Елеонский некрополь. Игуменья Мелания Ненюкова

Игуменья Мелания (Ненюкова) и ее родная мать схимонахиня Рафаила (Жуковская)

На "нижнем" кладбище под одним крестом упокоились игуменья Мелания (Ненюкова) и ее родная мать схимонахиня Рафаила ( в миру Ольга Гавриловна Жуковская).
Игуменья Мелания ( в миру Мария Ивановна Жуковская; 1881? —1944) родилась в Москве.  В 1881 г. на крестины новорожденной съехалась в Москву  почти вся семья Жуковских.  Крестили малышку  сразу после праздника Успения Божией Матери. Восприемниками были супруги Анна Николаевна и Николай Егорович Жуковские. Дочь Ольги  Гавриловны и Ивана Егоровича приняла святое крещение с именем Мария в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

Родители и близкие родственники называли  русоволосую и сероглазую Марию "Машурой". Ее матушка  Ольга Гавриловна  была "женщиной сильной, решительной" и имела, "властный характер" (См.:1). Эти ее качества проявились  особенно летом 1906 г.,  когда она «харкала и плевала» на бунтующих крестьян, грозившихся поджечь  ее усадьбу в Новом Селе, расположенном в Тульской губернии  ( Там же). Ольга Гавриловна тогда вызвала отряд  казаков, вошедших   1 июля того же года в   Новое Село. Нескольких крестьян, участвовавших в беспорядках,  арестовали.

В 1906 г. Мария Ивановна  вышла замуж за морского офицера Дмитрия Всеволодовича Ненюкова (1869 —1929), тогда — командира миноносца «Громящий». Через десять лет Д. В. Ненюков был произведен в вице-адмиралы. Мария Ивановна "до революции жила в роскошной квартире в самом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге, у нее были высокие связи, соответствующие положению ее мужа" ( См.:1).

После событий 1917 г. Д. В. Ненюков в ранге  начальника возглавил  Одесский центр Добровольческой армии, а после занятия французами Одессы стал начальником управления военно-морской базы.  В 1919 г. супруг Марии Ивановны командовал Черноморским флотом, потом перешел на службу в штаб к П.Н. Врангелю, командовавшему в 1920 г. русской армией в Крыму. Мария Ивановна повсюду сопровождала супруга и вместе с ним прошла "через все круги русского ада" (См.:1).  Заняв  вторично пост  командующего Черноморским флотом, Ненюков Д. В. организовал успешную эвакуацию белой армии из Крыма. Семья Ненюковых в составе этой армии тоже покинула Россию. Неизвестно, где в эти годы находилась  Ольга Гавриловна Жуковская и как она  потом оказалась за пределами России.

Некоторое время супруги  Ненюковы находились в  Турции, а оттуда  позже перебрались на территорию Королевства Югославии. Ненюковы поселились в Земуне -- пригороде Белграда, где посещали, вероятно, богослужения в церкви Святителя Николая (Храм Светог Оца Николаја) и церкви Успения Божией Матери (Црвка Блажене девице Марије). В июле 1929 г. Мария Ивановна овдовела: ее супруг Д. В. Ненюков скончался в Земуне в возрасте 60 лет. Детей в семье не было.

Мария Ивановна решила оставить мирскую жизнь и уйти в женский монастырь. Начало ее монашеских подвигов было положено в женском монастыре в местечке Новое Хопово, неподалеку от Фрушки Горы на Среднедунайской возвышенности.
В 1932 г. инокиня Мария по благословению патриарха Сербского Варнавы, знавшего ее как "мудрую инокиню с высокими душевными качествами" ( 2, с. 69), прибыла в Елеонскую обитель. О том, где приняла монашество Ольга Гавриловна и когда она приехала на Елеон, доподлинно неизвестно. В 1934 г. игуменья Павла  ( Клюева) ушла на покой, а на  место  настоятельницы назначили монахиню Маргариту. Однако она управляла монастырем лишь несколько дней. В середине июля того же года она неожиданно скончалась от пневмонии (3, с. 53). Новой игуменьей по благословению митрополита Анастасия  назначили монахиню Меланию (Ненюкову).   Выбор имени Мелания  при монашеском пострижении  инокини Марии Ненюковой  мог означать  духовное сходство  со святой Меланией Старшей († ок. 410 и ее внучкой — преподобной Меланией Младшей  († 439), основательницами монашеских обителей на  Масличной горе.

Игуменья Мелания "личным примером исполнения данных Богу монашеских обетов казалась всем окружавшим ее людям как бы олицетворением древних примеров живых носителей духовных даров" ( 3, с. 53).

В воспоминаниях писателя Ладинского А. П., посетившего Елеонский монастырь, читаем:
­­­­"... В покоях игуменьи, матери Мелании, пестрые половички. Старомодная мебель в белых чехлах, фикусы. На стенах странно перемешались портреты архиереев и фотографии британских губернаторов Иерусалима. Царь Давид играет на арфе на черной картине. Белоснежные монастырские своды перекинулись над головой. Игуменья вдова известного русского адмирала и племянница знаменитого математика. С англичанами, вниманием которых особенно пользуется Елеонский монастырь, она находится в отличных отношениях. Есть среди монахинь и две англичанки" ( См.: 4).

Во время правления игуменьи Мелании в Елеонском монастыре проживало  около 150 монахинь: "По большей части все это женщины пожилые. Двадцати из них свыше семидесяти. Многие хворают. Жизнь здесь трудная и бедная. Каждая сестра получает от миссии полфунта в месяц, а на такие средства едва-едва можно прожить. Трудно и с водой. Вода собирается в цистерны во время периода дождей и ценится на вес золота. Ее выдают монахиням два раза в неделю по жестянке, так чтобы могло хватить на весь год, поэтому здесь нет ни огородов, ни единого цветка. Единственное хозяйство — монастырские оливы, 600 деревьев. Плоды собирают и отдают на выжимку в кооператив или посылают в наш монастырь в Айн-Карем, где у монахинь есть свой примитивный пресс. Нас заинтересовало, каков же бывает урожай? Оказывается, в 1929 году собрали, например, целых тридцать две жестянки масла" (Там же).
 
Большое впечатление на матушку Меланию и ее сестер  произвело посещение  обители в праздник Вознесения в  1936 г.  негусом (царский титул. — Примеч. автора) Эфиопии Хайле Селассие I с супругой и членами  царской семьи  (2, с. 69). Хайле Селассие происходил из легендарной династии потомков царя Соломона, а его имя в переводе с языка геэз означает "мощь, сила Троицы".

Игуменья  Мелания находилась в послушании у архимандрита Антония (Синькевич),  с 1937 г. управлявшего  Русской духовной миссией на Святой Земле.  Матушка Мелания  всячески помогала редактору и автору церковно-общественного журнала  «Святая Земля», иеромонаху Филиппу (Гарднеру), служившему в 1934 —1937 гг.  в Русской духовной миссии. По благословению матушки Мелании монастырская библиотека собирала и хранила все номера этого журнала, выходившего в Иерусалиме с 1934 по 1940 гг. Она же переживала с сестрами разлад между архимандритом Антонием и иеромонахом Филиппом, что явилось одной из причин приостановления издания любимого елеонскими монахинями журнала.

Игуменья Мелания предприняла "трудное и дорогостоящее обновление Спасо-Вознесенского Храма"  (3, с. 53), сильно пострадавшего от сырости и землетрясения. При ее содействии в Ливане  организовали сбор пожертвований на реставрационные работы.

В 1938 г. игумения Мелания решила  провести  капитальный ремонт  и обновление  настенных и потолочных росписей Свято-Вознесенского храма. К этой работе она привлекла  сестер (монахиню  Зосиму и др.)  и русского художника Г. А. Алексеева. Верным помощником и  правой рукой матушки Мелании в деле реставрации и сбора необходимых  для ремонта денег была прибывшая в 1929 г. из Сербии монахиня Таисия (Острикова). Первый этап реставрационных работ был завершен в 1941 г. Однако на ремонт купола храма денег не хватило. Окончательные ремонтные работы  завершились  уже в  1947 г.(См.: 5), спустя три года после  кончины ослабевшей  здоровьем и больной сердцем матушки Мелании.


Литература.

1.Домбровская-Кожухова Екатерина. Воздыхание окованных. Русская сага (издание в электронном варианте).
 
2. Святой Елеон. Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон. Изд-во Русской Духовной миссии в Иерусалиме (Русская Зарубежная Церковь). 1986.

3.Монастырь на Елеоне. Храм, люди, судьбы. Автор-составитель Г. Майерталь.--Иерусалим, 2006.

4. Ладинский А. П. Путешествие в Палестину // Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников ХII—ХХ вв. — М., 1994.

5. Архимандрит Августин (Никитин). Святыни Елеона — ж.Нева,  6’2017.


Рецензии