Социально ответственная оптимизация бизнеса

Бывают случаи, которые сначала воспринимаются буднично, но спустя время понимаешь, сколько инсайтов из них родилось.

Дело было в ноябре. Мы проводили стратегическую сессию в частной компании, предоставляющей коммунальные услуги населению.

В перерыве ближе к вечеру я застал исполнительного за приготовлением двойной дозы кофе с тонной сахара. В шутку бросив: "Вот откуда в вас столько позитива!" - я получил порцию пищи для ума.

Леонид посерьёзнел, помялся в нерешительности, а потом сказал: "Честно, ну я не понимаю, как мы с этим всем будем теперь жить. Нам поставили приоритет на следующий год - внедрять систему социальной ответственности, чтобы это всё было в медийной сфере, в нашем пиаре. Но мы только что обсуждали оптимизацию, и по всему выходит, что нам надо сокращать людей - и не самых, надо сказать, защищённых".

Озадаченность топа была более чем понятна. Конкуренция, давление подрядчиков, не самое платёжеспособное население - куда деваться, надо оптимизировать издержки. Я пообещал ему посвятить этому вопросу специальный блок на следующий, последний день сессии. Целевым вопросом для меня было - как уволить людей социально ответственно. Остальные вопросы были подготовкой или подводкой к нему. Мы всегда так делаем: ставим заранее известный нам ключевой вопрос в конец и думаем, как привести команду к нему в наиболее креативном состоянии.







Без лишних подробностей, было решено действительно сократить конкретные роли и должности, экономя до 10% годового ФОТ, но подготовиться к этому так, чтобы и уходящие, и остающиеся почувствовали заботу работодателя и имели все шансы продолжить на высоте:

- Всем - обеспечить повышение квалификации и достойные рекомендации;

- Всем - провести коммуникационный тренинг, прояснить курс развития отрасли и компании, вовлечь в изменения;

- Части - помочь с регистрацией и наладкой своих бизнесов - сателлитов. Заранее разместить у них заказы;

- Части - обеспечить поддержку при переходе на фриланс и сохранить пол-ставки до полного перехода;

- Части - помочь перевестись в другие компании, даже конкурирующие, для укрепления связей в отрасли.

Проект долгосрочный и сейчас только начинается его реализация.



Думая об этом случае, я часто вспоминаю слова Михаила Рыбакова: "если вы планируете сократить людей после того, как они смогли отладить процесс, и он теперь требует меньше труда, то даже не начинайте изменений. Процессный подход пока не для вас". Впрочем, в другом месте он же говорит о том, что нормальная тенденция - выход специалистов за пределы компании и открытие собственных бизнесов.



А мораль в том, что расставаться можно по-разному: просто отправлять "гуляй, Вася" с выходным пособием или превратить это в кампанию по совершенствованию своей бизнес-среды. Родители же тоже иногда как бы "сокращают" детей из своего дома, но это идёт последним на благо, если ранее не было допущено принципиальных ошибок.



Социальная ответственность бизнеса - это не только и не столько высадка деревьев, оплата лечения и образования детей сотрудников и трудоустройство инвалидов. Все эти и другие виды социально ответственной деятельности - суть лишь частные случаи, разные возможные формы совершенствования окружающей социально-экономической среды бизнеса.

Фирмы как хозяйствующие субъекты в первую очередь должны не опекать социально незащищённые группы, а вкладывать в эффективность деловой среды. Это сложнее пиарить, но специалисты по PR знают свою работу. Зато бизнес-среду никто, кроме предпринимателей, развивать не будет. И чем сильнее взаимодействие внутри частного сектора, тем больше у сотрудников и властей будет зарплат и налоговых поступлений, чтобы в свою очередь поддержать нуждающихся.

Впрочем, никто не отменяет и прямую заботу, такую как трудоустройство инвалидов. Есть блестящие примеры эффективных бизнесов как "МИР НА ОЩУПЬ", чья бизнес-модель основана на социальной ответственности.



Наши предки, ранние гоминиды, миллионы лет назад выжили за счёт развития лобных долей мозга, которые играли роль тормозной системы, не позволяя лимбической системе отбирать у ближнего еду. "Райский период" кончился, и избытка пищи больше не было. В отличие от других ветвей эволюции, наши предки стали делиться друг с другом едой, хотя сами недоедали. И популяция шагнула на следующий виток развития.

2019 год обещает быть бурным, богатым на кризисы и скудным на лёгкие сверхприбыли. Политическая нестабильность и непредсказуемость мировой конъюнктуры, шаткое положение резервных валют не добавляют уверенности. В этих условиях выживут те деловые кластеры, которые научатся максимально ответственно делиться "едой" 21 века. Отпускать сотрудников, которым пришло время расти самостоятельно. Делиться с конкурентами информацией, важной для развития отрасли. Открывать доступ к информации, которая может послужить другим хорошим примером и наукой. А главное - вовлекать своих сотрудников в стратегические решения и решать свою судьбу вместе.



Глеб Богатский

Оригинал: https://hdtrance.ru/posts/3892239


Рецензии