В Крещение открываются небеса

   Празднование Крещения Господня установлено в память принятия крещения Иисусом Христом от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. При этом Господь явил людям свои три ипостаси - Пресвятую Троицу. Бог Отец вещал с небес, а на принимающего крещение Сына снизошёл Святой Дух в виде голубя. В отличие от Рождества, когда Спаситель был явлен миру тайно, на крещение он был представлен открыто. Поэтому за праздником закрепилось второе название - Богоявление.
   При крещении Сына Господь не только явил себя миру, но и через обрядовое омовение освятил всё естество воды. Поэтому именно она во всех состояниях стала одним из главных атрибутов праздника Крещения.

   Как и предрождественский вечер, канун Крещения называется сочельником. Верующим весь предпраздничный день предписывалось проводить в посте до первой звезды, разговляясь обрядовым блюдом - сочивом. Только в отличие от рождественского "щедрого", крещенское сочиво было постным, "голодным".
   Во многих местностях считали, что в канун Крещения вся нечистая сила, пытаясь скрыться с белого света, старается забраться в избы, хозяйственные постройки и бани. Молодёжь, чтобы отвести от деревни нечистых, озорничала: ломала калитки, разбирала заборы, раскидывала сани, телеги, упряжь... К таким выходкам хозяева относились спокойно: пусть лучше молодёжь пошалит, чем нечисть напроказничает.
   Часто 18 января в народе называли "сочельником на свечах". Люди верили, что в этот день святые апостолы придумали церковные свечи. Взятые на вечерней службе свечки хозяйки приносили домой и хранили в красном углу. Зажигали их в случае беды, нужды и болезни.

   В старину деревенские жители праздник Крещения иначе именовали Водокрещи. В основе названия - отголосок языческого почитания воды как жизнеполагающей стихии, а также христианский обряд её освящения, приуроченный к Богоявлению. В память о принятии крещения Спасителем освящение воды происходит дважды: 18 января - в храмах и колодцах, 19 января - под открытым небом на водоёмах.
   Святой водой запасались стар и млад. Воду, освящённую в Крещенский сочельник, называли богоявленской. Ей приписывали способность исцелять от лёгких недомоганий. Также богоявленскую воду использовали для окропления жилища и утвари, чтобы защититься от сглаза и нечистой силы.
   Взятая в день Крещения святая вода называлась крещенской. К ней относились более серьёзно. Верили, что она помогает при тяжёлых недугах и крайней нужде.
   К сожалению, в некоторых местностях это ошибочное разделение святой воды на богоявленскую и крещенскую сохранилось до наших дней. Многие отправляются за ней дважды, хотя Церковь неустанно повторяет, что освящение воды и 18, и 19 января идёт по одному чину, и её свойства одинаковы.

   По наблюдениям, святая вода не портится в течение года, а то и нескольких лет. Мутнеет она лишь в тех семьях, где ссорятся, обижают друг друга или происходит что-либо богопротивное.
   По народным поверьям, в крещенскую полночь вся вода на земле становится особенной, святой. Говорят, что в это время гладь всех водоёмов начинает колыхаться в ознаменование сошествия в неё Иисуса Христа. Колышется даже вода, набранная в сосуды. Раньше на Крещение в деревенских избах до глубокой ночи не гасли окна. Кто мог, отправлялись в полночь зачерпнуть водицы, а остальные наблюдали её волнение в чашках и бутылях.
   О необычных свойствах крещенской воды говорят и современные учёные. По их наблюдениям, в период с 18 по 19 января несколько меняется структура и энергетика всей воды на планете.
   В давние времена хозяйки запасались и крещенским снегом - верили, что им можно хорошо отбеливать холсты. Также его кидали в колодцы в надежде, что после этого они не будут пересыхать даже в самую сильную жару. Девушки умывались крещенским снегом для красоты, а женщины постарше - для омоложения.

   На Руси крещенским утром после праздничного богослужения вся деревня во главе с батюшкой отправлялась освящать воду к реке, пруду или озеру. Там заранее вырубалась прорубь в виде креста, именуемая иорданью. После обряда крещения крестьяне набирали воду. После чего те, кто гадал и рядился на Святках, непременно трижды погружались в воду с головой, чтобы смыть этот грех. То же самое проделывали люди, желающие избавиться от болезней. Считалось, что вода из иордани исцеляла как телесные, так и душевные недуги. По поверьям, после крещенского водосвятия целую неделю в проруби нельзя было стирать и полоскать бельё.
   Девушки на иордань ходили в самых лучших нарядах, ведь в это время женихи присматривали себе невест, а их родители - невесток.
   В наше время традиция погружения в прорубь на Крещение возродилась. В больших городах погружаться в иордань начинают после её освящения 18 января, но большинство людей всё же предпочитают в полночь. Заканчивается же погружение в иордань до обеда Крещения.


Рецензии