05-07. 1974. Экспедиция Онега

Исповедь. Детство и юность. Воспоминания и дневник/ Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2018. –408 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3756/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/kkzu
________________________________________

ФОТО можно посмотреть в книге по ссылкам выше.
________________________________________

05-07.1974. Экспедиция Онега.
Воспоминания и дневник

Полевая Экспедиция № 5. Западный Геофизический Трест

25/V/1974 Зачислен сезонным рабочим 2 разряда.

Место работ - 150 км от города Онега. Ближе населённых пунктов нет никаких. Болота.

Что запомнилось?

Провожал Карлуша (Сергей Воронцов). Прилично выпили на дорожку, у меня дома и на вокзале. Попрощались.
В плацкартном купе продолжил – с геологами, за знакомство. Быстро достиг такой степени, что ушёл по вагонам и потерялся. Не мог найти свой вагон. Лёг где-то на чужой полке. Пытались согнать, а я шумел - место моё!
Полное затмение…
Искали меня всей экспедицией. Нашли. Я уже дрался… Как мог.
Отбили. Привели обратно и уложили спать.
Ночью я упал со второй полки, чего со мной раньше никогда не случалось.

Пили всю дорогу, 3 дня. Денег ни у кого не осталось, под конец угощал я – на заработанные ещё в городе преферансом.
Зато дальше - сухой закон, 2 месяца не пил вовсе. Один раз только в бане (оказались в Онеге пролётом) уболтал товарища на бутылку портвейна, с последней заначки. А так - активно правил здоровье. Курил, правда.
_____________

Делали детальную геофизическую разведку месторождения.
Болота. Сплошь вырубленные леса. Картина жуткая совершенно. Огромные районы без зелени вообще, валяются черные срубленные деревья. Гати, дороги из бревен – везде. Всё заброшено. Местами непрерывный ковёр гниющих берёзовых тел… вообще непонятно зачем. - Вертолётные площадки?
А где были пожары, - черная пыль, пустыня. На километры. И это среди болот, рек и озер!..

Много летали на вертолётах, разных, практически всех.

Первые 10 дней снимал показания с прибора, замерял магнитное поле раз в 10 - 15 минут. Занимало - секунды. Остальное время ловил рыбу – плотва, язи, щуки. Прибор можно было ставить в любом месте, и я располагался у речки.
Потом рубил просеки, шириной один метр, по ним ходили с веревкой, расставляли пикеты - пронумерованные колышки, указывающие места для замеров переносными приборами.

Вечерами играли в преферанс, в долг.
Приличную сумму так мне и не отдали. Хорошие мужики, а вот играть и отдавать не умеют. Пригласили зато в экспедицию на следующий год. Посмотрим.

А если немного подробнее…

Запомнилось «Чёртово колесо».
Летели над бесконечными болотами. Внизу впереди вижу вдруг идеально круглое нечто, диаметром в несколько километров. И от края к центру закручивается правильная спираль – чёрная на общем зеленовато-коричневатом фоне болота. Кажется, вертолёт упадёт на край этого омута, и нас станет медленно затягивать по чёрной спирали, постепенно засасывая… И в центре сглотнёт.
Спрашиваю. – Что это? –  Местные называют «Чёртово колесо».
Мы прямо над ним пролетали… Неприятное зрелище! Совершенно непонятно, откуда такие геометрически верные формы. Среди болота! Мистика…

Комары!
С печки буржуйки утром сметали слой засохших мошек и комаров толщиной с палец. Буквально.
Хорошо, мать сшила и дала с собой марлевый полог и накомарник с тонкою сеткой. Завидовали мне все!

На замерах стоять было скучно, и рыбы за первые 10 дней навялил не меряно.
Напросился на мужскую работу.
Первый раз вышел на рубку просеки. Когда одолел почти 2 километра и оставалось немного, метров 200 ещё… Устал смертельно, но надо было дожать, доверие оправдать.
Эх!.. Помню, махал уже из последних сил и… промазал по толстому дереву. Занесло, завалился… А сил встать совсем нет.
Лежу на спине, небо всё серое – комариная туча… Сейчас съедят, - думаю. – Ну, и чёрт с ним! – последняя мысль. Отключился.
Пришёл в себя через час. Не съели. Спас накомарник, энцефалитка и рукавицы. Двинулся рубить дальше. Дожал до конца и прямую просеки выдержал с допустимой погрешностью, прокладывая дорогу на глаз по трём вешкам.
Мастер остался доволен.

Вообще куртка энцефалитка и брюки с резинками на рукавах и штанинах от комаров и мошки, рукавицы спасали отлично. Но по местам этих резинок быстро образовались кровавые шрамы-рубцы.. которые потом, ещё в городе, с месяц держались. Хотя обычно на мне всё заживает моментом, как на собаке.
_____________

А ещё как-то с просеки возвращался домой, база далеко, восемь километров. Шёл вдоль озера. Слева лес, справа камыши, до воды метров 30. Кромка леса приподнята на пол метра, а внизу неширокая такая, вроде, тропинка. Попались кусты – не обойти, спрыгнул вниз на «тропинку»… И - ух! - вниз сквозь неё, не чувствуя дна.
Дальше не помню.
Очнулся, по часам минут 40 прошло. С ног до головы в жиже - волосы, всё… Сижу на пеньке в 5-ти метрах от камышей, рядом топор и мешок… Думаю, как это? что? Подошёл к «тропинке» - разводы ещё не сошлись, жижа…
Не тропинка была, а присыпанный иголками, листьями край озера заболоченный.
Никого рядом нет, и не было.
Палкой ткнул – дна не достать…
Кто меня вытащил? Как? – Я не знаю… Полагаю, сам не мог выбраться. Да, и голова у меня крепкая, «вдруг» не отключается. - Ни-ког-да!
(Разве что после очень большого количества алкоголя. Литра 1,5 – 2, полагаю, водки. Но такое бывало считанные разы.)
Отряхнулся, где-то по дороге помылся. Вернулся на базу.
Так и не знаю, кто меня спас. Или что… Зачем? Для чего?..

Поневоле можно поверить Мюнхгаузену, который сам себя вытащил за волосы из болота. Вместе с конем. Могу подтвердить сказанное бароном. Насчет коня, правда, не знаю. В руках были только топор и мешок. Они тоже спаслись…
_____________

Однажды, тоже возвращался с работы на просеке. До базы километров 7 - часа 1,5. Иду по сухому болоту с редкими невысокими деревцами. В одной руке сумка, в другой топор.
Вдруг кисть правая зачесалась. Смотрю, между большим и указательным пальцами треугольная ранка, 3х3 миллиметра примерно, и кровь тонкой струйкой течет…
Не понял. Змей, сказали, здесь нет – вечная мерзлота. По пути чувствую, поднимается температура…
Пришёл в лагерь, уже плохо соображая. Температура за 39. Последняя связь по рации с Большой землей в 19.00, а на часах около 20-ти. Начальник партии говорит.
– Вертолёт не вызвать уже, резиной руку перетягивать поздно. Лекарств для случая нет, кроме йода… Да и не знает никто, что такое. Ложись-ка спать, отдохни…
Лёг я и думаю - а проснусь ли? Но не было страшно, ей богу.
Утром командир спрашивает. - Вызывать вертолёт?
У меня температура по-прежнему, рука в два раза толще обычной.
- Не надо. – говорю. – Раз ещё жив, рассосётся.
И, правда, через 3 дня снова вышел на рубку. При этом в последний день больничного от души порыбачил. На одном заболоченном озере вообще чудище какое-то удочку вырвало, поплавок съело… Сверкнуло золотым боком, размером с очень крупную сковороду, не меньше полметра диаметром, и вновь скрылось в пучине.
_____________

Несколько раз видел медведей, правда, лишь с вертолёта. Однажды - медведицу с двумя медвежатами.
Как-то вышел на оленёнка. Почти ручной. Неожиданно столкнулись в лесу. Стояли рядом совсем, друг на друга смотрели… Глаза большие, тёмные, тёплые…
Вдоль рек и озёр остались какие-то кромки лесов, островки природы нетронутой. Там – настоящее чудо! Грибы, ягоды… Сказка!

Вышел однажды на огромное озеро. До горизонта. Никаких следов человека. Как первозданное!.. Пляж песчаный немаленький.
Разделся догола и с разбегу – купаться. Солнце. Неба голубизна! Вода чистоты кристальной…
Плавал недолго, правда. Черт знает, какие там чудовища под водой водятся…

Работали мы в другом месте. Стояла жара. Рядом с лагерем речка или ручей, метра 2 шириной, но глубокий, дна не достать. Мы в нём купались. А вечером из ручья этого на донку щук вылавливали – по 5 килограмм и поболее.
Купаешься без всего и не знаешь, кто с тобой рядом тут плавает, снизу, может, подкрадывается?.. А если откусит?..

Есть что вспомнить!..
_____________

Ребята, Валера Каминский и Сергей Воронцов, написали - собираются в шабашку на юг, к морю. Захотелось с ними до ужаса! Быстро написал заявление и уволился. Ближайшим вертолётом в Онегу, оттуда домой.
Привез большой мешок вяленой рыбы. Угощал всю Гренаду…

17/VII/1974 г.
Уволен из Экспедиции по собственному желанию.

2010 г.

________________________________________________________

29/VII/1974 г.
Есть стихи, не выражающие ничего. Есть прибавляющие к портрету автора что-то. И есть открывающие новое «я» поэта»…
Стараюсь вкладывать в стихотворение всего себя. В каждом новом стихе не ищу только штрихов, а стараюсь нарисовать портрет. Не всегда это получается, но хочется, чтобы в конце жизни я мог говорить о каждом напечатанном стихотворении. – Смотрите! Вот - я, вот – я… Тысячеликий… Я – это вы!

================================

Письма домой.

1.
Здравствуй мама!
Извини, что не писал тебе раньше. Из Онеги не смог, а к нам вертолёты прилетают не часто.
Добрался благополучно. Правда, ехали мы почти 2 дня. 3 пересадки.
В Онеге получил снаряжение, и уже через день нас забросили на вертолётах на место.
Летели мы час. Внизу – почти одни болота, много озёр.
Меня забросили на уже обжитое место. Живут здесь в палатках, на нарах. Ночью топится печка. Спальники толстые, тёплые. Выдали нам ватники, энцефалитки, рукавицы, брюки. Так что всё хорошо.
Работа у меня лёгкая. Вот сейчас присматривая за прибором, ловлю рыбу и пишу тебе письмо. Я работаю «на вариациях», слежу за магнитным полем. Каждые 5-10 минут надо снимать показания. В остальное время свободен.
Правда, работать приходится 10-12 часов в сутки.
Рядом с лагерем речка, у неё и сижу.
Погода стоит хорошая. Днём градусов 14-16 тепла. Правда, когда мы приехали, было ещё много снега и на озёрах лёд. Сейчас снега уже почти нет.
Кормят однообразно, но сытно.
Комаров пока нет, но, говорят, будут.
Ну, вот, вроде, и всё.
Как ты себя чувствуешь?
Если увидишь кого-нибудь из ребят, передавай привет. Хотя я им напишу.
До свиданья. Виталик

3/VI/1974 г.

Мой адрес:
Архангельская обл., г. Онега, 164880, почта, Экспедиция № 5, Иванову В.А.

2.
Здравствуй мама!
У меня всё хорошо. Здоров. Комары пока не кусают.
Ловлю рыбу. Её здесь очень много – плотва, окунь, попадаются подлещики, язи, щуки.
Сегодня мы заканчиваем работу на этом участке и переходим на новый, километрах в 5-ти от нас. Там основной лагерь, человек 30 народу. Видимо, мне дадут другую работу. Это хорошо. Уже надоело сидеть на одном месте.
Вот, вроде, и всё.
Как ты живёшь? Пиши!
С приветом, Виталик

10/VI/1974 г.

3.
Здравствуй мама!
У меня всё хорошо. Жив. Здоров.
Нас опять перебрасывают на новое место – Монастырское озеро. Вроде, должны сегодня лететь, всё зависит от вертолёта.
Пришли мне, пожалуйста, мешок побольше под рыбу. Я тут её уже довольно много навялил, боюсь, всю не увезу. Потом, маленьких полиэтиленовых мешков несколько, они быстро рвутся. К осени буду сушить грибы. Тетрадку. Конверты. Ну, и чего-нибудь – конфет, печенья.
Самое главное  это какой-нибудь холстяной мешок под рыбу.
У нас тут жара невыносимая. Загораю.
Много комаров.
Как ты живёшь? Пиши.
Да, сигареты пришли, а то тут одни папиросы.
Виталик

18VI/1974 г.

4.
Здравствуй мама.
У меня всё в порядке. Наконец-то нас перебросили на новое место. Дали мне другую работу. Рублю просеки, делаю промер, нивелировку и т.д.
Здесь очень много комаров, мошки. Помогает накомарник, который ты сделала с мелкой сеткой.
Пришли мне обязательно посылку с мешком под рыбу и полиэтиленовыми мешочками, марли или, если есть, такой мелкой сетки.
Получил два твоих письма.
Прилетел неожиданно вертолёт, и долго расписывать некогда – улетает.
Пиши.
До свиданья.

28/VI/1974 г.


Рецензии