Оберег

 
            Посвящается
            Сергею ИВАНЧЕНКО и
            Сергею  МЛЫНОК

   Осенний день 8 октября 2015 года, по православному календарю именины и День памяти преподобного Сергея Радонежского, выдался солнечным и безветренным. Долго не раздумывая, прихватив с собой рыбацкие принадлежности, я запрыгнул в гребную лодку и выскользнул из гавани лодочной станции на речной простор. «На воде» не было видно ни одной рыбацкой лодки. В таких случаях у меня всегда возникало ощущение, что вся протока полностью моя и мне никто не сможет помешать  насладиться погожим осенним днем.
   В какой-то момент я задумался, на каком участке реки поставить лодку  на якорь? По правому борту от меня находился небольшой  остров, окруженный еще не увядшими листьями речной  травы. В летнее время остров был плотно облеплен лодками и густо заставлен палатками, которым сопутствовал запах свежего шашлыка. Звона бокалов не было слышно, так как днем и ночью он сливался в один не громкий, но протяжный гул. После наступления первых холодов остров становился необитаемым до следующего сезона хмельных шашлыков.

   По левому борту от меня находился городской парк с песчаным  берегом и обилием таких же прибрежных зарослей и кувшинок. В будний день редкие прохожие были  видны за поредевшим прибрежным кустарником.
Рыбаков на берегу тоже не было видно.
   Я решил поставить лодку на  два якоря таким образом, чтобы носом  она была обращена к берегу, а кормой - в сторону чистой и  более глубокой воды. Растянувшись длинными якорными веревками, я начал готовить снасти к предстоящей рыбалке. Пытаясь утеплить банку (сиденье!) на которой я сидел, я постелил на нее дождевой плащ.  Настраивая свои снасти, я в какой-то момент потерял равновесие, и мое тело скользнуло к самому краю левого борта. 
   Все произошло в мгновение ока: лодка резко накренилась, в нее хлынул мощный поток речной  воды,  и произошло опрокидывание судна. До соприкосновения с водой я успел только крикнуть слово: - Нет! - и широко раскинув руки, полностью оказался под водой.

   Меня обожгло морозным холодом. Я попытался вынырнуть на поверхность, но с первого и второго раза мне это не удалось. Случилось страшное - лодка полностью накрыла меня сверху, а одна из якорных веревок намоталась на  левую ногу. Запас воздуха в моих легких быстро закончился, и организм  требовал следующего вдоха...  Без него сознание стало затуманиваться,  и я понял, что это конец... Так стало обидно, что моя любимая жизнь обрывается таким нелепым образом. Там на берегу осталась моя семья, моя дочка, которую я очень люблю, а меня, неживого утопленника вытащат из воды на всеобщее обозрение  и я, бездыханный, буду неподвижно  лежать на сыром и холодном песке*.

    * - Как я потом вспоминал, именно на этом месте, даже вернее в этой точке водоема (!), много лет назад я, наверное, спас еще грудного ребенка в коляске, которую молодые родители  неосмотрительно поставили в гребную лодку. Тогда, неожиданно  налетел порыв ветра и коляска начала крениться на борт. Тогда от моей лодки до лодки с коляской было метров 30... Реакция профессионального гребца сработала быстро, я развернул лодку в нужном направлении и вложил все свои силы в первый гребок, затем - во второй...
-  Только бы выдержали весла!- думал я.

   Когда я приблизился к терпящим бедствие, их лодка натолкнулась на подводное препятствие и под действием ветра еще больше накренилась. Паникующие родители ничего не могли поделать, детская коляска накренилась еще больше и  вот-вот могла опрокинуться в воду... Мне удалось зайти с подветренной стороны и корпусом лодки поддержать опрокидывающееся судно. Маневр оказался удачным,  лодка выровнялась на ветру,  и в такой конфигурации я отбуксировал перепуганных родителей к берегу.

   Как ни странно может показаться, но и другой случай, происшедший со мной уже на зимней рыбалке, тоже связан с детской коляской!
   После крепких зимних морозов наступила короткая предвесенняя оттепель. Я взял с собою видавший виды ящик для зимней рыбалки и направился в сторону  реки. Для такого случая  ящик был полностью укомплектован его хозяином еще летом: набор удочек, емкость для воды и метров 20 крепкой веревки с грузом на конце. Предполагалось, что с помощью этой веревки можно будет оказать помощь какому-нибудь неосторожному рыбаку или какому гражданину в пределах его досягаемости по длине этой самой веревки. Сам я проваливаться под лед не собирался, так как мои врожденные и приобретенные инстинкты не позволяли мне даже ступать на лед. И только в тех случаях, когда толщина льда возле берега достигала значительных величин и по этому льду при мне прошло несколько десятков человек и с ними  проехало с десяток тракторов, я мелкими шажками, отпуская постепенно за собой веревку,  лежащую на берегу с грузом на другом конце,  отходил недалеко от берега и осторожно усаживался на ящик, будучи твердо уверенным, что подо мной не только толстый лед, но и под ним - небольшая глубина. В течение всей рыбалки я  строго - раз в час, перемерял штангенциркулем толщину льда в лунке с точностью до миллиметра и каждую секунду готов был выкрикнуть:
- Помогите!
  Несмотря на такие жесткие психофизические условия пребывания на водоеме мне удавалось получить пусть и небольшое на все–таки  удовольствие  от самого процесса рыбалки и, главное, моего самосохранения на коварном льду.

   В тот зимний день все было как всегда: рыба клевала  изредка и я, сидя на ящике, наслаждался ясным зимним днем. В какой-то момент я скорее почувствовал, чем услышал, что за моей спиной что-то происходит…
   Я обернулся!
   Недалеко от меня в тех же 30-и метрах  по льду шла молодая пара, толкая перед собой детскую коляску и  о чем-то увлеченно беседуя. Все бы ничего, но они прямехонько направлялись в сторону майны (полыньи!) и уже ступили на  лед, толщина которого в том месте была невелика и в направлении полыньи продолжала  уменьшаться...  Лед еле слышно потрескивал под людьми, а ближайшая к молодым родителям полынья, раскачивала свою открытую воду в разные стороны и уже была готова принять очередную зимнюю неосторожную жертву Молодая пара  продолжала двигаться в направлении открытой воды, и совершено не реагировала на звуковые  предостережения тонкого и хрупкого  льда. Расстояние от коляски до полыньи еще больше  сократилось, прежде чем я истошным криком предупредил людей об опасности.  От неожиданности  они резко остановились  и посмотрели в мою сторону. В такой ситуации я совсем некстати потерял  голос и жестами показывал то, что им необходимо лечь на лед и отползать в сторону берега. Мужчина быстро разобрался в ситуации   и,  сначала присел на колени, а потом и распластался на тонком льду.
   Женщина последовала его примеру.

   Прихватив с собой  веревку, я попытался приблизиться к ним, однако в какой-то момент  лед подо мной затрещал, и я вынужден был тоже лечь на него. Невысокая и стройная женщина довольно быстро ползком выбралась из опасной зоны и сквозь начинающуюся истерику со  слезами на глазах смотрела в сторону своего  мужа и  коляски, которые так и оставались неподвижными. Мужчина всеми силами пытался оттащить коляску от близкой уже полыньи, но у него это плохо  получалось, на гладком льду зацепиться, было просто не за что.  В какой-то момент коляска все-таки чуть сдвинулась с места в сторону берега, однако теперь  мужчина оказался ближе к дышащей холодом полынье…
   С первого раза, лежа на льду, мне точно метнуть веревку не удалось. Понимая, что времени у меня в обрез, я привстал на колени и со второй попытки добросил веревку мужчине прямо в руки. Одной рукой он держался за  веревку, а другой - ухватил коляску и с надеждой  смотрел в мою сторону. Я потянул веревку на себя, и она подалась, мужчина с коляской подвинулись в мою сторону, но и я подвинулся им навстречу. Если так будет продолжаться и дальше, то я быстрее окажусь возле полыньи, чем мужчина с коляской окажется в безопасности. Такая арифметика с примесью элементарной физики мне сразу не понравилась; в конце концов, кто кого пытается спасти.
   Нужно было что - то придумать, и побыстрее...

   Оглянувшись, недалеко от себя  я увидел кем-то пробуренную лунку. Перекатившись  через спину и потянувшись,  я достал правой ногой до старой лунки. Если лунка  окажется вчерашней и крепко замерзшей за ночь, то мой изобретательный план рухнет. Со всей силой я попытался разбить образовавшийся в лунке лед, но в спешке промахнулся. Вторая попытка оказалась удачной -  хрупкий лед в лунке треснул, и моя ступня провалилась в холодную воду, но зато  у меня  получилось закрепиться на льду.
   Я сразу начал тянуть веревку на себя.
   Получилось!
Мужчина с коляской медленно, но все-таки  покинул зону тонкого льда. Протолкнув коляску вперед, он неуверенно встал на колени, а потом  на ноги и  самостоятельно преодолел оставшиеся метры.
   Слава Богу!

   У меня не было  никакого желания выслушивать благодарности, тем более что только сейчас меня нагнал страх, и я отчетливо себе представил, что могло быть, если бы тонкий лед треснул под нами и мы все оказались  в холодной  реке  с быстрым течением.....
   Домой! Домой!
   Позже  мне об этом случае никому не хотелось рассказывать, чтобы не будить в себе тяжелое воспоминание.
   Почему я вспомнил именно об этом случае?
   Похвастаться своим героическим поступком?
   Ни в коем случае!
   Н-е-е-т!
   Тем более что, при выполнении героического поступка, будущему герою наверняка бывает совсем не страшно ни во время совершения подвига, ни после него.

   Через несколько лет, я как обычно, взял весельную лодку напрокат  и,  поставив ее на якорь, занялся своим любимым делом -  спинингованием.
   Опуская леденящие (!) душу подробности сообщаю, что в корму моего «тузика» врезалась моторная  лодка, и  я при катапультировании в воду  только чудом избежал удара винтом работающего двигателя и смог не только вынырнуть на поверхность, но и силами неведомого мне доселе провидения смог забраться в свою лодку, стоящую на якоре. И только сейчас через много-много лет я вспомнил, что мой рыбацкий «тузик» стоял в миллиметровой точности именно в том месте реки, где той зимой прогуливалась по тонкому льду молодая супружеская пара с тяжелой (других тогда не было!) детской коляской!

    Чтобы быстрее закончить взятую мной тяжелую зимнюю тему сообщаю, что однажды вечером недалеко от своего  дома я прогуливался по красивой набережной, как увидел на пешеходном мосту  толпу народа... Подойдя поближе  я увидел, как в нескольких метрах от берега маленький щенок бултыхается в воде возле самого края тонкого льда ... Мимо меня пробежал мальчишка и,  не раздумывая, двумя ногами прыгнул на тонкий лед. Несмотря на усиливающийся треск и разбегающиеся под ним белые трещины, парень бросился вперед спасать свою собаку. Через секунду-другую лед под ним проломился, и мальчик  оказался в воде. Вынырнув на поверхность, он первым делом схватил собаку и крепко прижал ее к себе. Парень держался за край льдины только одной рукой, и мне было понятно, что в таком положении ему самому никак не выбраться. Глубина реки в этом месте была относительно небольшой, но радости от этого было мало, коварная и невидимая гипотермия быстро делает  свое холодное дело...

    Так вышло, что географически я оказался ближе всех к  парню со щенком и сразу трезво оценил ситуацию, мне самому ребенка не спасти, лед был слишком тонким уже у самого берега, он бы сразу треснул под моим избыточным весом и тогда спасать пришлось уже нас троих; собаку, ребенка, а потом, может, и меня...
Такой сценарий  не устраивал мой инстинкт самосохранения, и я посмотрел на мост в надежде на чью-нибудь подмогу, но никто из наблюдавших за разворачивающейся трагедией   людей не спешил  помочь тонущему парню,  и я решил рискнуть...
   Было страшно, очень страшно... Я снял брючный ремень, взял его в одну руку и лег  на мокрый лед... До мальчика было не так уж и далеко,  метров пять-шесть, но как их преодолеть? Лед подо мной не трещал, а упруго прогибался, но я знал, что это ненадолго, еще пара метров и я окажусь в воде... Вдруг я увидел, как ко мне бежит невысокий парень с явным намерением помочь... Приблизившись, он выхватил из моих рук  ремень и, распластавшись на льду, сказал:
- Я легче тебя! Держи меня за ногу!
Я ухватил его рукой за ногу, и мы попробовали ползком продвинуться вперед...
   Получилось!

   Еще чуть-чуть и крепкий парень схватил мальчика  за воротник...  Нам удалось вытащить на берег отчаянного мальчонку, который рискуя жизнью не раздумывая, бросился в зимнюю воду спасать свою собаку.
   Согласитесь, не каждый на такое способен!
Я смотрел на промокшего мальчишку, который за все время не издал ни звука, и любовался тем, с какой  любовью он обнимает своего щенка, пытаясь его согреть своим  теплом.  Его спаситель, тоже  промокший на влажном льду, незаметно испарился, ни сказав никому ни слова! Я и подавно молчал!  Что было говорить, неплохая на время собралась компания: мальчик со щенком, бесстрашный молодой парень ну и я на виду у всей толпы, трусовато участвовавший в чьем-то подвиге...
   Мальчишка тоже поспешил домой, да и я не собирался долго задерживаться на берегу, подтянул сползающие с меня брюки и безо всякого кокетства на публику  отважной походкой направился домой.
   Живой!
   И, Слава Богу!

   В свой следующий и решающий рывок я вложил все свои оставшиеся силы, схватившись руками за борт лодки, я рванул наверх.
  Получилось!
От веревочной петли на ноге  мне освободиться не удалось, но получилось немного подтащить якорь на меньшую глубину, что позволило вынырнуть из-под воды так, что на поверхности воды оказалось только мое лицо.  Отсутствие ветра и волнения на реке дало мне возможность полноценно вдохнуть, потом еще и еще...  Я понимал, что нахожусь в  почти безнадежной ситуации, но пытался не паниковать. Вера в свои силы еще не оставила меня и я приготовился для следующего рывка в сторону берега. К спасительному берегу, а вернее к тому месту, где я смог бы стать на ноги,  было не более 5-и метров, но и их надо было еще преодолеть...

   К сожалению, все мои последующие попытки освободиться от  веревочного захвата оказались безуспешными, якорь не двигался с места, а веревка все больше запутывалась на ноге. Руки, которыми я держался за покрытое тонким  льдом днище лодки, от переохлаждения быстро теряли свою чувствительность и то и дело соскальзывали в воду, а верхняя одежда полностью промокла и тяжелым грузом тянула ко дну. Понимая, что мне самому уже не выбраться, только тогда я решился позвать на помощь, сначала тихо, а потом все громче и громче... Угасающим зрением я видел, как редкие прохожие, заслышав мои крики о помощи,  продолжали двигаться в нужном им направлении, не обращая на меня никакого внимания...
   Все, это конец!
Правая рука в очередной раз соскользнула с обледеневшего днища, и я уже не смог поднять ее из воды. Превозмогая отчаяние, я еще раз громко  крикнул:
- Помогите! Помогите!
  На большее  сил уже не оставалось!
  Наверное, в тот момент я покорился судьбе…
  Вдруг я увидел, как из-за кустов поспешно вышел мужчина в спортивном костюме и, глядя в мою сторону, стал снимать с себя верхнюю одежду. Я уже плохо воспринимал происходящее, и мне хотелось верить в то, что это происходит на самом деле.
   Мужчина вошел в воду и вплавь направился в мою сторону. Приблизившись к перевернутой лодке, он нырнул  и освободил мою ногу от веревочной петли. Я почувствовал сильный толчок снизу - это мужчина из-под воды пытался вытолкнуть меня в сторону спасительного берега. Помню, что я изо всех сил старался грести к берегу, но у меня это плохо получалось, полученная гипотермия лишала пространственной ориентации и координации движений.
   Преодолев, как мне казалось, несколько метров я попробовал встать ногами на дно, но провалившись в пустоту,  скрылся под водой...

   И на этот раз мне удалось вынырнуть на поверхность!
  Наконец наступил момент, когда ноги нащупали твердое дно, и я встал во весь рост. Покачиваясь в разные стороны, с трудом сохраняя равновесие, я прошел еще несколько метров по воде и оказался на песчаном берегу. Только там я увидел, что на самом деле моих спасителей было двое. В то время как один из них выталкивал меня из воды, другой тем временем вызвал скорую помощь и спасательные службы.  Пока один из них переодевался в сухие одежды другого, на берегу одновременно появились спасатели и врачи.
В карете скорой помощи меня положили на носилки  и, когда я окончательно понял, что моему спасению уже ничего не грозит, наверное,  потерял сознание.
 
   Процесс выздоровления  шел медленно, длительное пребывание в холодной осенней воде вызвало воспаление  суставов и мышц, которые с ноющей болью часто отказывались от предлагаемой им физической нагрузки. В дополнение ко всему, временами сознание непроизвольно возвращалось к происшедшим событиям и тяжелым фантомным страхом вдавливало мое обездвиженное тело в ближайшую  постель.
   Тревожным событием было и то, что я почти ничего не знал  о своих спасителях. Выйдя тогда на берег, я первым делом вытащил из запасного кармана портмоне, достал промокшие визитки и отдал одному из них...
   Связно говорить я уже не мог!
Мой мобильный телефон после пребывания в воде  вышел из строя и некоторое время я не мог никому позвонить, а главное, не мог принять возможные звонки своих спасителей и отблагодарить их ....

   Моя встреча с ребятами произошла только через три месяца. Когда я издалека увидел их, стоящими возле входа в кафе, мое сердце учащенно забилось, а ноги отказались продолжать движение. Я обхватил руками ближайшее ко мне дерево, на глазах навернулись слезы, потом еще и еще... От нахлынувших переживаний я изо всех сил держался за ствол дерева, чтобы не упасть.
   Подумать только, если бы не эти двое настоящих мужчин, меня бы давно уже не было на этом свете!
  Через несколько минут мне удалось выбраться из соленого потока и, переступив через небольшую лужицу, я смело направился вперед...
  Мы познакомились! Ребята между собой оказались тезками, и тот и другой - СЕРГЕЙ! Наше, теперь уже братское  общение , затянулось до глубокой ночи, и только звонки наших домашних и окончание работы уютного заведения заставили нас на время расстаться. Все мы оказались близкими соседями - наши дома находились в 5-и минутах ходьбы друг от друга!
  Старший из моих побратимов (мы его называем, БРАТ СЕРГИЙ) уже имел в своем героическом активе спасение двух взрослых мужчин, причем в условиях волнения на море.  Другой брат (БРАТ МЛЫНОК), тоже несколько раз выступал в роли активиста при других спасениях на водах...

    * - Я  вспомнил, что и мне есть чем похвалиться. Будучи еще совсем мальчишкой (мне тогда было 10-11  лет) и, купаясь с другими детьми на неглубоком озере, я обратил внимание на то, как маленькая девочка внезапно скрылась под водой. В прозрачной воде было видно, как она беспомощно двигает руками и медленно погружается на глубину. В несколько взмахов я оказался рядом,  успел схватить девочку за руки, вытянуть ее наверх и подтолкнуть ближе к берегу. Все произошло  так быстро, что девочка ничего не поняла... Я  хотел провести с ней нравоучительную беседу о том, как опасно заплывать на глубину, но когда вспомнил, что я только третьеклассник, предусмотрительно отказался, еще неизвестно, что мне готовит моя судьба...

   В другой раз, плавая в глубоком бассейне, я обратил внимание на то, как какой-то мальчик подплыл к борту и хотел ухватиться за него руками, однако промахнулся и скользнул под воду. В таком случае  позвать на помощь просто невозможно...
  Когда я нырнул, мальчуган с открытыми глазами пускал красивые воздушные пузыри, уже опустился на глубину более   2-х метров и продолжал погружаться ... После того, как  я  вытащил его на поверхность, он смотрел на меня точно такими же удивленными  глазами, ртом жадно захватывая воздух, от которого он избавился еще на глубине.
- Ты что, тонул? – спросил я тогда, чтобы как-то  прояснить ситуацию.
- Кажется, да! – неуверенно ответил он, и чуть обратно не скрылся под водой…
  Константин!
  Впоследствии оказалось, что мы живем недалеко друг от друга и вот уже 50 лет здороваемся при встрече.

  Да-а! Компания подобралась, скажу я вам!
  В  нашем вновь  образовавшемся  БРАТСТВЕ  установилась добрая традиция:   8-го октября каждого года мы встречаемся  и обменивается нашими успехами, планами и новостями...
Главным событием этого  года стало рождение  внучки у старшего из двух сыновей  БРАТА СЕРГИЯ.  Сам факт по себе очень даже приятный, но то, что рождение девочки произошло  именно 8-го октября!!!
 Как нам стало известно из доверительного источника (!), молодые родители специально не подгадывали дату рождения первенца, а значит происшедшее со всеми нами можно смело отнести к одному из чудес.
 Для установления закономерности этого чуда,  первым делом, нужно будет деликатно узнать у своих ПОБРАТИМОВ, не доводилось ли им самим в молодости ходить с коляской по льду или кататься на лодке со своими сыновьями
(у Сергея МЛЫНОК тоже есть сын), а затем выслушивать нравоучения молодого и симпатичного тогда еще парня с тяжелыми  веслами в моих (!) натруженных от скоростной гребли  руках?

   Признаюсь! Свою дочь, тогда еще маленькую, я тоже много раз катал на лодке в этих местах, но к нам  никто и никогда не подплывал, видимо потому, что в лодку мы не ставили детскую коляску (дочь очень быстро выросла и мы не успели ее купить!), а я уже тогда был кандидатом в мастера спорта по академической гребле. Дочь в настоящее время не имеет своей семьи, поэтому именно дни рождения будущих внуков в трех наших семьях предположительно известны, хотя и временно остаются под вопросом!
Наши сомнения обусловлены объективными факторами, будущие вторые половины наших детей, возможно, тоже могут хорошо ползать по льду, плавать и нырять в холодной воде,  пристойно грести в любой лодке, быстро и своевременно звонить по мобильному телефону.
   И все это не только 8-го октября каждого года!

   Со своей стороны я обещаю своему любознательному читателю, что буду держать его в курсе будущих дней рождений таких желанных прибавлений в наших теперь уже подружившихся семьях.

   И еще!
   Оказание Вами, УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, посильной помощи терпящим бедствие,   и не только тонущим погожей  осенью в реке, озере или бассейне, но и родителям с детскими колясками на льду гарантирует появление в вашей семье здоровых детей и внуков. Тогда на небе появится еще одна, пусть и маленькая, но Ваша звездочка и Господь завидев ее рядом, будет любить Вас еще  больше и заботиться о Вас и Вашей семье.

   До настоящего времени так и не удалось установить схожести или различия между двумя парами водоплавающих и пешеходных родителей, принимавших участие в нашем рассказе. Возможно, это были одни и те же люди: мастера и кандидаты в мастера спорта по плаванию с совершенно пустой детской коляской?
   Почему пустой?
   Никаких звуков, выходящих из обеих колясок, мною зафиксировано не было. Кроме того, и в том и другом случае, низ колясок был совершенно сухим (никак не выделялся по цвету!).
   Может это Всевышний посылает нам испытание, а мы, пройдя ... или протиснувшись через него, приобретаем право на еще одну жизнь или жизни и Господь будет их расходовать так, как посчитает нужным?
    А мы что?
                Мы, ничего!
                Мы согласны!

              Ведь нет ничего лучше, чем участвовать в планах нашего   
              Творца   и быть Там, где Ему Надо, и делать Все То, Что
              Ему Нужно, по желанию Его!

                Аминь!




      
               







 


Рецензии
" Ведь нет ничего лучше, чем участвовать в планах нашего Творца и быть Там, где Ему Надо, и делать Всё То, Что Ему Нужно, по желанию Его! Аминь!" Это, действительно, так и есть! Испытано. Таким образом мне удалось спасти малыша от замерзания, которого мамаша потеряла и не заметила (он упал с саночек в снег и, замерзая, уснул), а я случайно (?) увидела во тьме его маленькую фигурку. Тем временем мимо нас проехало немало машин и никто (!) не обращал внимания на мои призывы о помощи. Подробно я описала этот случай в стихотворении "Терзаюсь мыслью: где ты? кто ты ? Я благодарна Всевышнему за то, что Он буквально силой отправил меня ранним утром на работу в тот день, когда у меня в расписании не было уроков в первую смену.

Анна Леун   09.03.2019 15:06     Заявить о нарушении
... это Всевышний посЛАЛ НАМ С ВАМИ испытание, а мы, пройдя ... или протиснувшись через него, приобретаем право на еще одну жизнь или жизни и Господь будет их расходовать так, как посчитает нужным?
А мы что?
Мы, ничего!
Мы согласны!
СпасиБОГ! АННА!

Александр Бернацкий   09.03.2019 17:21   Заявить о нарушении