Сб-к Коломна проза
Настоящим свидетельствуем, что литературное произведение «Жизнь и смерть художника академической живописи» было обнародовано на сервере Проза.ру 17 января 2019 года. При этом было указано, что его автором является Валентина Душина.
Адрес размещения произведения: http://proza.ru/2019/01/17/2172
Обнародование литературного произведения на сервере Проза.ру в соответствии со статьей 1268 ГК РФ было осуществлено на основании Договора, который заключили Душина Валентина Николаевна и ООО «Проза». Авторские права на произведение охраняются законом Российской Федерации.
Единый номер депонирования литературного произведения в реестре: 219011702172.
Генеральный директор
ООО «Проза»
Д. В. Кравчук
Свидетельство о публикации действует в электронной форме, распечатывать его не требуется
Приложение: текст произведения в первоначальной редакции
Жизнь и смерть художника академической живописи
Из жизни богемы.
Все герои этого рассказа вымышленные, сходство с реальными людьми случайно.
"..если.. имею всякое познание..,а не имею любви,-то я ничто"
Новый Завет. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Жил да был в убогом провинциальном городе один "академик" академической живописи одна тысяча девятьсот тридцать седьмого года рождения. И никак нельзя сказать, что художник из него был посредственный. Скорее, наоборот.
Мастер он был самый, что ни на есть наилучший, из всего того народа, что благоденствовал под скромной вывеской "Союз художников" на первом этаже старого облупленного здания блекло-желтого цвета.
В одна тысяча девятьсот пятьдесят девятом году окончил Рязанское художественное училище. Далее, Окончил Московское высшее художественно-промышленное (Строгановское) училище. Одна тысяча девятьсот восемьдесят девятый год — член Союза художников СССР. На то время исполнилось ему пятьдесят два года.
Слава не обходила его стороной. Произведения, принадлежащие его кисти были закуплены в коллекцию Музея изобразительных искусств для городской картинной галереи, правда...тсс! Об этом никто не знает, благодаря его любовнице Рите, родившей от него ребенка, искусствоведу работающей в отделе закупок.
Но тщеславие не унималось, "академик" чесал, чесал украшенный глубокими морщинами лоб и все задумывался. Двадцать одну картину упрятали в хранилище, в полусырой подвал без окон. И пошел гений,сутулясь, в свою мастерскую.
В темноте яркие краски восхитительных созданий померкли, слетевшие к ним на помощь ангелы закрыли свои мраморные лица от горя крыльями.Щелкнул замок и дверь наглухо закрылась.
(Если бы вы только знали, сколько шедевров живописи навечно похоронено и предано забвению в схронах музеев).
У "академика" никогда не было персональных выставок, если не считать единственную, в самом начале его жизни в этом городе. Да, практически не участвовал ни в каких выставках - республиканских,региональных, всероссийских.
Может оттого, что знал им цену? Поэтому и не хотел участвовать о очередном шоу с обезьянами. Замашки у него были царские. На остановке, он всегда стоял в сторонке и ждал пока все пассажиры войдут в чрево трамвая. И только потом входил сам, говоря сокрушенно приятелю:
-Ничего не поделаешь, опаздываю. Приходиться ехать в одном вагоне с этим быдлом!
Своим ученикам, а таковые у него были, мастер говорил:
- Неважно, что ты пишешь(пейзаж, натюрморт, портрет), важно как, какая школа у тебя за спиной.Обращаясь к зазевавшемуся ротозею, кричал ему в лицо:
- Думаешь посидел рядом со мной на одной скамейки и уже ровня мне!
Сам он не жалел красок, накладывал их на холст густым плотным слоем, время от времени соскребал местами и опять наносил новые. А ведь краски, кисти и холсты стоят недешево. Да, что там говорить и все остальное по художественной части, как-то растворители, лаки и пасты, влетало ему в копеечку.
-Вы должны кормить своего учителя, внушал "академик" неофитам. От вас всех должна быть хоть какая-то ощутимая помощь!
Вот и несли мастеру, этот мешок картошки,тот мешок лука. Несли и мясо (говядину, курочку) и даже мед, который гений обожал и ел большими ложками.
Стоит рассказать один случай, как-то директор завода приехал в новую мастерскую "академика" и сам лично отобрал работы и сговорился о деньгах.
Утром, когда за картинами приехал на машине шофер с деньгами, "академик загнул цену в два раза.
-Я тут посидел, подумал..., бубнил он.
Личный водитель перезвонил самому и тот ему кратко ответил:
-Да ну его на х.р!
Сделка не состоялась, одну из выбранных картин (шедевров) художник продал за трех литровую банку меда, медок - то он обожал, вот, она слабость и жадность человеческая. Двести долларов и банку меда уравновесила.
Каждую свою работу художник начинал с восхищения предметом, будь то природа или человек. Мысленно постоянно держал перед глазами увиденный фрагмент, впадая в эйфорию восторга от совершенства и строгости кисти великого творца.
Изначально, его работам была присуща суровая стилистика, глубокий колорит, сложная палитра. Он имел свой хорошо узнаваемый зрителями почерк.
Зимы его были первозданны, сумерки глубоки и тихи. Каждую ноту состояния природы, прочувствовав сердцем, он озвучивал красками. И всегда это давалось ему тяжело, мучительно долго рождался богатый колорит,смешивая краски двух цветов в разной градации, он обретал откровение правды. Ибо что такое явь? Яркость, сияние, совершенство? Или выразительность божественного промысла?
Гонор, трудный характер и неуживчивость художника привели к развалу пяти официальных браков. Четверо сыновей рожденные разными женщинами выросли без отцовской ласки и опеки, у двоих были выявленны психические отклонения. Жизнь полная противоречий и трудностей, как случались в ней большие полотна, по 2,3,5 метров. Гармония цвета при неистовстве кисти.
Мотивы картин на первый взгляд просты, это пейзажи, натюрморты с цветами и простыми предметами, виды старого города.
Умер "академик" в январе, на восемьдесят втором году жизни (почки отказали). Лежал в гробу, как-бы пополневший, на самом деле опухший с чуть заметной улыбкой на губах. Не возмущался и не перечил. Все его устраивало. У гроба стояли четыре художника, две женщины, бывшие жены художника и их взрослые сыновья.
Машина повезла покойника на кладбище, а художники отправились в мастерскую, где помянули "академика" водкой, закусывая магазинными пельменями.
Каждый из них припомнил какой нибудь забавный случай из жизни гения.
У "академика" был свой метод обучения, сказал первый художник.(Покойный преподавал в Н - ом училище искусств) Как-то он пригласил учеников к восьми утра и все они пришли в его мастерскую вовремя. Мастер при них завтракал. Жарил и ел яичницу, пил кофе. Собирался до обеда, а потом наконец они пошли на пленер. Долго ходили кругами, искали сюжет." Академику" все не нравилось.
К концу дня маэстро заявил, что у него что-то сегодня настроение не важное...
Мастер не может в таком состоянии писать и пошел домой с чистым холстом, ну и ученики тоже.
Это что, сказал второй художник, когда "академик" начал жить в мастерской, а дали ему самую большую по площади, как вы помните и рядом с домом, в котором моя квартира, то повадился он ходить ко мне в гости, смотреть футбольные матчи.И просиживал у телевизора до часу ночи. Естественно никто: ни я, ни жена, ни двое детей не могли лечь спать, все смотрели телевизор и при этом слушали мастера. Он говорил о вечности живописи. И это продолжалось почти два месяца, через день.
Однажды я не выдержал и сказал:
-Сегодня бы желательно сеанс закончить пораньше, завтра в пять вставать, ехать в К.....Этого было достаточно!Возмущенный гений ушел, заявив, что сюда он больше не придет, так как хозяева не понимают связи совершенство живописи и мастерство футболиста. Это ведь одно и тоже!Непредсказуемость ума и движение конечностей - вот основа творчества гениев совершенного футбола!
Художники дружно рассмеялись. Выпили еще стопке, пожелав " академику" Царства небесного! Третий товарищ промолвил:
-Да, вы вспомните, как мы, все вместе расписывали стены детского сада, маэстро приходил к одиннадцати, а то и двенадцати часам дня!И слова не скажи в упрек.С ним всегда были проблемы. Нянчились с ним, как с капризным ребенком, а он плевал на всех.
-Такие уж они "академики" - присоединился четвертый собеседник. Ни один заказ полученный от союза он не смог один выполнить до конца. Если бы не был столь упрям и лег в больницу,как советовали, а не лечился травами, то еще мог бы пожить на земле и порадоваться солнцу.
Кому-то покажутся странными такие разговоры на поминках, но ребята эти были реалистами. К тому же именно они оплатили долг "академика" за два года единоличного пользования мастерской.
Друзья выпили еще раз по стопке и замолчали.Было уже далеко за полночь. Ночь выдалась лунная.За окном тихо падал снег. Грезились лежащие за городом заснеженные поля, русская тройка летела по сверкающей белой дороге. Вспоминалось о далеких днях молодости, молодой жажде жизни.
Первый художник промолвил, продолжая воспоминания:
-Сижу вечером в мансарде и вдруг звонок, открываю железные двери и вижу, "академик" собственной персоной! Ух, как он не любил ходить к другим художникам в гости, а тут пожаловал.
-Александр,можно к тебе! У меня такое горе!
-Заходи! А что случилось?
-Ты, же знаешь,как я любил Катю, я из нее художника сделал! А что она сотворила!
Она мне изменила!Прихожу в мастерскую, а она там с этим х..м! Да с кем!Если бы с тобой, или с Витей, или Юрой- я бы простил, вы художники и я художник, понял бы, свои люди, одного мира. А тут! Какой-то торгаш с рынка и она с ним снюхалась, как так можно упасть с высоты мира искусства в мир быдла и мещанства!Не могу простить!
-Это та Катя,последняя, молодая жена, которая была его студенткой,которая моложе "академика" на 32 года?- уточнил один из художников.
-Да,именно та! Которая слушала "академика" разинув рот и не смела никогда возразить маэстро.- ответил рассказчик, присовокупив:
-Так и не простил.Да и Катя устала жить в нищете, сидя в мастерской на одной картошке с ребенком и сделала свой выбор.Избранником ее стал бывший одноклассник,торговал мясом на рынке.
Третий художник сказал: Искусство требует жертв и очень больших. Может, в чем-то "академик" был прав? Может так и нужно добиваться пьедестала для себя? Мне "академик" рассказывал, что обязательно напишет письмо Путину, чтоб тот помог устроить его выставку в Третьяковке и что он еще поработает лет пять, закончит все свои картины и его обязательно оценят.
Художники разошлись под утро, жизнь в провинциальном городе продолжалась в привычном ритме. Дворники чистили снег, дребезжал трамвай,каркали вороны.
Трое художников продолжили свою работу для вечности над картинами, а четвертый запил и пьет уже месяц.
Свидетельство о публикации №219011702172