Искупление - дело частное?

Дилетантские размышления.

Если учесть, что во многих протестантских направлениях направлениях большое внимание уделяется вопросу об искуплении, то, должно быть, какое-то мнение по этому поводу есть и у ортодоксальной Церкви. Но какое – мне это неизвестно. При рассмотрении вопроса об жертве Христа, как она изложена у кальвинистов, баптистов, и других, мне таки, не удалось понять смысл этой теории. На вопрос: за кого умер Христос, за всех людей вообще или только за избранных, у меня нет твёрдого и окончательного ответа. Тем не менее, учитывая, что такому странному вопросу, 109-й степени важности, придаётся столь большое значение, я счёл не лишним составить какое-то своё, первоначальное мнение, от которого в дальнейшем я могу отказаться.
***
Это связано с тем, что при рассмотрении догмата, а так и не смог уловить суть рассуждений, понять ход мысли протестантизма. Большинство ортодоксов об этом никогда не слышали, и им подобный вопрос не пришёл бы в голову: за кого умер Иисус, за всех людей вообще или только за избранных? И что думают об этом в РПЦ, мне также не известно. Никакой информации найти не удалось, только самые общие данные. Чтобы составить какое-то своё мнение, нужно взвесить все другие. И это, надеюсь, произойдёт в будущем. Но на данный момент пока что есть некоторые соображения, которые хотелось бы выразить.
***
Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что Иисус не только умер, но и испытал мучения. И в протестантизме на это делают особый акцент, детально изучают, что может испытывать Иисус на Кресте, поют об этом в песнях, изучают анатомию организма. Просто смерть – нечто другое, есть люди, которые всячески желают покинуть этот мир, и умирают безболезненно, незаметно и во сне. Такая смерть не идёт ни в какое сравнение с Жертвой Христа. Если объединить понятие «смерть» и «мучение», то вместе это будет «жертва». Тогда вопрос будет звучать по-иному: кому была посвящена жертва Христа? Возникает новый вопрос: почему там у них говорится именно о смерти Христа, а не о Его жертве? Хорошо бы их спросить, если кто-нибудь попадётся. Среди моих знакомых есть один кальвинист, но я общаюсь с ним только на улице, при случайной встрече, хотя когда-то пару раз был и дома у него.
***
Со своей стороны, на данный момент, я вижу наиболее уместным обсуждать не смерть Христа, а Его Жертву. Вопрос несколько меняет свой вид: не за кого умер Христос, а кому посвящена жертва Христа. Хотелось бы повторить, что моё мнение нужно считать совершенно дилетантским, не заслуживающим доверия, и высказанным лишь для того, чтобы подтолкнуть мысль, вызвать интерес к теме. Среди читателей Прозы Ру могут быть те, у кого есть знакомые протестанты, здесь будет возможность задать им некоторые вопросы, привести доводы и выслушать ответы.
***
Говоря о жертве Христа, мы также обращаем внимание и на вопрос искупления, оно же оправдание и спасение. На этот вопрос ответ вполне ясен: Иисус оправдал, искупил, обожествил и спас не всех людей, а только избранных. На основании этого, некоторые, полагая, что спасение было осуществлено не для всех, а для избранных, делают вывод, что и жертва Христа была тоже не для всех, а только для избранных. Баптисты такого толка называются «частными» или «партикулярными», а те, что полагают, что Жертва Христа адресована всех, называются «генеральными баптистами». И это две разные деноминации! Странно было бы увидеть в городе баптистов, которые ходят не в один храм, а в два разных, только из-за различий во мнениях. Но это так и есть! Ещё забавнее было бы поставить два разных храма один подле другого. Некоторое время назад в нашем городе было две организации пятидесятников, ХВЕ, и ХЕВ. В одной человек пять, и в другой человек 10. И они нашли повод, чтобы ходить не на одно собрание, а по раздельности. Возникает вопрос: достаточно ли повод был таким серьёзным, чтобы разделять группу единомышленников? В Православии те, кто крестится двумя пальцами, не изгоняется вон, а считается своим. Можно даже не поклоняться иконам и не ставить свечей, и ты будешь своим, никто тебя не выгонит. В 80-е годы я работал в одном кооперативе, который находился в подвале, и там две комнаты считались разными кооперативами. Хотя изготавливали одинаковые пластмассовые изделия и взаимодействовали друг с другом.
***
Если рассмотреть вопрос искупления, то мы обнаружим в нём два аспекта: реальность и полезность. То есть, факт того, что Иисус совершил искупление – это объективная реальность, не вымысел, не игра слов. И в этом аспекте Иисус совершил искупление абсолютно и безусловно, не для некоторых, а для всех. Но в то же время искупил он далеко не всех людей, а только избранных. Искупление произошло как факт для всех, а как польза – для некоторых. Точно таким же образом можно сказать, что Иисус был на Кресте для всех, это произошло объективно, но Его жертва полезна не для всех, а лишь для некоторых. Поэтому на вопрос: для кого умер Христос? – можно сказать, что в плане реальности Он умер для всех, а в плане полезности – для некоторых. Единого ответа не существует, и поэтому как частые баптисты, так и генеральные заблуждаются. Если для них два аспекта сливаются в один, то они представляют, что аспект и есть один, а двух аспектов нет. Если же они так считают, значит, они не правы. Соединять реальность и полезность нельзя, если же это соединение произошло в умах людей, следовательно, кальвинисты и прочие не отделяют полезность от реальности. Существование Бога также объективно реально для всех, но полезно не для всех. Бог существует, и эта весть для многих печальна, ибо она предполагает наказание за грехи. Отсутствие Бога предполагает безнаказанность и аннигиляцию души (хотя и не обязательно). Но, вместе с тем, прежде, чем делать какой-то окончательный вывод, надо разобраться в теме получше, выслушать тех и других. Пока же я не знаю официальное мнение РПЦ и ход мыслей протестантов.



27.11.18


ИСКУПЛЕНИЕ – ДЕЛО ЧАСТНОЕ ?

Пообщавшись с разными людьми, в том числе с епископом, я услышал ответ, что Иисус умер не за некоторых, а за всех. В среде протестантов эти мнения разделились. Со своей стороны, я продолжаю придерживаться прежнего своего мнения, которое отличается как от тех, так и от других. Иисус умер в плане реальности за всех люди, но в плане полезности – не за всех. В то же время возникает другой вопрос: Иисус искупил всех людей, или только тех, кто покаялся? В этом плане, я думаю, процесс искупления нужно также рассматривать в двух аспектах: реальность и полезность. В плане реальности Иисус искупил всех вообще, но в плане полезности – только тех, кто покаялся. В дальнейшем я могу изменить своё мнение, но пока буду придерживаться.


16.01.19


Рецензии