Песнь жизни. Фрагмент 28

Начало: http://proza.ru/2018/11/24/20

   После обеда друзья направились в кузницу. Широкоплечий закопченный мастер в кожаном фартуке встретил Айрика хмуро. Вчера ему приказали ни в коем случае не отказывать принцу в занятиях, когда он придёт учиться.
  "Но ширина плеч не та. Есть ли у некрепкого юноши сила, чтобы держать в руках тяжёлый, кузнечный молот?"
   Давно работая во дворце, Билль Вайзиль  не любил суеты и напрасных дел.
   "Нечего знатным идти в ремесло."
  Но с властью не спорят."
Недовольно вздохнув, мастер принялся объяснять Айрику устройство кузницы, для чего нужны инструменты, как закаливать сталь, ковать простые изделия.  При этом мастер старался, чтобы ученик понял, насколько сложно кузнечное дело, возможно тогда он не решится его осваивать. Но принц слушал рассказ наставника с невероятным восторгом.  Процесс ковки пришёлся ему по сердцу, так и хотелось взяться за молот и клещи или раздувать горн, но азы, есть азы.
  "Это замечательный труд! Сила, ловкость, и красота. Изделия кузнеца холодны, но они перед этим горели."
-  Можешь понаблюдать за работой. Если захочешь учиться дальше, приходи завтра. Тогда мы посмотрим, на что ты годен. 
   Биль Вайзиль намеренно разговаривал с юношей на ты. В кузнице принц - ученик, мастер - суровый наставник. Этот закон не нарушал даже королевский двор.
-  Приду обязательно, даже не сомневайтесь!
Айрик присел в уголке.
-  Я пойду, ладно? – смущённо попросился Ратвин. Его донимала жара и копоть.
-  Конечно, иди. Это мне тут интересно, раз дар такой у меня в крови обнаружили.
   Принц глядел, как раскалённый добела металл преображается под руками кузнеца.
  "Для разных вещей разный металл, разная ковка, разная закалка."
   С каждым ударом тяжёлого молота бесформенные комки железа и стали становились инструментами, они нагревались, остывали и снова в жаркий огонь, пока процесс не завершался, сильный, сложный.
Айрик всей душой принимал горячий труд, вбирал его каждой частицей тела.
   "Когда-нибудь я тоже попробую так!"

   Просидев в кузнице до самого вечера, юноша примчался к Дийсан.
Едва узнав шаги принца, услышав голос, менестрель бросилась отчаянно его обнимать.
  "Завтра последний вечер, как быстро он настал!" 
   Схватив любимую на руки, Айрик сел с ней в постель.
-  Дий, иметь Алар хорошо. Ты должна понять свою силу, я сегодня свою узнал. Разлука пройдёт, мы снова встретимся.
-  Только будь осторожен. Я всё услышала, сегодня ты бил Амира из-за меня. Если с тобой что-то случится, меня не утешит то, что ты защитил мою честь. Дворец, он опасней трущобы.
-  Не надо тебе бояться, я всегда настороже. Амира давно следовало побить. А то он уж слишком надменный и гордый. Представляешь, ты вернёшься во дворец, а со мной случилось такое! Я растолстел, как огромный бочонок и научился говорить басом.
   Менестрель засмеялась. Упёршись принцу  в грудь, она, повалив его на постель, покрывала лицо поцелуями.
-  Это, чтобы ты не забыл меня! Чтобы ни одна служанка или леди не посмела на тебя взглянуть! Через три месяца я вернусь, так сказала Таниари Гильден.
-  Это вообще замечательно! Каких-то три месяца даже не год.

   Только ночь показалась слишком короткой, так же быстро мелькнул день, и вечер за ним.
   Сегодня Амир не вышел на учебную площадку, пока враг её не покинул.
   В последний рабочий час кузнец показал ученику как готовить инструменты для ковки, как нужно раздувать горн.
-  Железом займёмся завтра.
Биль Вайзиль, будто не замечал нетерпения принца.
   В ночь перед расставанием любовь юных сердец была ещё отчаянней, три месяца разлуки казались вечностью, которую невозможно пережить.
-  Я буду думать о тебе, – говорила менестрель. – А ты пиши мне. Дайнис станет читать твои письма. Я продиктую ответы, пусть даже не всё смогу в них рассказать, но что-нибудь же сумею. Если будешь писать, я буду знать, ты любишь меня по-прежнему. 
-  Не волнуйся, Дий, ты будешь получать много писем. Рука Дайнис устанет держать перо.
   
Настало неумолимое утро разлуки. По дворцовым коридорам Дайнис и Дийсан шли на улицу к школьной карете. Служанка несла небольшой сундучок. Госпожа взяла с собой несколько платьев и, не зная почему, мужской костюм для верховой езды.   
   Таниари Гильден сообщила, школа Аларъян предоставит ученице всё необходимое для прибывания. Наставница встретила Дийсан возле кареты. Проводить барда вышли Айрик и Эрин.
   После объятий подруги, Дийсан приникла к принцу, словно старалась оставить печаль у него на груди.
  "Нет, я не буду отдавать ему свою грусть. Пусть уезжает со мной! А Айрику останется радость. Я заберу тоску с собой, чтобы она не коснулась любимого сердца, пусть только принц по-прежнему любит меня и ждёт, но без печали."
-  Нам пора, – прервала прощание Таниари, поняв, что влюблённая пара никогда не расстанется. Ещё раз, с силой стиснув менестреля, Айрик её отпустил.
   Двигаясь по направлению голоса, ученица встретилась палкой с подножкой кареты и забралась в экипаж.
   Когда разместились все остальные, кучер крикнул: «Н-но!» – и хлестнул лошадей.
   Карета тронулась.  Принц продолжал стоять. Казалось, сердце уехало вместе с любимой в школу Аларъян.

   ***

   Свет небольшого светильника падал на постель. На ней в обществе служанки расположился Амир. Девушка крепко спала, разметав по подушке светлые пряди. Принцу не спалось. Третью ночь подряд он забывался тревожным сном только к рассвету. Сердце точила ненависть к Айрику Райнару. Юноша хотел действовать.
   "Как он мог меня избить? Да ещё на глазах у всех!"
Амир никогда не верил, что Айрик решится к нему прикоснуться. Он не понимал нищего принца. Конечно, он грубый и дикий. Он ходит на кухню с гвардейцами и даже порой с ними пьёт, но вместе с тем он покорный. Когда Амир приходил на площадку, трущобное высочество ни разу не уклонился от поединка.
   "Я бы никогда не позволил себя так позорить, тем более, если бы в первый раз меня так изувечили."
Уверившись в покорности врага, принц ощущал надменное торжество.
"Кто вырос в трущобе, до конца дней будет уступать воспитанным во дворце."
Недавняя драка ошарашила и напугала Амира. Безжалостный зверь показал зубы.
"Я бы не стал никого бить за служанку. Девушек для утех защищать не стоит, но Айрик Райнар дрался со мной  за калеку! Меня, благородного принца, избили за какую-то убогую!"
   Юноша знал, дворец для двоих тесен. Нищее высочество не наказали за жестокий поступок. Айрик Райнар веселится с гвардейцами, пока он страдает.
 -  Я не могу действовать против него, - говорила Риен. – Айрик Райнар был в своём праве. Если бы я наказала тебя за первый ваш поединок, могла бы сейчас осудить и его за драку. А так все решат, я несправедлива. Тогда ты сломал Айрику Райнару два ребра, а твой нос остался целым.
   Наследник престола привык, мать выполняет каждую просьбу сына. За это его боялись и уважали. Но теперь на уступки она почему-то не шла.
  "Как можно избавиться от нищего так, чтобы мне всё сошло с рук?"
-  Не спешите, ваше Высочество, - убеждали придворные. – Если Айрик Райнар откажется от власти, проблема исчезнет сама собой.
   Увы, Амир не хотел ждать.
"Почему нищее высочество не погиб в трущобе? Там всегда умирают. А он взял и выжил!"
   
Принц проснулся перед рассветом, чтобы отправить из покоев служанку. Сон ушёл, но пришлось делать вид, что это не так. Нужно дождаться, пока слуги принесут ванну, лениво потянувшись, встать, словно ничего не происходит, точно жизнь осталась прекрасной.
   Утром Амир в совершенстве исполнил придворный ритуал, терпеливо сносил, пока его мыли, раз прежде купание ему нравилось.
   Выбрав бордовый костюм, наследник престола ждал, пока слуга поможет в него облачиться, красиво завьёт волосы, чтобы идти к королеве.
   В последнее время сын приходил очень точно, стараясь ей угодить. Но Риен тревожилась за него.
   "Если бы он научился ждать! И не был так опрометчив! Только юность всегда горяча. Терпению учатся с возрастом, умению править тоже. Но это когда жестокость не отравила живой души."
Правительница слабо могла представить, что такое трущоба. В мирные времена нищих и разбойников в Алкарине было немного, с ними легко справлялись городские стражники. Из-за войны  число попрошаек и грабителей, конечно, увеличилось. Человек с кружкой для подаяний перестал быть на улице редкостью. В богатый дом могли проникнуть воры.
   "Если сердцевину плода прогрызли черви, съели сочную мякоть, совершенно неважно, что он зародился хорошим, рос на ветви красивого дерева."
Глядя на сына, что старательно ел нелюбимый десерт, Риен тайком улыбалась.
   "Но начать разговор придётся."
-  Послушай меня, сынок. Не надо тебе враждовать с Айриком Райнаром. Будь вежлив, не торопись. Нищий юноша не готов взять на себя высокий титул, наверное, сам понимая, что не подходит для власти правителя. Так дай гвардейцам и канцлеру тоже это увидеть.  Пока ты идёшь на рожон, симпатии к новому принцу только растут.
  От справедливых укоров юноша рассердился ещё сильней.
-   Ты знаешь,  я верю в тебя, и всем сердцем хочу, чтобы именно ты стал правителем Алкарина. Но, если Айрик Райнар однажды решится принять свой титул, никто не посмеет оспорить его решение, даже я. Он кровный принц, он внук короля Ардана, не племянник, не брат, а внук – прямая наследная линия. Род Райнаров в народе чтят и боятся. Из него вышло столько достойных королей, что  подданные по сей день тоскуют об этой семье. Они захотят, чтобы её представитель снова воссел на престол. Мне жаль, что это не ты! Амир, управлять страной тяжело, ты даже не представляешь, какая свобода откроется перед тобой без высокого титула. Ты богат и знатен, ты мой сын и сможешь заняться чем угодно без ежедневного тяжёлого труда правителя. Айрик Райнар обречён на него кровью, ты нет. У тебя есть прекрасный выбор стать воином, землевладельцем, вельможей, которого запомнят в веках, возможно больше, чем короля с жестоким нравом  самодура.
-  Так значит, ему всё за даром?! Он пришёл и отнял у меня высокое положение, предназначенную тобой судьбу! Жизнь стелется перед ним, как ковёр, а меня отодвинули в сторону! Но он вырос в трущобе! Может, он по ночам забирался в чужие дома?! Зря никто не успел его заклеймить. Мама, он меня чуть не убил! А ты простила ему страшный поступок!
   Королева поняла, разговора не получилось. Принц не хотел ничего слышать.
-  Принимай собственные решения,сынок,  но хотя бы запомни, что я тебе сказала.
 
   Доев десерт, разъярённый юноша  покорно направился к канцлеру, где два часа пытался делать вид, что его интересуют государственные дела: война, поставки зерна  тысячи разных проблем королевства.
   "Ну зачем правителю знать такие мелочи? Дядя отлично в них разбирается, он станет мне помогать, как и матери. И другие умные люди в стране найдутся! Королю не пристало, словно лорду сидеть над амбарной книгой, он должен сиять, возвышаясь над подданными."
   Почувствовав, что терпение племянника истощилось, Наркель сам предложил ему уйти.
-  Почему ты меня предаёшь? Это я твоя кровь, не Айрик Райнар.
-  Я не могу тебя поддержать. Моя верность Алкарину сильней, чем преданность собственной крови. Амир, пойми, наконец, хорошего короля из тебя не выйдет.  Это говорю тебе я,твой родной дядя,  раз королева Риен не в силах сама тебе всё объяснить. Её глаза застилает материнская любовь.
-  Но почему ты думаешь, что трущобный принц будет править лучше меня?
-  Во-первых, он  никогда не отступает перед трудностями. Во-вторых, ты сам не умеешь смотреть далеко вперёд, у тебя нет терпения, и ты любишь только себя. Когда ты в последний раз что-то прочёл? За эти месяцы Айрик Райнар изучил больше книг, чем ты за всю свою жизнь.
-  Да, конечно, он читал то, что предлагал ему ты!
-  А разве я никогда ничего тебе не подсказывал? Я занимался с тобой с самого детства, но ты вечно старался от меня удрать.
-  И зачем правителю  знать столько незначительных пустяков? Ты сам говоришь, в Алкарине война, пусть читают и пишут другие, а я умею сражаться. Клинком я владею лучше, чем нищее высочество, уж это никто не оспорит.
   Амир решил, он сумел победить дядю.
-  Ты хочешь попасть на войну? Тогда сегодня пойди на площадку и сразись с Айриком Райнаром. Если сумеешь так поступить, возможно, я взгляну на тебя по-другому.
   Принц вышел, поняв, что и в разговоре с канцлером ничего не добился.
   "Мой дядя привязался к нищему принцу больше, чем ко мне, когда он только успел? Его трущобное высочество завоевал доверие самого Наркеля Ирдэйна - моего кровного родича!"

   На учебной площадке юноша безжалостно разил клинком молодых придворных. Перед его глазами всё время возникал ледяной взгляд врага.
   Однако, завидев живого соперника, принц понял, он вдруг испачкал роскошный костюм, обязательно нужно его поменять. Нельзя же стоять перед всеми в грязи.
  "Почему я не переоделся перед сражением? Хорошо, послушаю дядю завтра, один день ничего не изменит. И вообще, он не понял, на что обрекает меня."
   Надев чистый камзол, юноша почувствовал себя гораздо лучше. Пора в главный зал на королевский приём, чтобы старательно демонстрировать всем, каким сдержанным он стал, как повинуется королеве и канцлеру и рано или поздно будет истинным правителем - сильным и справедливым.
   Занятый тревожными мыслями Амир сперва не заметил, когда в зал для приёмов вместе с Ратвином Ником осторожно вошёл Айрик, внезапно решившийся совершить дерзкий поступок.
   "Я здесь в первый и последний раз!", – унимал неловкость принц, сев за самый дальний стол.
   Друг очень настаивал, убеждая, среди изысканной болтовни ему никак не обойтись без хорошей поддержки.
  "Ладно, я придворных и так постоянно встречаю  по отдельности в коридорах, просто они собрались тут все вместе, чтобы меня рассматривать." 
Юноша напряжённо следил за движениями ножа и вилки.
Его появление заметили многие: королева Риен, Сариан, Наркель Ирдэйн и, наконец, Амир.
-  Смотрите, ваше Величество, – довольно произнёс канцлер. – Очень неплохо держится. От тех, кто жил во дворце с самого детства, можно отличить только с большим трудом.
-  Но зачем Айрик Райнар сюда пришёл? Может, он решил устроить погром.
-  Нет, ваше Величество, думаю алкаринцы больше ему не враги, и скоро мы станем его народом.
   Правительница вздохнула. Появление принца её встревожило, как не обрадовало оно и Амира.
  "Ну вот, теперь он ещё  на приёмах начнёт показываться, как будто мало ему коридоров дворца и учебной площадки."
   Сопернику захотелось удалить Айрика из зала, а лучше всего опозорить перед придворными, чтобы трущобный принц никогда не поднялся в надменных глазах.
   "Я не могу верить матери, он вряд ли оставит дворец по собственному желанию. Нищий крепко держится за роскошь. На его месте я поступил бы точно также."
   Наследник престола не мог отвести от Айрика упорный взгляд.
   Заметив неприязнь врага, тот как будто выпрямился. Его манеры улучшились, пусть напряжение возросло.
   
Начались танцы. Стоя у стены, Айрик чувствовал неловкость. Он не умел кружиться так, как двигались люди вокруг.
-  Ваше Высочество, почему вы стоите один и тоскуете?-  спросила юная фрейлина с острыми карими глазами.
–  Раз танцевать не умею, вот и стою.
-  Так неумение совсем не беда, я с удовольствием вас всему научу, пойдёмте же в круг. Танцевальный вечер - прекрасное занятие. Скоро вы в этом убедитесь.
 Незаметно для себя, принц оказался среди танцующих. Подошли ещё несколько девушек, смеясь, они показывали, как нужно вертеться во многих сложных движениях. Юноша старательно повторял фигуры. Легкомысленное обучение случайно разглядела Цаони Клайс, хотя изящно шла по залу с Амиром.
 Сегодня он был неотразим.
  "Я непременно должен удержать на своей стороне лорда Клайса. Нет способа легче, чем завоевать глупое сердце его дочери." 
   Скользя с женихом, Цаони смущённо улыбалась.
   "Он красивый, внимательный, но разве это любовь? Говорят, любовь – что-то большое, тайное, – девушка задумалась. – С Амиром спокойно. Он такой же, как остальные  придворные юноши-  утончённый, и, наверное, смелый. Только титул наследного принца отличает его от других, но разве это способно взволновать кровь? Ни одно сказание не говорит, что сильное чувство приносит покой. В прекрасных легендах сердце девушки замирает от восторга, моё стучит размеренно. Даже щёки ни разу не покраснели. Но, Амир - мой жених.  Значит я его полюблю, а если чувство не появится, всё равно выйду замуж, как велит отец. У других высоких лордов нет дочерей подходящего возраста, а Вилет Ирдэйн и без того брат канцлера." 
Но постепенно  и незаметно принц Айрик полностью завладел её вниманием.
   Он танцевал в обществе фрейлин, смущённо им улыбаясь.
   Когда девушка  впервые его увидела, принц её испугал. Он дерзко смотрел на придворных, чавкал, ел руками.
  "Какой он грубый и невоспитанный!  Наверно, он скоро покинет дворец. Королева Риен не станет терпеть неуважительного наследника престола, когда в стране есть другой, достойный."
   Теперь Айрик Райнар стал совершенно другим. Тёмно-синий костюм воинского покроя подчёркивал стремительность движений. Принц был по-своему грациозен, как дикий кот, что не знает отдыха на охоте и не боится прыгнуть вперёд, на врага гораздо крупней его самого. Придворный танец давался Айрику легко, юноша был способным и ловким. Его лицо понравилось девушке даже больше фигуры. Светлая кожа,  чёрные волосы. Они постоянно падали принцу на лоб. Он небрежно их поправлял. Синие глаза по-мальчишески озорные, тёплые. Улыбка робкая, словно юноша сам не знает, откуда она взялась. Это в сторону фрейлин, а для Амира стальной клинок.
   "Ударить сердце врага глазами. Теперь я вижу, Айрик - достойный соперник моему жениху. Я тоже хочу учить его танцевать, и пусть он смотрит на меня, как на фрейлин или даже теплей. Если принц поведёт меня по залу, можно будет забыть обо всём, ничего не страшиться. Надёжные руки удержат в падении."
 Цаони вся расцвела.
-  Зачем ты так смотришь на нищее высочество? – прервал грёзы Амир. Его глаза обдали девушку холодком.
   Устыдившись, она сразу увяла.
-  Амир, принц Айрик такой занятный. Он вырос в трущобе и совсем не походит на придворных. Я его даже пугаюсь. Но где ещё мне можно увидеть нищего? У принца неприличные манеры. Я понимаю, он опасный!  Но если ты меня поцелуешь, страх мгновенно рассеется. Придворный танец позволяет невинные вольности.
Жених нежно поцеловал наречённую.
-  Да, Цаи, я сумею тебя защитить. И вообще я считаю, смотреть на нищих не стоит. А то сначала посмотришь, дальше заговоришь и, в конце концов, рядом с ними в трущобе окажешься.
  Принц холодно улыбнулся.
-  Прости! Я один только раз, обещаю, больше не буду. Разве можно смотреть на других, когда рядом есть ты?
-  Правильно, ты, конечно,  не должна этого делать.
   Юноша обнял невесту. Почувствовав надёжные руки, Цаони успокоилась.
   "Я молодец, что сумела убедить жениха в своей любви и верности. Я хорошая невеста, послушная дочь. Но вот бы спрятаться от Айрика Райнара в саду, чтобы он меня нашёл. Или нет, я побегу, пусть он меня поймает и поднимет на руки..." 
Покраснев до самых корней волос, девушка не смела взглянуть на Амира.
 
   Только виновник смущённых мыслей ничего не заметил. Дотанцевав с фрейлинами, он разыскал Ратвина Ника. Друзья двинулись к выходу из зала. По дороге, им, словно случайно встретилась Сариан. Она тепло улыбалась.
-  Ваше Высочество, вы сегодня держались отлично. Мы долго этого ждали, и вот вы, наконец, решились посетить королевский приём.
Глаза леди сияли. 
-  Так никто не сказал, что я приду на него снова, может больше никогда в зале не появлюсь.
   Сделав скептический жест, Сариан продолжила путь. А на сердце Айрика стало тепло от её поддержки.
     -  Ну, как тебе сборище знати? – спросил Ратвин, расставаясь возле покоев.
-  Ничего плохого, но уж лучше работать в кузнице, чем танцевать бесконечные танцы в окружении девушек.
-  Уж с ними-то ты освоишься, главное, чтобы блестящий курятник придворных смотрел на тебя, открыв клювы от восхищения, а не принялся возмущённо кудахтать. 
-  - И пусть  кудахчут, я с большим удовольствием выдерну им пару перьев. А кого-то и наголо ощипать можно.
 Оставшись один, принц загрустил.
  "Моя Дий, наверное, сейчас спит в какой-нибудь придорожной таверне. Пробраться бы тайком в её сны. Тогда, может, скучал бы меньше. Если Дий мне приснится, тогда и поговорим. Обязательно расскажу ей об этом вечере."
   
На другой день Биль Вайзиль в первый раз показывал ученику, как нужно раздувать горн. Прикоснувшись к мехам, юноша почувствовал жар у себя в груди, свет прошёл по рукам, заполнил тело и инструменты, подсказывал и поддерживал. Огонь  разгорелся ровный, такой как надо.
Айрик был крепким и терпеливым, Алар дала мускулам силу, чтобы держать могучий кузнечный жар.
  "Скоро я что-нибудь выкую своими руками! Надеюсь хорошую вещь."
  Мастер с удивлением понял, почему юношу отправили в кузницу.
  "Похоже жизнь закалила его самого, как я закаляю сталь. Когда есть стойкость, приходит и сила. Я займусь обучением принца, и у Алкарина будет хороший король-ремесленник."
   Сегодня ученик увидел, что закопчённый кузнец умеет и улыбаться. Среди жаркой работы Айрик не заметил, как время домчалось до вечера.

Продолжение здесь: http://proza.ru/2019/01/18/1926


Рецензии
Айрик в кузнице сразу же чем-то напомнил Петра-I в юности, кто, не взирая на свой ранг, с таким же восторгом и интересам впитывал в себя новые науки и ремёсла. Не сомневаюсь, это поможет увидеть мир во всех красках. Разлука главных героев, кто всегда был опорой друг для друга, навевает плохие мысли, надеюсь всё будет хорошо — чувствую, Амир стал заклятым врагом для обоих. Наркель прав, но кто же его послушает. Отличная иллюстрация к главе.

С уважением, Андрей.

Андрей Штин   08.04.2021 19:18     Заявить о нарушении
И правда, если бы только Амир мог послушать кого-нибудь…
И всё остальное именно так. Надёжные знания открывают нам мир.
Спасибо огромное!
С уважением! Лидия.

Лидия Сарычева   09.04.2021 18:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.