Дневник Павла Ф. 170119

                ***

Во сне было какое-то блуждание, кажется, недалеко от дома, но без возможности увидеть этот дом. Может быть, я таким образом искал себя. Хотя как я мог искать себя, ведь раз искал, значит, потерял, а тогда – я не есть я. И, стало быть, меня искал не я, а кто-то другой, «бывший я», тот, кем я стал, когда потерял свое я. Как в этих выражениях упорно остается принадлежность к своему я. «Кем я стал, когда потерял я» - весьма характерно. Так если потерял я, то меня уже вроде и нет. Я стал не я? Что же тогда происходило во сне, и почему я говорю о нем, как о своем? Как будто в этих потерях и поисках я, когда меня не должно быть, непрерывно сохраняется «третье я», помимо я и не-я, и это третье я все время должно быть, не исчезая ни на одно мгновение, иначе я не смог бы рассуждать об этих поисках я во сне как о своих собственных. Тогда что же это за «третье я»? Божественное? Мысль, близкая скорее к Декарту. И сильно ли это отличается от кантовского «я мыслю», которое должно сопровождать все наши акты сознания?


Рецензии
Немного отличается от кантовского "я мыслю", хотя бы тем, что глубже сам процесс самосознания описан. Мыслить о себе вне себя... Интересная мысль, что сохраняемое всегда "третье я" - божественное. Как минимум это способность не потеряться, способность осознавать собственную целостность!

Алевтина Ремаркина   12.06.2024 01:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.