О Пушкине, поэзии, а также о любви...
Хоть это труд и стыд напрасный…»
Да, несомненно, «поэзия – вся! – езда в незнаемое», но, как ни крути, вся поэзия – о любви. Нет в строчках этого дивного чувства – и остается что-то мертвое, унылое или выспреннее, не задевающее душу.
Что скрывать, женщины любят стихи о любви, пусть даже не им посвященные. Поэзия тем и велика, что она – для всех: дурнушек и не красавиц, молодых и не очень. Она просто трогает сердце до тех пор, пока оно не остынет…
Есть и другая любовь: к природе, родному краю, жизни и очень немодная ныне – к родине, России…
Она словно Первый концерт Чайковского: заезженный, заигранный… Но покажите мне хорошего пианиста, у которого нет в репертуаре этого концерта, и который не мечтает сыграть его так, словно никто до него не играл.
По-разному звучат признания в любви:
«Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…»
«Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!»
Уверена, имена классиков-авторов называть не надо.
А вот любовь тихая, негромкая, неназванная... Стихи, которые помню с юности, не знаю, в каком журнале или газете прочитанные:
«С признаньями к тебе не лез
И в грудь себя не бил рукою,
А просто, как в осенний лес,
Вошел в тебя и стал тобою…»
Автора узнала только спустя много лет, покопавшись в интернете – Валентин Резник. Все, что знаю о нем – тоже из интернета: сирота, детдомовец, слесарь высшего разряда. Родился в Карлаге, мать умерла там же. Ну, и еще то, что сам о себе пишет:
«…Я толкался на книжных толкучках,
Фета на Евтушенко менял,
И порой всю до капли получку
В злополучных местах оставлял.
Я изнашивал тело, как джинсы,
Душу, словно антоновку, тряс.
Ничего, кроме прожитой жизни,
Не оставил себе про запас».
Вот такая разная бывает любовь.
И еще одно стихотворение о любви. Автор – на нашем сайте*. Простите, процитирую целиком: бывают стихи, из которых нельзя выдернуть ни строчки:
«В России зима воцарилась –
Привычный крещенский мороз.
За что же, скажите на милость,
На паперти нищий замерз?
Стоял он в сторонке от входа
В сияющую благодать.
Он мелочь просил у народа,
И каждый старался подать.
В чужих, но опрятных обносках,
Он брал и молился на храм,
Где пахло елеем и воском,
А также духами от дам.
Где пели по-ангельски чисто,
Их голос о Вечном вещал,
А вечер, холодный и мглистый,
На улице сумрак сгущал.
От ног ледяных до макушки
Промерзнув, насмелился он,
И выпил сто грамм из чекушки,
А дальше блаженство и сон.
К стене в стороне от порога
Старик привалился навек.
Вот так он и встретился с Богом –
Российский простой человек.
Скажете, не о любви? А я не знаю других строчек, в которых так сильна была бы любовь к человеку…
Спасибо Элле Лякишевой. Благодаря ее конкурсу (http://www.proza.ru/2019/01/14/1886), захотелось поделиться строчками, которые всколыхнулись в душе.
* - Андрей Маркиянов http://www.proza.ru/avtor/markiyan591
Свидетельство о публикации №219011701056
Стыдно сказать, но я почти до 25 поэзию не знал и знать не желал, пока мне не сунули самиздатовскую книжечку Левитанского...
Почитайте его непременно, хоть пару его стихов вы слышали в песнях...
"Завидую, кто быстро пишет
и в благости своей не слышит,
как рядом кто-нибудь не спит,
как за стеною кто-то ходит
всю ночь
и места не находит.
Завидую, кто крепко спит,
без сновидений,
и не слышит,
как рядом кто-то трудно дышит,
как не проходит в горле ком,
как валидол под языком
сосулькой мартовскою тает,
а все дыханья не хватает.
Завидую, кто крепко спит,
не видит снов,
и быстро пишет,
и ничего кругом не слышит,
не видит ничего кругом,
а если видит,
если слышит,
то все же пишет о другом,
не думая,
а что же значит,
что за стеною кто-то плачет.
Как я завидую ему,
его уму,
его отваге,
его перу,
его бумаге,
чернильнице,
карандашу!
А я так медленно пишу,
как ношу трудную ношу,
как землю черную пашу,
как в стекла зимние дышу —
дышу, дышу
и вдруг
оттаиваю круг."
Neivanov 27.06.2024 14:50 Заявить о нарушении
Прекрасные стихи.
Простите, что приравниваю себя к большому поэту, но ведь поэзия вся - о нас, о каждом из нас. Вот и я тоже "медленно пишу, как ношу трудную ношу"...
Отвечу вам строчками, которые очень люблю у Левитанского:
"Я люблю эти дни, когда замысел весь уже ясен и тема угадана,
а потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, -
как в «Прощальной симфонии» — ближе к финалу — ты помнишь,
у Гайдна -
музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу
и уходит — в лесу все просторней теперь — музыканты уходят -
партитура листвы обгорает строка за строкой -
гаснут свечи в оркестре одна за другой — музыканты уходят -
скоро-скоро все свечи в оркестре погаснут одна за другой -
тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины,
и по мере того как с осенних осин облетает листва,
все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
что становится явной вся тайная суть естества, -
все просторней, все глуше в осеннем лесу — музыканты уходят -
скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача -
и последняя флейта замрет в тишине — музыканты уходят -
скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
и о многом другом еще можно подумать, о многом другом".
Юрий Левитанский
1979
Мария Купчинова 27.06.2024 15:02 Заявить о нарушении