Клычков и Волошин

   Клычков и Волошин.К 75-летию гибели С.А.Клычкова

   «Тёмен жребий русского поэта…»

   Всё новыми гранями раскрывается жизнь и творчество нашего земляка Сергея Антоновича Клычкова. Благодаря любезному содействию главного хранителя заповедника «Киммерия М.А.Волошина», зав. отделом фондов Дома-музея М.А.Волошина Ирине Николаевне Палаш удалось познакомиться с  Летописью жизни и творчества  легендарного коктебельца (автор-Владимир Купченко, в двух томах, вышедших соответственно в 2002, 2007 гг. в Санкт-Петербурге) и найти в его библиотеке две книги Сергея Клычкова, причём одна с неопубликованным ранее автографом. С неё-то, пожалуй, и начнём…
    Как известно, в конце 1910 года в Москве появляется первый поэтический сборник С.А.Клычкова «Песни» (в выходных данных значится издательство «Альциона», 1911). Конечно, молодой начинающий поэт был заинтересован в отзывах маститых современников, уже зарекомендовавших себя в литературе. Он обращался ко многим знаменитостям: Вересаеву, Бунину, А.Толстому, Брюсову, дружит с Сергеем Городецким, Любовью Столицей, Борисом Садовским, знакомится с Эллисом, бывает в мастерской Крахта… По воспоминаниям литературоведа Петра Алексеевича Журова (1885-5.10.1987), в 1908 или 1909 году Клычков завёл дружбу с поэтом-символистом, критиком и переводчиком Сергеем Михайловичем Соловьёвым (1885-1942). Тот ещё летом 1907-го побывал у Волошина в Коктебеле, чему свидетельство посвящённое ему самим Максимилианом стихотворение «Грот нимф» из цикла «Звезда полынь»: «О, странник-человек! Познай Священный Грот // И надпись скорбную «Amori et Dolori». // Из бездны хаоса, сквозь огненное море, // В Пещеры Времени влечёт водоворот…»…
    В «Летописи…М.А.Волошина» указывается, что во второй половине января 1911 года Сергей Клычков подписывает ему свои «Песни»: «Многоуважаемому Максимилиану Александровичу Волошину Сергей Клычков».  Спустя четыре месяца в газете «Утро России» (№ 121, 28 мая) появляется статья М.А.Волошина «Поэты русского склада», которая начинается так: «…Этой зимой вышли две книги стихов, отмеченных русским складом:  «За синими реками» графа А.Н. Толстого и «Песни» С.Клычкова…». Воздав должное авторам, критик отмечает: «Рядом с раннею зрелостью Толстого Сергей Клычков кажется очень юным дебютантом, но дебютантом, от которого можно ожидать многого. Его «Песни» - не песни, а скорее скороговорки, удачно подобранные, часто красивые, но всегда оборванные на первом слове. Не хватает складной речи. Хочется послушать, как Сергей Клычков будет рассказывать о себе. Пока лишь звучит перебор колоколов: Дили-бом! Дили- бом! // Дили-бам! Дили-бам! // Всё чугунным языком // По серебряным губам! (из стихотворения «Лада в колокола звонит»)….
    Интересны воспоминаниям брата поэта А.А.Сечинского об А.Толстом: «Однажды он рассказал про знакомство с писателем графом Алексеем Толстым. Сергей явился к нему со своими стихами. Граф Алексей Толстой спросил Сергея, кто он, откуда. Сергей подробно ему ответил. Граф Толстой произвёл на Сергея большое впечатление своей наружностью и остроумной речью. Сергея попросил зайти попозже… Очень забавным Сергею показалось, что граф Алексей Толстой в конце разговора Сергею сказал: «Пастух, а как прекрасно завязывает галстук»… Конечно, граф Толстой не знал, что Сергея в Дубровках, в Талдоме зовут «пастухом». Очевидно, граф имел в виду крестьянское происхождение Сергея».
    В воспоминаниях Дон-Аминадо «Поезд на 3-м пути» говорится, что Клычков и Волошин печатались в одних сборниках («Золотое руно», «Аполлон», «Весы», альманахе «Шиповник» и др.). В июне1911 года в известном издательстве «Мусагет» выходит в свет «Антология», в которой наряду с произведениями известных уже авторов и знакомых Клычкову Сергея Соловьёва, Сергея Городецкого, Николая Гумилёва, Максимилиана Волошина публикуется семь стихотворений С.Клычкова… Похоже, что и посещали Клычков и Волошин часто одни и те же литературные кружки, салоны, журфиксы серебряного века…
    Так, А.Белый упоминает, что у Эллиса бывал «заезжий Волошин», «являлся он и в Дом Брюсовых», в общество свободной эстетики…   Из новокрестьянских поэтов М.А.Волошин в это же время  общается с Николаем Клюевым, в его библиотеке книга стихов автора  «Сосен перезвон» (Москва, книгоиздательство «В.И.Знаменский и К», 1912), на обложке которой автограф «Максимилиан Волошин.8.III.1912. Москва»…
   Две главные ипостаси Максимилиана Волошина: поэт и живописец близки по духу Сергею Клычкову, который тоже «недурно рисовал» (по воспоминаниям его брата А.А. Сечинского), «им была подарена М.И. Чайковскому в карандаше на ватмане одна из картин итальянского художника Леонардо да Винчи». И где-то затерялся его пейзаж легендарного озера Светлояр, куда ушёл град  Китеж… 
   Интересны точки пересечения и соприкосновения их биографий… М. Волошин, как и Клычков, юношеские годы провёл в Москве, учился на юридическом факультете Московского университета, в 1900-м исключен из него за участие в студенческих беспорядках и выслан. Клычков в этом же 1900-м впервые приезжает в Москву, учится в училище Фидлера, а затем тоже поступает в университет и впоследствии также будет исключён из него (за неуплату)… Но и ему в юности довелось поучаствовать «в беспорядках» - сражался на баррикадах во время первой русской революции  1905-го года…  Родился М.А.Волошин в Киеве, где бывал и С.А.Клычков. Дворянская семья М.Волошина уходит своими корнями к запорожским казакам, а предки Клычкова - старообрядцы белокриницкого согласия (австрийского толка) также были из казаков.
    В отношениях Клычкова и Волошина много загадок…  Так, летом 1916 года в Крым, в Коктебель к Волошину приезжает некая Ольга Ивановна Клычкова (1886-?)-дворянка, харьковчанка ещё с двумя харьковчанками и гостит почти месяц… Позже именно в Харькове в издательстве «Пролетарий» в 1927 году выйдет проза С.Клычкова - роман «Последний Лель», который окажется в библиотеке М.А. Волошина, а годом раньше - сборник рассказов (из романов Клычкова)  «Серый барин» с предисловием Д.Горбова, автобиографией и портретом автора. Простое ли это совпадение фамилий или нашлись  следы где-то затерявшейся любви Клычкова Ольги Никольской?...
   С 1917 года Волошин почти безвыездно живёт в Восточном Крыму (Коктебеле). С Крымом Клычков начнёт знакомство, приехав в отпуск в Алупку к своей первой любви Евгении Лобовой (Кузминой - по первому мужу) в феврале 1917 года. Вскоре в составе  Четвертого осадного артиллерийского полка (батарея №29) С.Клычков получает назначение в Крым (Балаклава, наверху Генуэзской крепости), куда к нему переезжает Е.А. Лобова…
   Сохранились фотографии этого времени и переписка… По свидетельству Евгении Александровны, после революционных событий в Балаклаве батарею «разгромили, мы переехали жить на берег Балаклавской бухты», а «офицеров топили в море, убивали где придётся…». После октября С.Клычков и Е.Лобова возвращаются в Москву, где в начале 1918 года в церкви на Покровке они венчаются. В 1919 году супруги снова в Крыму, где живут почти два года, только летом 1921-го возвратившись из Ялты в Москву. Об этом периоде жизни Клычкова известно мало. Но в периодической печати Крыма выходили его стихи, сам он чуть не пострадал и от белых, и от красных, и от махновцев…  Одно время Клычковы жили на даче у Воронцовского дворца… 
   В 1920-м году Клычковы купили дачу в Ялте, неподалёку от чеховской дачи, познакомились с Марией Павловной и Иваном Павловичем Чеховыми… В марте 1928 года С.Клычков едет в дом отдыха в Сочи, а оттуда в Ялту продавать дачу. Но там произошло землетрясение, дача оказалась в полуразрушенном состоянии…  От Севастополя Клычков идёт пешком – все дороги завалены, сообщения нет… Так трагически заканчивается его общение с Крымом…
    С М.Волошиным Клычков в 1920-х годах встречался в Москве – на «субботниках» Е.Ф.Никитиной. Так, 22 марта 1924 года Волошин там читал свои стихи «Благословение», «Космос», «Потомкам», «Россия» и др., а Клычков свои последние стихи.
   Писатель  Эмилий Львович Миндлин (1900-1981) в книге «Необыкновенные собеседники» вспоминал: «Стихи Волошина, которые он дал мне в Москву, я отнёс в «Красную новь» Воронскому…  Вскоре встречаю Сергея Клычкова – он был тогда секретарём редакции «Красной нови». – Что же вы не приходите за гонораром Волошина? Стихи идут в ближайшем номере, гонорар уже выписан. – Но ведь я оставил для перевода гонорара адрес: Феодосия, Коктебель, дача Волошина. Вышлите ему почтой. – С ума вы сошли. Пока деньги дойдут до него, он на них и одной коробки спичек не купит. Курс падает по часам. Получайте деньги, купите на чёрной бирже червонцы и тогда перешлите ему с кем-нибудь…».
    В журнале «Красная новь» (1922, № 3)были напечатаны стихотворения Волошина из цикла «Путями Каина»: «Меч», «Порох», «Пар». Интересно, что ещё в 1907-1908 годах Клычков также обращался к образу Каина в одноимённом стихотворении (в цикле «Полон»).
   О том, что Волошин интересовался творчеством и жизнью  Клычкова, свидетельствует его переписка. Так, в письме П.Зайцеву от 17.12.1924 он спрашивает: «Каков роман С.Клычкова?», а его корреспондент Лев Остроумов, находясь в Москве, 22.11.1929, пишет в Коктебель, отвечая на вопрос Волошина: «Сергей Клычков, который тоже одно время терпел нападки со стороны критики, также успокоился за себя: его печатают и переиздают…».
   Оба поэта тонко чувствовали трагичность наступивших перемен и революционные изменения, несмотря на то, что один был носителем европейской культуры и античной цивилизации, а другой - стихийной народной культуры…  Но сближало их пантеистическое восприятие мира, предчувствие трагической судьбы поэта: «…Тёмен жребий русского поэта // Неисповедимый рок ведёт // Пушкина под дуло пистолета, // Достоевского на эшафот…» (М.Волошин), и любовь к своей малой родине, к России.
   Поэтому в центре стены памяти на выставке в музее г.Талдома «Хотелось бы всех поимённо назвать…», посвящённой 100-летию со дня рождения С.А. Клычкова и его окружению, в июле 1989 года появились строки М.А.Волошина: « С каждым днём всё диче и всё глуше // Мертвенная цепенеет ночь. // Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит: // Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь…» («На дне преисподней», памяти А.Блока и Н.Гумилёва, 12.1. 1922, Коктебель).
   Здесь вспоминаются и клычковские строки: «Сколько хочешь плачь и сетуй: // Ни звезды нет, ни огня! // Не дождёшься до рассвета…  // Не увидишь больше дня! // В этом мраке, в этой теми // Страшно выглянуть за дверь: // Там ворочается время, // Как в глухой берлоге зверь!» ( из цикла «Заклятие смерти», конец 1920-х – начало 1930-х годов).
   Сергей Антонович Клычков был приговорён к расстрелу около 22 часов ночи 8 октября 1937 года тройкой НКВД. Обычно такие приговоры приводились в исполнение немедленно, места захоронения осуждённых не фиксировались. Родственникам сообщили, что он получил 10 лет без права переписки… И только в конце 20-го века стало известно - прах поэта покоится на кладбище при Донском монастыре… На скромном памятнике надпись: «Здесь захоронены останки невинно замученных и расстрелянных жертв политических репрессий 1930-1942. Вечная им память!» а на его обороте обозначено: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г.-1942 г. включительно». Рядом родственники устанавливают памятные таблички. Почти по центру - золотистая дощечка с крестом и надписью «Сергей Антонович Клычков  поэт  5.7. 1889 расстрелян 8.10. 1937»…              Поэты не умирают… Поэты уходят в небо…
   С 10 по 23 сентября в Коктебеле прошёл юбилейный X  Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь», посвящённый 135-летию со дня рождения М.А.Волошина. Я думаю, там души поэтов встретились снова…


Рецензии