Анти-детерминизм

Итак, я давайте рассмотрим позицию детерминизма. Согласно Википедии детерминизм является учением о всеобщей взаимной определенности всех явлений и процессов. Детерминизм утверждает, что все происходящее в мире, в том числе ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой,  либо богами или Богом, либо природой, обществом или же человеческой  волей.  Фатализм суть вера в то, что наша жизнь уже заранее предопределена и есть некая судьба или Провидение, которое властно над нами. Потому выходит, что любые действия наши уже заранее предопределены и просчитаны кем-то или чем-то. Теологический детерминизм опирается на религиозную догматику, обосновывая весь мировой процесс как нечто порожденное всемогущественной причиной, то есть Богом. Хотя есть и такое направление, тяготеющее скорее к античному язычеству, в котором некие всесильные высоко-разумные существа (боги) управляют нами и контролируют ход нашего развития. Что ж, все это уже похоже на теорию заговора, поэтому не станем даже останавливаться на этом бреде. Космологический детерминизм ставит во главу всего Космос или Матерь-Природу, определяющую всю нашу судьбу. Кстати, этот вид детерминизма всячески пытается оправдать себя через социал-дарвинизм, низводя человека до положения животного и подгоняя  социальные законы общественного бытия под дикие законы природы, где господствует конкуренция и право сильного. Хотя есть и безобидные направления,  но все же весьма опасные. Например, генетический детерминизм , сводящий всецело человека в зависимость от генов,  то есть наследственности. Также стоит упомянуть бихевиоризм, который пытается объяснить человеческую жизнь как набор реакций и рефлексов на внешние раздражители, а также предлагая средства контроля над поведением индивида, эдакая «муштровка». Еще чуть-чуть и вот уже будут оправданы любые эксперименты над человеком как над существом безвольным и всего-то каким-то там набором белком и генов, а потому можно будет насильно его моделировать и подгонять под какие-то стандарты, выгодные определенным элитарным кругам. Что касается социального детерминизма, то тут следует упомянуть ортодоксальный марксизм, сводящий все к классовой борьбе и развитию производительных сил, игнорируя культуру и уникальность отдельного человека. Все это, конечно, сводит личность в послушный автомат и винтик определенной системы. Даже теологический детерминизм, настаивая на  свободе воле человека, тем не менее ставит ему четко ограниченные рамки в морали и этике, видя все в «черно-белых тонах» вульгарного противостояния метафизического Добра и Зла. Таким образом, душа человека как бы разрывается конфликтом, становится ареной жестокой борьбы демонического и ангельского, сводя человека либо к послушному орудию божественной воли, которой он должен все-таки подчиниться во благо же себе, либо же становится игрушкой в руках некого «искусителя», обрекающего того на ложный путь и дальнейшее «отпадение от бога». Еще следует упомянуть волюнтаризм или идею всемогущества воли, подразумевая под этим либо индивидуальную волю человека, либо некой Мировой Воли. Такого мнения придерживался например философ Шопенгауэр, полагая в своей пессимистической метафизике идею всеобщего страдания и обреченности мира, в котором все существа лишь марионетки некой абстрактной над-мировой воли (по сути сближение с теологами), но иногда полагая человека как послушный винтик воли самой Природы, сближаясь уже с натурфилософией.  Индивидуальный волюнтаризм Ницше вычеркивает на прочь всю метафизику немецкого идеализма и пессимизма, а также и понятие о Боге, провозглашая  скорое пришествие некого сверхчеловека. При этом как бы затушевываются противоречия и конфликты в конкретном человеке, делается упор именно на какие-то героические волевые усилия для приближения к этому самому сверхчеловеческому идеалу. Таким образом, детерминизм всюду пытается свести человека к послушному винтику каких-то могущественных сил, либо же к средству для торжества некого идеального сверх-существа.

Мы рассмотрели детерминизм и теперь пришло время подвести для него опровержения. Что именно не может нам объяснить это учение? Прежде всего, ошибка детерминистов в том, что они считают человека как некое уже изначально заданное существо, которое и определяет комплекс причин – социальных, экономических, культурных, религиозных, этнических и наследственных. Именно идея некой готовности уже родившегося человека и приводит к таким поспешным ошибочным выводам. Упускается из виду тот факт, что человек при жизни постоянно меняется, постигает новый опыт и переосмысливает свою жизнь, корректируя ошибки и прокладывая все более новые пути, делая осознанный выбор. Ведь личность это целая вселенная со своими внутренними процессами, порою настолько быстротечными и спонтанными, что даже психология как наука пока не способна объяснить все явления душевной жизни человека. Оно и понятно, тем более психология только недавно стала как-то реформироваться и глубже изучать внутренний мир человека, расставаясь с ограниченным фрейдизмом и биологизмом. Возникают уже гуманистическая и экзистенциальная направления в психологии, ставящие во главу угла именно душевный мир человека во всем его богатстве и многослойности. Даже Сознание и Бессознательное еще очень слабо изучены, мы только-только продвигаемся в этом. Заслуга экзистенциалистов 20 века состоит в том, что они впервые заявили о человеке не как изначально заданном существе, а как постоянно изменяемом и создающем себя как проект. И природа человека не объявляется изначально доброй или злой, так как личность сама должна познать себя и сделать свой осознанный выбор. Следует отдать должное философам Франкфуртской Школы, преодолевших ограниченность марксистской парадигмы и как бы старавшихся выявить в человеке индивидуальные противоречия, а также конфликт репрессивной  техногенной культуры с духовной свободой личности. Тут следует упомянуть и Герберта Маркузе с его исследованиями проблем техногенной цивилизации и «одномерного человека», Эриха Фромма с его трудами о свободе, духовном кризисе и дегуманизации. Из экзистенциальных философов не стоит забывать про Альбера Камю с его проблематикой абсурдизма и бунта, Жана Поля Сартра с его постановкой термина «экзистенциализм» и проблематике выбора в человеческой жизни, его непрерывного создания себя как некий проект. Таким образом, мы можем сказать, что исследования человеческой души и проблемы его осознанного выбора начаты довольно недавно, так как долгие века Разум человека пребывал во власти деспотизма империй, идеологий, церкви и обычаев. Но теперь мы дали дорогу исследованию самого человека в его многогранности и постоянной изменяемости. Попытки рационализировать сущность человека не дают никакого успеха, а все больше и больше подвергаются сомнению со стороны отдельных научных деятелей. Да, пока что еще господствует детерминистическая позиция, особенно в консервативных академических кругах, но во все времена так было. Всегда отдельные от каких-то устоявшихся парадигм концепции подвергались нападкам и насмешкам. Обскурантизм и догматизм всегда шли вслед за прогрессом, то и дело ставя ему палки в колеса, пытаясь все вернуть как прежде в «старые добрые времена». Но как бы ни старались апологеты существующих порядков оправдать свою насквозь идеологизированную методологию в разных науках, они в конечном итоге будут терпеть поражение за поражением, пока не отступят окончательно на обочину истории. Личность должна освободится от пут технократизма, идеологий, религиозных догм и инструментальной узко-специализированной научной системы. Мы должны изучать человека во всей его сложности и целостности, а каждая наука должна творчески подходить к нему, особенно касаемо его внутренней жизни. Нужно наконец-то понять, что человек есть весьма сложное и порой очень иррациональное существо, которое то и дело неожиданно для себя меняет свои решения, то вообще решает уйти из цивилизации в аскезу и отшельники. Да, человек вмещает в себя биологическое, социальное и культурное, но также он есть постоянно созидающий себя дух. Даже от так манящего нас волюнтаризма нам придется отойти в сторону, ибо человек это не только сухая воля, но и разум, чувства и психическое (душа). Отказавшись от детерминизма, мы наконец-то вздохнем с облегчением и сможем наконец-то перестать строить идеальные философские или политические системы, занявшись именно человеческой личностью. В противном случае, мы обречем себя на все новые духовные катастрофы, которые приведут нас к антиутопии.

Мир вам и всех благ!


Рецензии