Анти-детерминизм
Мы рассмотрели детерминизм и теперь пришло время подвести для него опровержения. Что именно не может нам объяснить это учение? Прежде всего, ошибка детерминистов в том, что они считают человека как некое уже изначально заданное существо, которое и определяет комплекс причин – социальных, экономических, культурных, религиозных, этнических и наследственных. Именно идея некой готовности уже родившегося человека и приводит к таким поспешным ошибочным выводам. Упускается из виду тот факт, что человек при жизни постоянно меняется, постигает новый опыт и переосмысливает свою жизнь, корректируя ошибки и прокладывая все более новые пути, делая осознанный выбор. Ведь личность это целая вселенная со своими внутренними процессами, порою настолько быстротечными и спонтанными, что даже психология как наука пока не способна объяснить все явления душевной жизни человека. Оно и понятно, тем более психология только недавно стала как-то реформироваться и глубже изучать внутренний мир человека, расставаясь с ограниченным фрейдизмом и биологизмом. Возникают уже гуманистическая и экзистенциальная направления в психологии, ставящие во главу угла именно душевный мир человека во всем его богатстве и многослойности. Даже Сознание и Бессознательное еще очень слабо изучены, мы только-только продвигаемся в этом. Заслуга экзистенциалистов 20 века состоит в том, что они впервые заявили о человеке не как изначально заданном существе, а как постоянно изменяемом и создающем себя как проект. И природа человека не объявляется изначально доброй или злой, так как личность сама должна познать себя и сделать свой осознанный выбор. Следует отдать должное философам Франкфуртской Школы, преодолевших ограниченность марксистской парадигмы и как бы старавшихся выявить в человеке индивидуальные противоречия, а также конфликт репрессивной техногенной культуры с духовной свободой личности. Тут следует упомянуть и Герберта Маркузе с его исследованиями проблем техногенной цивилизации и «одномерного человека», Эриха Фромма с его трудами о свободе, духовном кризисе и дегуманизации. Из экзистенциальных философов не стоит забывать про Альбера Камю с его проблематикой абсурдизма и бунта, Жана Поля Сартра с его постановкой термина «экзистенциализм» и проблематике выбора в человеческой жизни, его непрерывного создания себя как некий проект. Таким образом, мы можем сказать, что исследования человеческой души и проблемы его осознанного выбора начаты довольно недавно, так как долгие века Разум человека пребывал во власти деспотизма империй, идеологий, церкви и обычаев. Но теперь мы дали дорогу исследованию самого человека в его многогранности и постоянной изменяемости. Попытки рационализировать сущность человека не дают никакого успеха, а все больше и больше подвергаются сомнению со стороны отдельных научных деятелей. Да, пока что еще господствует детерминистическая позиция, особенно в консервативных академических кругах, но во все времена так было. Всегда отдельные от каких-то устоявшихся парадигм концепции подвергались нападкам и насмешкам. Обскурантизм и догматизм всегда шли вслед за прогрессом, то и дело ставя ему палки в колеса, пытаясь все вернуть как прежде в «старые добрые времена». Но как бы ни старались апологеты существующих порядков оправдать свою насквозь идеологизированную методологию в разных науках, они в конечном итоге будут терпеть поражение за поражением, пока не отступят окончательно на обочину истории. Личность должна освободится от пут технократизма, идеологий, религиозных догм и инструментальной узко-специализированной научной системы. Мы должны изучать человека во всей его сложности и целостности, а каждая наука должна творчески подходить к нему, особенно касаемо его внутренней жизни. Нужно наконец-то понять, что человек есть весьма сложное и порой очень иррациональное существо, которое то и дело неожиданно для себя меняет свои решения, то вообще решает уйти из цивилизации в аскезу и отшельники. Да, человек вмещает в себя биологическое, социальное и культурное, но также он есть постоянно созидающий себя дух. Даже от так манящего нас волюнтаризма нам придется отойти в сторону, ибо человек это не только сухая воля, но и разум, чувства и психическое (душа). Отказавшись от детерминизма, мы наконец-то вздохнем с облегчением и сможем наконец-то перестать строить идеальные философские или политические системы, занявшись именно человеческой личностью. В противном случае, мы обречем себя на все новые духовные катастрофы, которые приведут нас к антиутопии.
Мир вам и всех благ!
Свидетельство о публикации №219011700128