Цели-то мы поставили

Это новогодний подарок уважаемой общественности.

Не просто статья, а подарочный опрос-тренинг.



Отправлять его необязательно — только если хотите поделиться результатами.

А вот заполнить рекомендую всем, потому что в процессе заполнения вы заряжаете свой 2019 год таким топливом, на котором, подозреваю, ещё не летали…

Ведь цели-то мы все (надеюсь) поставили, но что с ними будет через месяц? Зависит от того, как мы о них думаем.

Цель опроса-тренинга — настроиться так, чтобы у цели больше не было выхода.

Дальше можно не читать, а просто перейти к опросу. Текст — пояснение к нему.



***

Если вы привыкли мыслить кибернетической моделью Т.О.Т.Е., ниже — её прямое следствие и развитие. Интересное начинается с Критериев (Теста).

Если Т.О.Т.Е. вам незнаком, всё равно поймёте. Интересное начинается сразу.



Структура достижения цели
Возьмём самую жирную цель, которую вы поставили себе (или ставите сейчас).

Как бы вы о ней ни думали, в ней есть:

Триггер — то, что сподвигло вас на активные действия. Ещё точнее — событие, которое запускает активные действия, направленные на цель;
Сами активные действия;
Критерии, по которым вы поймёте, что достигли цели;
Жизнь после того, когда достигнете её.
Ниже — несколько идей о том, как доработать все четыре составляющие, чтобы избежать ловушек, а лучше расставить свои ^_^

Идём по шагам: 4, 3, 2, 1.



Жизнь после
Знатокам T.O.T.E. прекрасно известны ловушки 4 шага, поэтому им сразу в следующий параграф.

Ловушки две:

Нет цели за целью. То есть до победного бьёмся, а там — «увидеть Париж и сдохнуть». Если у вас так, не удивляйтесь, если на следующий день после победы вы почувствуете разочарование в цели и нежелание что-либо делать. Уже сейчас должно быть понятно, куда вы возьмёте курс дальше. Примеры: заработать $1М — вложить в девелоперский объект (какой — посмотрим тогда!); выйти замуж — выстроить отношения с близкими мужа; защитить диссертацию — подать на новый грант… и т.д.
Жизнь после достижения полна противоречий. Ваш мозг может не знать всего пути до цели, но саму цель он себе как-то представляет. И вы можете даже не осознавать, что на самом деле ему страшно от мысли об этой цели. Вот будет у нас миллион — сколько рисков, сколько стресса сразу возникает! Вот будет муж — опять эти пустые обещания, понты и снисходительное отношение... Ну уже нет! Кстати, чем больше таких протестов против достигнутой цели, тем сложнее чётко представить себе цель. Чтобы эти протесты не похоронили вашу цель, нужно осознать их и дать себе внятный ответ по каждому пункту: что именно гарантирует безопасность, — либо скорректировать цель.
Впрочем, это классика. А вот следующие пункты — новые находки и разработки из моей практики. Одна круче другой.



Критерии
Учитель моего учителя говорил: представь себе, что ты откармливаешь гуся и с первого дня постоянно проверяешь, сколько жирка у него наросло. Это глупо! Результат нужно проверять спустя положенное время откормки.

С какого момента вы начинаете проверять, достигли цели или нет? Зависит от цели:

— «Надышаться свежим воздухом» — проверка сразу.

— «Доехать до дачи на машине» — проверка условно сразу, т.к. на навигаторе есть маршрут и точка.

— «Выйти замуж» — эээ, а вот тут интересно! Когда вы начинаете понимать, что достигаете цели? Наверно, раньше, чем у вас в паспорте появится печать.

А когда именно? Когда вам сделали предложение и вы сказали «да»? Или когда он начал вестись на ваши многоходовочки? Или когда его мама так вот по-особому на вас посмотрела?







Кривые критерии приводят к тому, что мозг постоянно возвращается к проверке: достигаем, не достигаем? Это тратит энергию и время, вынуждает то и дело возвращаться к активным действиям, хотя можно было уже оставить в покое и заняться другими делами.

На помощь приходят три фишки:

Разбивка на промежуточные цели. У каждой свои критерии, более лёгкие. Достигли — выдохнули, двигаемся дальше.
Критерии в зоне контроля. Как будет звучать критерий промежуточной цели, если выразить его фразой с подлежащим «Я» и активным глаголом? «Я говорю ему «да»; «Я записываю в таблицу приход в $100'000»; «Я подаю документы на защиту». Это момент, после которого цель будет достигнута без ваших принципиальных усилий. И он полностью ваш — это ваше активное действие, которое вы совершаете по своему решению. В этом фишка ценности «отпускать легко», указанной на моей странице. Все мои цели заканчиваются моим активным действием, после которого я не парюсь, что там происходит. Отправил КП — всё, гештальт закрыт. Провёл сессию — всё, мне неважно, будет ли ещё сотрудничество. И т.д. Конечно, мне важно, что будет с клиентом, но это уже не мой шкурный интерес, а забота на уровне миссии. Это нереально разгружает психику.
Мир между новым и старым. Иногда мы хотим достичь принципиального обновления: новый уровень дохода, кажется, похож на это. Но иногда мы ставим цели для того, чтобы поддержать свой внутренний статус кво. Например, вы хотите выйти на новый уровень дохода, чтобы продолжить общаться на равных с соседом Васей, который уже, вон, в отрыв ушёл. Правда в том, что вас ждёт и новое, и старое. Полезно понимать, исходят ли ваши критерии из обновления или из сохранения. Поняв это, специально загляните на другую половину реальности и убедитесь, что там нет ловушек. Пример: я хочу выйти из операционного менеджмента. Я мечтаю о новой свободной жизни. Но я хочу сохранить контроль над компанией. И если я не объясню своему мозгу, что именно гарантирует сохранение контроля (например, замотивированная и лояльная команда руководителей среднего звена), он сделает всё, чтобы избежать выхода из операционки. Цель не будет достигнута, либо будет достигнута криво.
Отсюда можно видеть, что момент достижения цели (Тест на языке Т.О.Т.Е.) — это не точка, а повторяющийся процесс. Он может повторяться миллионы раз и этим грузить вас. Ваша задача — сделать свои тесты лёгкими, чтобы они проходились без лишней нагрузки.



Действия
Здесь я хочу лишь кратко обратить внимание на два условия:

Энергия. Вы понимаете, что вам предстоит делать активно, и у вас хватает на это мотивации. Мотивация напрямую связана с энергией. Энергия — это то, без чего вы не сможете брать на себя ответственность за изменение реальности, а значит, она будет меняться вне вашего контроля.
Экология. Ключевые действия, которые вам предстоит совершить, не навредят другим сферам жизни. Если есть такой риск (например, надо меньше времени уделять семье, придётся с кем-то разорвать отношения, придётся вложить заёмные средства и потом выплачивать проценты), на него должен быть внятный ответ, что именно гарантирует безопасность (как и в Жизни после).


Триггер
А теперь то, ради чего вся эта статья.

Когда вы начинаете достигать цели?

Например, вы идёте на переговоры, результатом которых будет ваша цель. Вопрос: когда начинаются переговоры?

Ответ: они уже начались, когда вы о них только подумали.

Триггер, как и тест, — это не точка, как могло показаться, а процесс. Вам кажется, что вы побежите тогда, когда выстрелит стартовый пистолет. Но если вы об этом думаете, значит, в вашей голове он уже выстрелил. То есть вы давно в Активных действиях, а не в Триггере. Впрочем, если вы его по-прежнему ждёте, то вы одновременно в двух состояниях: и «жду старта», и «бегу».

Вспомните воображаемые диалоги, которые иногда крутятся в голове, хотя в реальности либо произойдут потом, либо уже произошли и закончились не так, как в фантазии. Это процессы того же порядка.

Что теперь делать, раз так? Я за то, чтобы превратить триггер снова в точку, дабы он не тратил силы. Но есть два варианта, как именно:

Триггер в будущем. Это значит, что вы отказываетесь жевать мысленную жвачку и полностью выносите процесс достижения цели из головы. Вы назначаете момент в будущем, начиная с которого будете работать над целью. До этого вы думаете о других вещах. Вашим собственным, установленным вами триггером теперь является время. Лучше добавить к временной отметке активное действие: «наступит девять, а я сяду в кабриолет и уеду на Пикадилли». Такой подход требует тренировки, это сродни остановке внутреннего диалога.
Триггер в прошлом. Это значит, что вы принимаете, что процесс достижения цели уже начат, а значит, вы уже в активных действиях.
Как-то раз в 2016 году я ехал на переговоры в Москву. Мне предстояла встреча с очаровательной женщиной, которая была моим контактным лицом, и её мерзостным начальником, которого надо было убедить не прекращать проект. На кону стояло 500т.р., которых мне вполне хватало, чтобы закрыть месяц.

Из головы не лезли две противоречивые картины: с одной стороны — предвкушение встречи с красоткой, с которой я до сих пор общался только по телефону. Сами понимаете, это не слишком способствует деловому настрою. С другой стороны — противные мысли о том, какой же душный у неё ЛПР, и как меня воротит от его рожи. Он был их тех людей, которым хватает ума, чтобы свести тебя с ума миллионом вопросов, но не хватает ума, чтобы просто позволить тебе решать твои профессиональные задачи (речь шла о разработке веб-интерфейсов, в которых он ну ничего не смыслил).

Весь этот мысленный винегрет грозил к моменту выхода из Сапсана превратить меня в полное желе, способное только ненавидеть этого умника и безнадёжно мечтать о встрече наедине с его подчинённой.

За окном сверкали отблески солнца в разливах реки Шоши, когда меня осенило: «Я же уже сижу с ним на переговорах и уже превращаюсь в это желе, которое неспособно ни на какие полезные решения». Следующий час я провёл во внутренних переговорах, всё более чётко выстраивая позиции сторон, осознавая его, мою и её позиции на каждом шаге. Гораздо больший акцент я делал на эмоциях и переживаниях, которые должны были произойти в каждом из нас, нежели на словах или решениях. Когда я выходил из метро на станции «ВДНХ», внутри был мир и спокойствие. Мои внутренние Активные действия были завершены.

В офисе меня встретила она, мы обсудили ход проекта, и она призналась, что шеф не в лучшем настроении. Я чуть напрягся, но меня грела мысль, что в папке у меня лежали распечатанные слайды, демонстрирующие проделанную работу и идеи, а нижним листом был счёт на оплату следующего этапа проекта. Нужно было просто пролистать все листы и дойти до счёта.

Когда появился он, я был полностью спокоен: у меня внутри все переговоры уже были окончены. Я просто листал страницы и показывал ему, что у меня всё под контролем. Она меня тоже не волновала, потому что и её я уже прожил к этому моменту.

Вы думаете, он не задавал уточняющих вопросов? Ещё как задавал! Но эмоционально я уже знал, что за этими вопросами нет реального сопротивления. Это просто его привычка умничать.

Когда я дошёл до последнего листа и посмотрел на него со словами: «Так что предлагаю принять к оплате вот этот счёт», — уточняющий вопрос был уже не ко мне. Он повернулся к ней и спросил: «А сколько мы уже им заплатили?» — она уточнила сумму, и босс просто сказал: «Ладно, передай в бухгалтерию, пожалуйста», — и ушёл. Мы обменялись ещё несколькими фразами, и я ликуя вышел на улицу. Моя победа была достигнута ещё в поезде, а в офисе её оставалось только подписать у бухгалтера.



Итог
Поймите, что вы уже начали. И доведите процесс внутри себя до такого момента, когда вам будет спокойно и легко. Это означает, что критерии цели внутри (или промежуточной цели, как предложено выше) уже выполнены. Осталось только увидеть, как они выполнятся снаружи.

Что же, теперь — работаем над вашей целью:)



Глеб Богатский

Оригинал: https://hdtrance.ru/posts/3870273


Рецензии