Библия технократии

Технократия (греч. техна, «мастерство» + греч. кратия, «власть») по идее переводится, как власть мастерства, или профессионализма. При всей ясности этого термина понимают его нередко по-разному. В основу одного понимания его кладётся техницизм, в основу другого – технологизм. При этом слово технократ оказывается производным от любого из них, что иногда и является источником непонимания в диалогах и спорах. В этих терминах есть и общее и различное. Техницизм – один из видов технологизма (одна из его частей). Взятое, как основа образования термина технократия оно означает власть техники. Группа соответствующих специалистов, позиционирует себя как единственно адекватная власть в государстве, которая претендует на элитаризм, способность разобраться во всех его профессионально ориентированных сферах деятельности и решить все их проблемы. Технологизм не ориентируется на какую-то конкретную профессиональную группу специалистов, а относится ко всем группам: технологии могут касаться не только техники, но и любой организационной или управленческой области, любой профессионально ориентированной сферы деятельности (экономики, медицины, экологии и т.д.). Поэтому технократия, опирающаяся на технологизм, воспринимается, как народная технократия, власть представителей профессионально ориентированных сфер деятельности существующих в государстве. Естественно, что она может реализоваться только как парламентская или полипарламентская республика.

Технократия - власть мастерства, или профессионализма. Это желаемое для каждой исполнительной власти качество, которого она хочет добиться независимо от того, какова законодательная власть – авторитарная или демократическая. В силу того, что впервые об этой тенденции написал Платон, а реализация её по политическим причинам была затруднена, теоретики называли технократию гипотетической властью. После того, как эта власть была наглядно продемонстрирована в Португалии (Антониу Салазар), а затем в Сингапуре (Ли Куан Ю), говорить о её гипотетичности стало некорректно. В силу того, что понятие технократия употребляется в разных ситуациях и нередко превращается в расхожее понятие, нужно определиться с его видами.

1.Технократия может быть авторитарной, исходящей от одного человека. Вот ситуация с Антониу Салазаром и Ли Куан Ю – типичный этому пример. Но такая технократия скорее редкость, вопреки некоторым надеждам на её повторение. Редко авторитарный  режим проявляет любовь к своему народу, ещё реже он бывает носителем профессионализма в основных сферах профессиональной деятельности в государстве.

2. Элитарная технократия. Толчок к разработке таких теорий в ХХ в. дал Т. Веблен своими исследованиями и организацией технократической партии США. Едва ли не самой крупной в начале 30-х годов. Это попытка прийти к политической власти одной, двум, иногда более профессионально ориентированным группам специалистов. У Т.Веблена это были менеджеры и инженеры. В дальнейшем у теоретиков технократии круг специалистов, допускаемых к политической власти расширялся. И наконец, Д. Белл заявил о том, что элитой общества должны быть представители всего образованного класса, класса профессионалов изо всех сфер профессиональной деятельности государства. Однако он лишал эту элиту политической власти.

Де-факто к элитарной технократии стремятся все профессионально ориентированные партии: аграрные и промышленные партии, партии зелёных и экологии, партии бизнеса, сетевые и интернет партии, технократические партии, помешанные на техницизме, партии садоводов и т.д. и т.п. А также все политические партии, выставляющие на голосование кандидатами специалистов-политиков. Все технократические элитарные партии объединяет один общий дефект: законодательная власть будет представлена специалистами профессионально разбирающимися в одной – двух профессиональных сферах деятельности, но министерств-то, для сфер профессионально ориентированной деятельности в государстве, значительно больше. А назначает министров, и законы для исполнения пишет им эта элитная технократия!

3. Общенародная технократия. Теория её с Платона и начинается. Он предлагает дифференцированно общенародные выборы. Для этого делит народ на профессионально ориентированные группы (их по античным меркам было всего три). И каждая должна выбрать себе руководителей, лучших профессионалов для своей сферы профессиональной деятельности. Причём, платоновская полития не автократия, а республика. Это самая разумная технократия, но представителям авторитарной и элитарной технократий она не нравится и они её с лёгкостью переносят из разряда теоретических в разряд утопических.


Рецензии