***

                ЧТО ТАКОЕ СТРАХ

    В моем представлении страх у человека сопровождается потерей способности соображать, мозг полностью парализуется и человек на какое-то мгновение не может деЙствовать. Наверное, это крайнее чувство страха, в отличие от испуга.
    Ощущал ли я страх в своей жизни? Да, были моменты, которые по сути дела могли бы привести к моей смерти, но почти не помню, как говорят, «животного страха». А может быть я забыл? Правда, совсем недавно вижу во сне совсем четко, что разговариваю я с очень близким мне человеком и вдруг лицо его неприятно изменяется и он тянет руки к моему горлу, пытаясь задушить. Я явственно слышу, что кричу громко на яву: «Мама!» и просыпаюсь. И долго еще неприятное чувство этого сна меня не  не покидало, хотя, как правило, сны из моей памяти стираются быстро.
     Вспоминаются и другие случаи в моей жизни. Например, пацаном плавая в реке, мне стянуло судорогой ногу. Помню, что я как-то пытался трезво оценить это и искал пути, как выплыть и не утонуть, но страха, который бы порализовал мой разум не помню.  Наверное, потому, что не понял до конца грозящей мне опасности утонуть. Похожий случай был со мной на Черном море, когда я заплыл в штормящее море и мог тоже погибнуть. Я тогда тоже нашел способ спастись, наверное, потому что не дал страху овладеть своим разумом.
      Когда мне было лет 13-14 со мной приключился случай, который мог  оставить меня в лучшем случаи без ног. А дело было так. В Уфе развито было трамвайное движение и пацаны, чтобы не платить за проезд часто ездили на «колбасе» (прицепное устройство), или на подножках с противоположной стороны. На подножке сзади часто контролеры отлавливали нарушителей, а вот передняя площадка, где был вагоновожатый было относительно безопасно.  Правда, если срывался с задней площадки, то не было риска попасть под колеса, а вот если с передней упадешь…, то велика опасность оказаться под колесами трамвая. Причем на подножку надо было заскакивать на ходу, а иначе мог попасть в руки контролера. Вот я однажды и решил проехать на передней площадке. Вагон тронулся и я на бегу схватился за обе ручки трамвая, но он уже двигался с довольно большой скоростью, я не смог заскочить на подножку, не уровнял скорости,  мои ноги стали волочиться по земле, а руками я держусь за поручни. Сил держаться все меньше и поручни отпустить страшно – окажусь под колесами трамвая! И вот руки мои не выдерживают, я закрываю глаза и падаю, поджав ноги, дабы они не попали под колеса. Трамвай проносится мимо, а я лежу и думаю, остались ли ноги целы. Поднялся на ноги, слава богу, целы они, только буксами чиркнуло по коленям – следы от ран остались до сих пор. Был ли у меня страх в это время? Наверно, да, но по молодости лет, наверное, не понял до конца опасности! А вот мой школьный товарищ, Ирик Гайнетдинов, в такой же ситуации остался без ноги! 
      Во взрослый период моей жизни также пришлось пережить несколько случаев настоящего страха. Наиболее близкий к страху случай случился со мной, когда работал на буровой, и мне чуть не снесло голову ключом «Орлова». Причем страх пришел через 10-15 минут после самого случая – холодный пот, бледность и ватные ноги! Похожее  случилось, когда мы с Валей чуть не попали в аварию на зимней скользкой дороге, возвращаясь из Гомеля на своей машине. В этих случаях был настоящий страх, так как жизнь висела буквально на волоске.
     Бывали в жизни и другие случаи, но их я бы отнес к испугу. Ну вот, например, проводя промышленные испытания своей разработки на буровой на Украине, возник пожар, правда, не по моей вине, но если бы во время не удалось его потушить, то вопрос продолжения и последующего внедрения разработки пришлось бы прекратить. Или вот другой случай. Мы отдыхали семьей под Киевом на берегу озера. Сережа к тому времени (а ему было тогда лет 6-7) уже неплохо держался на воде, правда с надувным приспособлением, и мы с ним решили переплыть озеро шириной метров  100. Когда мы с ним были на середине озера, вдруг задул  сильный ветер, поднялась гроза, пошел дождь. Что было делать? И я решил продолжать заплыв под дождем. Доплыли мы с ним благополучно до берега и сидим в воде, так как наша одежда на том берегу, да и в воде теплее, чем на воздухе. Переждав дождь, вернулись благополучно обратно. Конечно, я боялся, что молния может ударить, когда мы были на середине озера, боялся, что  Сережа может простудиться, пока мы сидели в воде. Но все-таки это был страх ближе к испугу.


Рецензии