер Шевы до Герцлии. Мэр Холона задумал познакомить олим с родным городом. Это дало  немного работы, самый мизер.
               В один из  выходных  к нам  приехала  Таня Смирнова, мы вместе   работали  в Харьковском бюро путешествий. Ее  привез будущий муж  Юрий, израильтянин, ватик, старше Тани лет на двадцать. Родился  он  в Ташкенте, жил в Польше а потом с родителями в 13 лет переехал  в Израиль. Юра с Таней повезли нас в Азур в арабскую шашлычную, затем к себе домой. Ему от родителей достался  в Яффо трехэтажный  особняк. 
     Дом  удивил  необычной архитектурой. На одном из этажей располагалась настоящая финская сауна, на последнем огромная ванна с джакузи, везде крутые лестницы, ведущие в многочисленные помещения, оригинальные  гравюры на стенах, темные нежаркие комнаты, уютная  крыша. В таком здании можно разместить несколько семей, а они  вдвоем, не страшно ли?
     Впервые прогулялась по старому Яффо, понравились его старинные улочки в восточном стиле, внутренние дворики, спрятанные от жары, художники, рисующие прохожих. Напомнило кадры из передачи « Клуб путешественников».
                ***               
     Денег  не хватало  и я  устроилась  уборщицей в супермаркет. Зарплата смехотворная, пять шекелей в час, трудилась по пять часов в день. Гордо прохаживалась по  магазину с тележкой, на ней лежал мой инвентарь, швабра и тряпка. Я по – прежнему играла сама с собой.
    В  один из дней  осени 1992 г. решила позвонить Марине Фельдман. Ее обьявления  мелькали в русской прессе, а вдруг ей нужны экскурсоводы? Марина назначила встречу в Иерусалиме на автовокзале. Издалека увидела женщину с копной длинных  светлых  волос и летящей походкой. Она пригласила в кафе и мы проговорили несколько часов подряд.
               
    Читали стихи. У нас оказались общие знакомые. Марина закончила филфак в Воронеже, ее муж дружил с  Юрой Милославским, а я ним занималась в литературном кружке.
  - В ту минуту,- сказала Марина,- когда у нас в доме появился  Милославский, я поняла, что моему браку скоро прийдет конец.
     Марина вспоминала свое « хождение по мукам ». К тому времени она жила в Израиле семнадцать лет. Кем только ни работала: окончила компьютерные курсы, рисовала, работала на такси.
     Как-то на такси ей попались две женщины из Скандинавии, они попросили отвести  на торжественный ужин. Ее оставили подождать и усадили за общий стол. Одна из гостей говорила интересные вещи о будущем и Марине сказала, скоро падет Советский Союз, исчезнет  коммунизм, люди начнут ехать в Израиль и у кого будет много работы, так это у вас.
Это казалось невероятным. Туризма на русском языке не существовало, но вот Союз распался, люди  приезжают... 
     Марина обещала помочь и попросила  перезвонить ей через два дня часов в двенадцать.
     В  назначенный  день терла полы  в магазине и ждала нужного  времени. Что она скажет? Да или Нет? Звоню. Марина говорит:
-О кей!  Будь  в четыре  утра с чемоданом на остановке в Нес Ционе, тебя заберет  Менахем по пути  в аэропорт». Я пляшу от радости.
     Меня,  незнающую дорог, она послала  на две недели с группой американцев. Затем с еще одной и еще. Водитель подвозил к нужному объекту, я рассказывала, не зря проработала гидом в Харькове двадцать лет. Конечно , помогла  учеба  на  иерусалимских курсах, никто не заметил, что я не везде бывала, и никаких срывов не произошло.
               
 


Рецензии