Шахматы

Не могу вспомнить кто из них купил мне шахматный набор — доску и красивые деревянные фигуры, но они оба — отец и дед по линии матери, учили играть меня в шахматы.

Как-то раз, на зимних каникулах третьего или четвёртого класса средней школы, мы с дедом решили сыграть партейку-другую в ожидании новогоднего вечера.  Я, неожиданно для самого себя, в тот день, смог выкрутиться из сложной позиционной ситуации созданной дедом, а в конце партии даже получил материальный перевес и поставил ему мат.

Реакция деда была странная: он сильно расстроился, пошёл на мороз курить, за что сразу получил выговор от бабки; в предновогодний вечер пил больше обычного, был молчалив, и сразу после полуночи, как по телевизору пробили куранты, ушёл спать.  Больше никогда в шахматы мы с ним не играли, он отклонял все мои намёки и прямые предложения сразиться.

С отцом же мне играть было не интересно.  Он ставил мне мат менее чем за десять-пятнадцать ходов, причём всякий раз новым способом; игра длилась не более пяти минут, я не мог дать достойный отпор, это всегда портило мне настроение на весь день; но скорее всего именно эти редкие встречи возымели педагогический эффект, воспитали культуру мышления, закалили мой характер, заложили фундамент понимания, что без стратегического плана и чётких тактических действий победа в любом противостоянии невозможна.

                * * *

После восьмилетнего школьного срока, обучаясь в политехническом техникуме, я использовал приобретённое умение против одного «предпринимателя», который играл в шахматы на деньги.  По негласной договорённости с этим пацаном, наш матч проходил раз в месяц, в день выдачи стипендии.  Обычно я выигрывал у него эту государственную выплату, и ту наличность, что он наиграл с другими ученичками за этот период.  За полгода учёбы я самостоятельно смог купить себе фотоаппарат, фотоувеличитель, приличный аудио-магнитофон, собрать коллекцию аудио-записей любимых рок-групп.

Пацан как-то раз отказался выплатить мне выигрыш; после этого случая, в качестве секунданта на матч, я брал знакомого отличника по физкультуре.

                * * *

Как-то, уже в университете, на лекцию к слепому профессору, ведущему аналитическую геометрию (да, да; это не опечатка, слепой вёл геометрию!), студент Максимка захватил с собою шахматы — чтобы не скучать.  Мы сидели с ним, как положено в этом случае, на последней парте, и тихонько двигали фигуры.

В пылу сражения я позабыл «меры безопасности», что нужно молчать как рыба, т.к. у слепого необычайно острый слух, и в общем, «рабочем» шуме класса, сделав хитрый ход, я вроде бы тихонько прошипел своему сопернику: «Тебе шах!»

Слепой отреагировал сразу:

- Николай, я вижу (да, да; у него по праву в лексиконе осталось это слово!) шахматы вам интереснее чем аналитическая геометрия!
- Нет, просто тема скучная!
- Согласен, тема не самая интересная, но мы должны её пройти.  А кто, кстати, сидит от тебя по другую сторону деревянной клетчатой доски?

Розовое, румяное лицо Максимки изменилось и стало сливаться по цвету с жёлто-зелёной стеной, которую он вдобавок стал подпирать спиной, пачкая свою модную джинсовую куртку.

- Ясно, твой соперник желает остаться инкогнито!  За такую твою наглость, извини, оговорился, смелость, тряхну стариной и сыграю с тобой одну партейку в шахматы, садись на первую парту; но при одном условии: если выигрываю, то ты посещаешь все мои лекции, и сидишь здесь, на первой парте; с девочками во время занятия не заигрываешь и ведёшь подробный конспект моих лекций!

- Согласен!!! - ехидно отрезал я.
- О-о-о!!! - хором протянул класс; кто-то даже присвистнул.
- А вы чего расшумелись, лекция продолжается, только Николай пересаживается за первую парту, расставляет фигуры и ходит е2-е4; уж извини, белый цвет фигур и соответственно право первого хода оставлю за собой!
- е7-е5! - отвечаю я громко, демонстративно волоча свой скарб по пыльному проходу между партами.
- Королевский конь на f3; сядь и веди себя тихо, спектакль окончен; я буду раз в одну-две минуты подходить к тебе, а ты мне спокойным голосом сообщать свой ход; также, не более чем через пару минут, ты будешь получать мой ответ.

Я был ошеломлён, как этот человек может дальше, как ни в чём не бывало, спокойно читать лекцию и делать безошибочные и такие сильные ходы.  До этого я такое видел только в фильме про Алёхина, и думал, что это киношники для зрелищности придумали.  Но вот оно … , на моих глазах, и я в этом участвую!  Уши мои горели огнём, пульс стучал в висках, ладони потели.

Прозвенел звонок означающий окончание пары, но никто не выбежал сегодня из класса, с криком: «Ура-а-а!», размахивая сумкой.

Слепой прикалывался над окружившей первую парту публикой:

- Вы даже представить себе не можете, как приятно когда студенты остаются после занятий в душной аудитории; это означает, что им хоть что-то интересно, хотя бы шахматы!  А ваш конык Николай допрыгался, мой ферзь выходит с шахом и атакой на бедного животного!  Что же вы его так без защиты оставили?  Считаю дальнейшее сопротивление бесполезным, ваша позиция разваливается как карточный домик!

Я отклонил предложение сдаться, надеясь на какую-нибудь оплошность преподавателя в конце партии, но слепой поставил мне красивейший спёртый мат в углу доски пожертвовав ферзя.

- До свиданья, жду всех через неделю; как говорится, на том же месте в тот же час!  А вы, Николай, запаситесь общей 96-листовой тетрадкой и авторучкой с толстым стержнем к следующей лекции!

Я был раздавлен интеллектуальной мощью этого человека.  Когда все ушли, то остался сидеть над шахматной доской, в одиночестве, в пустой аудитории, пока меня не выгнала уборщица.  В дальнейшем, на протяжении всего учебного года, я каждую неделю заново переживал сыгранную партию, когда занимал «почётную» первую парту на лекции у слепого профессора.

                * * *

Крайний раз в шахматы я играл у себя дома, сидя на диване и потягивая коньяк с соперником в мини юбке, с белыми длинными волосами.  После того как она получила детский мат в 4 хода, девушка встала, потянулась как кошка после сна, одела пальто, сквозь зубы процедила: «Мог бы и поддаться, козёл! Весь романтический настрой сбил!» - и хлопнула входной дверью так, что аж штукатурка посыпалась.

                * * *

Не верьте тем, кто говорит, что шахматы полезны, развивают мышление, вырабатывают волю, формируют характер.  Как вы могли убедиться сами, от них одно сплошное расстройство, только вред душе и телу!!! ))))))))))

                2017г.

Рекомендую посмотреть:

фильм "Белый снег России", драма о судьбе четвёртого чемпиона мира по шахматам Александра Алехина. СССР, студия Мосфильм, 1980 г. Режиссёр Юрий Вышинский.

фильм «Жертвуя пешкой» (англ. Pawn Sacrifice) 2014 года — биографический фильм режиссёра Эдварда Цвика об американском гроссмейстере Бобби Фишере.


Рецензии
Замечательный рассказ.
Про слепого профессора - фантастика!
Спасибо за ссылки.
Не помню - в старом варианте они были?
С уважением,

Кандидыч   16.01.2019 18:42     Заявить о нарушении
Да, рассказ написан более года назад на конкурс, который проводила Даилда Летодиани, она и сейчас регулярно публику тормошит, за что ей низкий поклон! Ссылки на фильмы, не помню, возможно что и не давал.

А слепой профессор "утирал нос" всем зрячим, между партами в аудитории спокойно ходил и "шпоры" на слух "палил", без затруднений по учебному корпусу перемещался, а в геометрии шарил так, что зависть у меня была до ненависти, и такое бывает, потом подружились!

Коля Полкин   16.01.2019 19:59   Заявить о нарушении
Помню. Точно в рецензии читал. И отвечал там же.:)
Хорошо, что опубликовали отдельно.
Классная история.:)

Кандидыч   17.01.2019 16:38   Заявить о нарушении