Первая послевоенная зима

         Та, первая, послевоенная зима запомнилась Анне навсегда. Запомнилась надеждой, когда каждый шорох, каждый звук, каждая железка, а особенно, запах «козьей ноги»: всё напоминало о Василии. Василий был призван в первые дни войны и на перроне шуйского вокзала, его провожала Анна и двое деток: Алька и Петька. Дети не сразу узнали отца в строю, испуганно смотрели на чужого и очень серьёзного дядьку в гимнастёрке и пилотке.  Однако судьбе было угодно назначить встречу Василию с семьёй.  Поезд, в котором ехал Василий на фронт попал под бомбёжку и солдаты разбежались кто куда. Три дня пожил Василий дома: переделал все дела, словно, зная, что на войне он останется молодым и красивым навсегда.  Собирался в военкомат и говорил Анне: «Нюра, главное: детей сбереги. А мы будем немцев крепко бить на фронте!» 

       Всего одно письмо пришло от Василия из 173 стрелковой дивизии. Письмо Анне читала дочка Алька, которой на то время было семь годков. Писал, что должность у него – стрелок, что жив-здоров. Воюет. Скучает. Передавал приветы всей родне и соседям по деревне.  Письмо лежало на столе:  Алька по несколько раз читала его  матери, соседкам и даже своим тряпичным куклам.

       Запомнилась послевоенная  зима  голодом и большим количеством вшей на отощавших и поообносившихся людях. Однако, больше всего, запомнилась волчьим воем.  Зелёные точки волчьих глаз светились из темноты жутким фосфорным светом.  Через поле ходить на работу в Шую становилась небезопасно.  Ходили по несколько человек,  тревожно озираясь по сторонам. Волки, не таясь, ходили по деревням Петрилово, Трутнево и без зазрения совести ели Жучек и Полканов. 

          У Анны на дворе тоже был пёс – Волчок. Молодой красивый пёс, чем-то отдалённо смахивающий на волка. Весёлый, куражливый:  очень любил детей и всегда провожал и Анну на фабрику и детей в школу.

          В марте так мело, так крутило и кружило, что свету белого было не видать. Ветер выл в трубе, железо стучало на крыше. Волчок проспал уход Анны на работу. Проснулся, понял, что оплошал и начал  остервенело рвать и грызть верёвку. И вот уже Волчок несётся по полю и вот уже он видит идущих гуськом по полю людей и вот уже он чует Анну, которая идёт последней!   От радости, от молодости и от гордости за себя: Волчок прыгает Анне на спину! Анна, не издав звука: мягко осела в снег.  Волчок сконфуженно свистит носом и лижет Анну в лицо: «Прости, хозяйка…»  Очнувшаяся Анна вытерла лицо, отряхнула снег, оглядевшись по сторонам, сказала: «Ну, веди, защитник!»

       Василий «пропал без вести» в апреле 1942 года.  До конца своих дней Анна поминала его каждый день, хотя в глубине души всё-равно  теплилась надежда…
   


Рецензии
Тронули эти воспоминания о той проклятой войне... У меня дед тоже не вернулся, пропал без вести в 1942 году. Потомки должны знать и помнить, как воевали, жили их предки во имя жизни и спасения ныне живущих. Спасибо, Маргарита, за рассказ о солдате Василие и его семье. Н.С.

Надежда Садова   16.01.2019 16:06     Заявить о нарушении