Таинства проступают прекрасные черты

В Московском областном театре драмы и комедии с 12 января по 3 февраля в фойе на втором этаже экспонировалась персональная выставка члена Творческого союза художников России из подмосковной Черноголовки Владимира Шмуратко. Тематическое название выставки – «Драматургия живописи». Эту выставку за три недели посетили более пяти тысяч зрителей театра, приходящих в него на репертуарные постановки.    
Владимир Шмуратко родился в 1958 году в городе Богушевск Витебской области. Родители у него были математиками, и они сориентировали сына после окончания средней школы на поступление в МГУ. Владимир в 1981 году успешно закончил механико-математический факультет Московского государственного университета. В этом же году он устроился работать инженером-программистом на Экспериментальный завод научного приборостроения Академии наук СССР, который располагался в посёлке Черноголовка.
В то время Черноголовка территориально входил в состав Ногинского района Подмосковья. Посёлок являлся небольшим академическим городком с численностью населения в 20 тысяч человек. Из них 6 тысяч работали в различных научно-исследовательских институтах АН СССР, базировавшихся в этом достаточно комфортном для проживания посёлке.
В Черноголовке Владимир Шмуратко получил благоустроенную квартиру, обзавёлся семьёй и до сих пор работает инженером-программистом на заводе научного приборостроения, который во многом благодаря мудрому руководству генерального директора этого предприятия, члена-корреспондента Российской академии наук Владимира Бородина выжил в бурной стихии новых капиталистических или так называемых рыночных отношений.   
Так довольно часто случается: родители хотят, чтобы их ребёнок двигался по их профессиональным стопам, а у него с возрастом обнаруживается другое земное предначертание или проще – своё призвание. Владимир Шмуратко с детства любил рисовать и писать красками. В школьные годы он делал репродукции с пейзажей разных художников. Впоследствии его кумирами в отечественной живописи стали Илья Репин,Валентин Серов, Михаил Врубель, Николая Фешин, Константин Коровин и другие известные русские живописцы. Вызывали у него интерес и французские импрессионисты, и «малые голландцы», и постимрессионисты. Будучи студентом, он активно посещал в МГУ университетскую студию живописи И.В. Сальникова, где многому научился. Со студенческой поры он увлёкся живописью Ван Гога, Сезанна, Писсаро, Ренуара, Вермеера, Брейгеля Старшего и других выдающихся художников. А когда Владимир впервые посетил Государственную Третьяковскую галерею, то ему стало ясно, что настоящая живопись – это удивительное таинство, познанию которого можно посвятить всю свою жизнь.
Надо отдать должное творческой активности, художественному задору и напористости черноголовского художника. Он сумел найти для себя «золотую середину»: работая инженером-программистом, всё свободное от производственной деятельности время он уделял живописи и достиг в этом несомненных профессиональных высот. Его произведения выставлялись на коллективных и персональных выставках в Москве, Смоленске, Ногинске, Черноголовке, Большеве и других городах России и Подмосковья. Его отдельные живописные работы в настоящее время находятся в частных коллекциях в различных городах России, Белоруссии и даже за рубежом.      
Представленная в Московском областном театре драмы и комедии экспозиция «Драматургия живописи» состоит из 42-х разнородных по стилевому решению произведений художника. В ней представлены и пейзажи («Берег неба», «Ока в Тарусе», «Осенний аккорд», «Берёзовый ситец», «Северное озеро. Туман», «Прибой», «Море волнуется», «Изваяние природы», «Заброшенная деревня», «Мажорное утро», «На горных тропах», «Крым. Безмолвие»), и оригинальные по мысли и художественному воплощению  натюрморты («Драгоценности», «Свеча и светильники»,  «Картошка и лук», «Безмолвный натюрморт»), и портреты («Портрет отца», «Валентина», «Взгляд», «Нюта», «Алина за пианино», «Художник Юрий Журавлёв»). Особое внимание зрителей вызвали сюжетные полотна Владимира Шмуратко, где он демонстрирует художественные и стилевые возможности своей живописи. 
– Сегодня понятие изобразительного искусства размывается, – считает Владимир Никитович. – Появляется много так называемых экспериментальных направлений… Но живопись имеет свой конкретный язык, язык цвета и формы, которым нельзя пренебрегать. Для меня важно не только то, что пишет художник, но и то как он это делает, какие выразительные средства использует… 
Владимир Шмуратко не считает себя приверженцем того или иного из известных художественных направлений в живописи.
– Сама эта квалификация, - полагает художник, – весьма условна и не так уж важна. Хочется говорить не о течениях, не о разделении на жанры и виды, а о самой живописи.               
     Так, всеобщее внимание зрителей на открытии выставки привлекла картина «В маршрутке. Неизвестная». В этом холсте Владимир Шмуратко вроде бы придерживается классической реалистической манеры живописи, работая в тёмном и близкому к чёрному тонах. Однако холодные тона в его живописной палитре органически сочетаются с тёплыми, передавая и духовную суть персонажей, и психологические особенности запечатлённых лиц. В облике шмуратовской незнакомки, запечатлённой в маршрутке,  проступают таинства прекрасные черты, и зрителям хочется узнать или домыслить  продолжении заданной художником истории. Автор предоставляет нам импульс для полёта личного воображения…   
Яркие сатирические мотивы в духе Питера Брейгеля звучат в таких «социально насыщенных» полотнах Владимира Шмуратко как «Игра в четыре руки», «Советский сфинкс», «Сквозняк на рынке», «Pokemon Go» и в других. Становится ясно, что художник достиг высокого профессионального мастерства и обладает достаточно широким художественным диапазоном для выражения своих творческих взглядов, сюжетов,  несуетных и глубоких мыслей.

На снимке: картина Владимира Шмуратко «В маршрутке. Неизвестная"
 
Фото Альмиры ГАРАЕВОЙ      

2019


Рецензии