108 иных интерпретаций ф. Ницше-Достоевский -Ницше

При осмыслении какой-либо философской идеи непременно
встает вопрос- способна ли данная идея "материализоваться",
стать вещественной,научной ценностью или же на худой конец
украшающей бытие идеализацией.
 Моделируя различные ситуации, основанные на нашем знании и опыте приходим к  заключению ,насколько идея реальна ,не благодушное ли это пожелание очередного мечтателя,что само по себе бывает даже  полезно или вредная ахинея  способная иной раз, благодаря статусу её носителя, превратиться  в государственную директиву. .
  Человечеству  необходимо периодически подчищать  этот "мусор" ,может, это хоть немного облегчит поиски настоящей истины.
 
  " Русская идея "-название дал Ф.М. Достоевский,но концепция принадлежит  Чаадаеву , начало которой положило   "Философское письмо " ,опубликованное  1836г.в"Телескопе".
    " Мы не принадлежим ни к Востоку ни к Западу ,-пишет
Чаадаев ,  МЫ  НАРОД  ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ".
Главная философская идея  Чаадаева  именуется «О водворении
 царства Божьего на Земле»[1;103]. При этом Царство Божье —
 это сравнение со справедливым обществом, которое уже
осуществляется на Западе ..."(позже сторонники Европейского пути на этом делали основной упор).
  И  пошло , и поехало...Славянофилы,западники, писатели и чиновники все  ищут  это  место , этот путь....,а точнее  интеллектуально паразитируют на этой ни к чему не- обязывающей    ахинее.   Даже в наше время  мы слышим  о неком  особом нашем пути,о роли и месте  специально для нас  приготовленным ВСЕВЫШНЕМ,и что скоро настанет тот день  ,когда мы  приступим  к  своим обязанностям :быть  посредниками между  Востоком и Западом  и как скромные посредники ,естественно, будем получать свои скромные  комиссионные!!!.............ЗАЖИВЁМ...
"Русская идея" вырабатывалась на протяжении нескольких столетий и  "застолбиться " в ней  желающих было и есть хоть отбавляй.Привнесенные идеи этих  мыслителей , их советы,пророчества,критика,пожелания... как  народу так и правящему  сословию,  зачастую  входили в ранг государственной политики !!! .
 Прошло почти 200 лет.И где  ЦАРСТВО БОЖИЕ Федора Михайловича.? Увы,его  НЕТ!!!Как же так,  наиглавнейшая идея писателя, призванная преодолеть разрыв между образованными слоями и простым народом плюс поспособствовать, по замыслу Достоевского, общественному согласию ,этому ценнейшему состоянию государства  в деле
социального  спокойствия, ...оказалась фикцией.
 
------------------
 А вот  как выглядит государственное устройство Ф.В.НИЦШЕ.
                ---------------
 Основная мысль НИЦШЕ о задачах и  структуре полагаемого порядка.....

В истории «всякое возвышение типа “человек” было до сих пор - и будет всегда - делом аристократического общества как общества, которое верит в длинную лестницу рангов и в разноценность людей и которому в некотором смысле нужно рабство»
 Отсюда ясно, что следует, «скрепя сердце, выставить жестоко звучащую истину: ... рабство принадлежит к сущности культуры ... Страдание и без того уже тяжко живущих людей должно быть еще усилено, чтобы сделать возможным созидание» культурных достижений небольшому числу высокоодаренных человеческих индивидов. Таким образом, можно «сравнить блестящую культуру с обагренным кровью победителем, который в своем триумфальном шествии волочит привязанных к его колеснице побежденных как рабов».
                ----------------

                ГОСУДАРСТВО:
 
        1. Власть - Аристократы.(Ценности, представительство)
        2. Военные - (сила,управление,насилие..)
        3. РАБЫ - НАВСЕГДА.
 Согласимся , обе  системы  что Достоевского ,что Ницше
не  лишены были в далеком прошлом  смысла(исторического,эволюционного), крайне противоречивы и в  наше время абсолютно бесперспективны как с  рабами,так и с БОГОМ...
  Можно предположить ,что исламские государства  подходят ,однако ,там отсутствуют социалистические начала ,наличие которых обязательны  у  писателя...
  --------------------------
  Согласием   ответим Федору Михайловичу и на выдвигаемую им идею братской соборности, как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».  Гордимся ,уважаем и  отсылаем  эту  благостную  ахинею в  ту же  кучу.Однако ,предлагаю  все же оставить ввиду её  "климатической" значимости....
 Ницше называл подобное "перспективисткими кажимостями"т.е.
(верой в благостные фантазии).

("..Вследствие этого все они вместе живут в тумане безличных, полуличных мнений и произвольных, почти фантастических, критериев, – один постоянно в голове другого, а этот другой, в свою очередь, в голове третьего: странный мир фантастических образов, который вдобавок умеет придать себе такой трезвый вид. Этот туман мнений и привычек растет и живет почти независимо от людей, которых он покрывает; в нем заключается страшная сила всеобщих суждений о «человеке»,"вещах" )и т.д....;
---------------------
В.В. Розанов как-то заметил: "Достоевский, как пьяная нервная баба, вцепился в "сволочь" на Руси и стал пророком ее".
И.С.Тургенев  "Певец мифической русской души...".
--------------------
==============================
....то в любом случае для героев Достоевского одиночество – это бегство больного, а для Ницше-Заратустры – это бегство от больных.Менее звучно  но  ближе к  действительности , изоляция больного у  Ф.М.  и  уединение у НИЦШЕ.
===================================
===================================
 "И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! <...> Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно...
   Кто виноват? .....    То-то,кто виноват? ".
       ( Записки из мертвого дома)   Достоевский Ф.М.
   Именно на подобные замечания Достоевского ссылается НИЦШЕ,убеждая нас в необходимости "Вернуть злому человеку чистую совесть — не это ли является моим непроизвольным стремлением?»". [1] — спрашивает Ницше и уточняет вопрос: «А именно злому человеку, поскольку он — сильный человек?» [2]. И тут же в скобках добавлено: «При этом привести суждение Достоевского о преступниках из тюрем» .

   Судите сами,к произнесенному не  придраться.  Это не вырвано  из контекста данной страницы или главы...(проверял).Однако,как массовое  явление присущее  всему  повествованию "Записок...",явно  не  соответствует.Каторжан
в остроге с подобными характеристиками"даровитых,сильных,
незаконно.."...видимо осужденных,представлен собирательный образ "народа нашего", исчисляется единицами!!!.Они , как правило, входили в ближний  круг писателя  ,коим Федор Михайлович  и посвятил выше приведенный отрывок.
=============================================
     А  вот  как представлен  основной контингент "сидельцев"   писателем уже по существу.
-------------------------------
   Были здесь убийцы невзначай и убийцы по ремеслу, разбойники и атаманы разбойников. 

  а).  Ни признаков стыда и раскаяния!    (совпадение с идеей НИЦШЕ)авт.

  г).  Я сказал уже, что в продолжение нескольких лет я не видал между этими людьми ни малейшего признака раскаяния, ни малейшей тягостной думы о своем преступлении и что большая часть из них внутренне считает себя совершенно правыми. Это факт. ( авт.   Совпадение с  НИЦШЕ).
------------------------
   ( "а" - "г") -  высказывания  НИЦШЕ  о преступниках   (не презирать за преступление)
поразительно совпадают с психологией каторжан         Достоевского.
-------------------------------

В преступнике же острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещенных наслаждений и страшное легкомыслие

Отец ограничивал его, уговаривал; но у отца был дом, был хутор, подозревались деньги, и – сын убил его, жаждая наследства.Арестанты презирали его не за преступление!!!!, о котором не было и помину, а за дурь, за то, что не умел вести себя.    (авт.-Совпадение с НИЦШЕ...).

Большинство было развращено и страшно исподлилось. Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная.  (Ф.М. - Зап.м..д..).
---------------------
       И    Т.Д......Убийцы ,насильники,воры,мошенники...
И как подобные субъекты могли быть ценной частью вообще  какого-либо  народа..
 

  Достоевский безусловно весьма популярен на Западе,что произошло даже быстрее ,чем его признали на Родине ,в России ,учитывая какой великолепный пропагандистский материал он " подкинул " нашим  недоброжелателям,пополнив
измышления этого г....ка маркиза де  Кюстина.(Увы,его  наблюдения актуальны даже в наше время).  Многие ссылаются  на него до сих пор,и  им нечем возразить.А.Тургенев, провожая де Кюстина в Москву,даёт ему рекомендательное письмо к П.Чаадаеву,философские письма которого,опубликованные в 1836г.  году,  схожи с замечаниями де  Кюстина на  99,999 %.(1839г.)
 Тематика одна,схожесть 100%, но мотивы  авторов абсолютно различны.Чаадаев болеет душой за РОССИЮ,Кюстин - русофоб.
                В  этом различие.

   Позицию  в  этом вопросе  я полностью разделяю с Жуковским  назвавшим де Кюстина собакой, признавшись ,однако, что большая часть написанного
     соответствует действительности.
   
 Де Кюстин в  своих  письмах  не затронул...(так  !!! как смог бы) главное 
     зло  РОССИИ - правящее дворянское сословие,  самодержавие....    
    ------------------------
   Вернемся  к  Федору Михайловичу.

   Даже в наше время ссылок на героев романов Достоевского
предостаточно.Один Раскольников с топором  чего стоит.
=====================================
            НИЦШЕ - Достоевский
  Количество совпадений прямо текстовых ,поражает .
       (отмечено исследователями).

  а).  К  примеру :"...арестанты не роптали на наказания, хотя такая жизнь похожа была на жизнь поселившихся на горе Везувии".!
                Достоевский.

  в).  Стройте свои города у Везувия! Посылайте свои корабли в неизведанные моря! Живите, воюя с равными вам и с самими собой! Будьте разбойниками и завоевателями, покуда вы не можете быть повелителями и владетелями, вы, познающие!
                НИЦШЕ.
---------------
  а).  "Я никогда не мог понять,как можно любить своих ближних".
                Ф.М. Достоевский.(Иван Карамазов)

  в).   "Скорее я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних! Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему..".
                Ф.В. НИЦШЕ.
-----===========-----------=======-------------========== 
      
Это вовсе не означает  совпадения мировоззрения,а  лишь 
общей  точкой отсчета, интерес к психологии  одних и тех же социальных групп,  последующая  оценка которых видится и философом и писателем в диаметрально противоположных  напрвлениях.
   НИЦШЕ позже, без особого удовольствия,  кое    наблюдалось при первом его "знакомстве" с Федором      Михайловичем,....отмечает это различие.....

               


Рецензии
Добрый вечер! Мне было интересно. Ницше я начал читать (Заратустра), но так и не смог. Очень тяжело шло. А вот Достоевский в определённом возрасте "пошёл". Я Его читал "взахлёб", на над некоторыми местами плакал непроизвольно, настолько прочитанное тронуло то, что я называю тонкими струнами души. Что касается отмеченных Вами совпадений: не могу отделаться от отвращения к Ницше, и от преклонения перед Достоевским. Я простой человек, а не исследователь. Я не могу быть объективным. То что мне ближе, то что меня убеждает кажется мне истинным. Спасибо за интересный очерк. С уважением,

Алексей Масин   07.01.2020 20:09     Заявить о нарушении
Любить человечество? Что может быь проще. Куда сложнее любить ближнего! Вспомните у Ф.М. Достоевского ("Братья Карамазовы", Маловерная дама):
Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно.

– Деятельной любви? Вот и опять вопрос, и такой вопрос, такой вопрос! Видите, я так люблю человечество, что, верите ли, мечтаю иногда бросить все, все, что имею, оставить Lise и идти в сестры милосердия. Я закрываю глаза, думаю и мечтаю, и в эти минуты я чувствую в себе непреодолимую силу. Никакие раны, никакие гнойные язвы не могли бы меня испугать. Я бы перевязывала и обмывала собственными руками, я была бы сиделкой у этих страдальцев, я готова целовать эти язвы…

– И то уж много и хорошо, что ум ваш мечтает об этом, а не о чем ином. Нет-нет да невзначай и в самом деле сделаете какое-нибудь доброе дело.

– Да, но долго ли бы я могла выжить в такой жизни? – горячо и почти как бы исступленно продолжала дама. – Вот главнейший вопрос! Это самый мой мучительный из вопросов. Я закрываю глаза и спрашиваю сама себя: долго ли бы ты выдержала на этом пути? И если больной, язвы которого ты обмываешь, не ответит тебе тотчас же благодарностью, а, напротив, станет тебя же мучить капризами, не ценя и не замечая твоего человеколюбивого служения, станет кричать на тебя, грубо требовать, даже жаловаться какому-нибудь начальству (как и часто случается с очень страдающими) – что тогда? Продолжится твоя любовь или нет? И вот – представьте, я с содроганием это уже решила: если есть что-нибудь, что могло бы расхолодить мою «деятельную» любовь к человечеству тотчас же, то это единственно неблагодарность. Одним словом, я работница за плату, я требую тотчас же платы, то есть похвалы себе и платы за любовь любовью. Иначе я никого не способна любить!

Она была в припадке самого искреннего самобичевания и, кончив, с вызывающею решимостью поглядела на старца.

– Это точь-в-точь как рассказывал мне, давно уже впрочем, один доктор, – заметил старец. – Человек был уже пожилой и бесспорно умный. Он говорил так же откровенно, как вы, хотя и шутя, но скорбно шутя; я, говорит, люблю человечество, но дивлюсь на себя самого: чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, то есть порознь, как отдельных лиц. В мечтах я нередко, говорит, доходил до страстных помыслов о служении человечеству и, может быть, действительно пошел бы на крест за людей, если б это вдруг как-нибудь потребовалось, а между тем я двух дней не в состоянии прожить ни с кем в одной комнате, о чем знаю из опыта. Чуть он близко от меня, и вот уж его личность давит мое самолюбие и стесняет мою свободу. В одни сутки я могу даже лучшего человека возненавидеть: одного за то, что он долго ест за обедом, другого за то, что у него насморк и он беспрерывно сморкается. Я, говорит, становлюсь врагом людей, чуть-чуть лишь те ко мне прикоснутся. Зато всегда так происходило, что чем более я ненавидел людей в частности, тем пламеннее становилась любовь моя к человечеству вообще.

– Но что же делать? Что же в таком случае делать? Тут надо в отчаяние прийти?

– Нет, ибо и того довольно, что вы о сем сокрушаетесь. Сделайте, что можете, и сочтется вам.

Николай Алчев   03.10.2021 23:17   Заявить о нарушении
Из притчи о смаритянине:Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был.

Преподобный М.Исповедник:...относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самаритянине вполне актуальна и для нашего времени.

Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.

Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был.

Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви !!!.... к нашим ближним (Лев. 19: 18).
---------------------------------------------------------
Тема "КТО НАМ БЛИЖНИЙ" очень популярна , так как в жизни мы постоянно сталкиваемся со множеством противоречивых примеров касаемо этих "БЛИЖНИХ" ...... существенно влияющих на наше благополучие....
На мой взгляд одна ошибка приведшая к подобной неразберихе , это отождествление В Библии любви к ближнему с
помощью ему... да !!! - с обыкновенной чисто человеческой помощью ближнему,которого при ближайшем рассмотрении и любить-то никогда не будем, а в воду за ним нырнем ,из огня вытащим и т.д .примеров тьма.... это древний инстинкт сохранение и защита.... своего вида , и с любовью НИЧЕГО ОБЩЕГО...
С Уважением

Самсонов Николай Анатольевич   13.10.2021 11:45   Заявить о нарушении
Вообще-то у Ф.М. Достоевского и говорилось больше о помощи, нежели о любви. Сохранение вида дело, конечно, хорошее, но и внутривидовую борьбу никто не отменял.

Николай Алчев   13.10.2021 20:39   Заявить о нарушении
Пропущенное...

....."больше о помощи, нежели о любви". ....
У Достоевского рассуждения о так называемой "деятельной любви" ...
ЛЮБВИ ...христианской , совсем не одной помощи ... , а уж её сила.. ,сила ЛЮБВИ и помогает исправлять, направлять и т.д. по сюжету произведений..

«Любовь деятельная сравнительно с
мечтательною есть дело жестокое и устрашающее. Любовь мечтательная
жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него
глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают,
только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене,
и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная – это работа и
выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука…» [Достоевский )
=================================
Внутривидовая борьба тоже работает на СОХРАНЕНИЕ ВИДА..

Самсонов Николай Анатольевич   21.10.2021 23:34   Заявить о нарушении