Поющий оленёнок

Отца у него не было. Вернее, Оленёнок его не помнил. Мать никогда о нём не рассказывала, но малыш знал, что когда-то отец был в его жизни, а потом исчез. Иногда Оленёнку тоже хотелось исчезнуть.

Обычно это происходило, если мать презрительно поджимала губы, глядя на него, или лягала его в бок, или – это было худшим – любовалась и восхищалась чужими детёнышами, а на него не обращала внимания.

Оленёнок так боялся её тычков и насмешек, что ничего не мог сделать ровно и аккуратно: он падал, дрожал, ронял, а даже если ему что-то удавалось, мать не хвалила его.

- Не прошло и года, – фыркала она, и глаза её сужались, как у змеи.

У робкого Оленёнка не было друзей. Он боялся заговорить со сверстниками, и те сторонились его. Взрослые олени и вовсе ввергали его в ужас.

Так он и жил в постоянном страхе и ощущении собственной никчёмности.

«Может, лучше будет вообще не жить» – думал Оленёнок всё чаще и чаще. Временами он подходил к глубокому оврагу или искал встречи с волком, но не решался довести дело до конца.

«Рохля! Мямля! – твердил он тогда себе. – Докажи им, что ты способен на поступок! Что ты силён и смел! Вот они узнают! Узнают потом…»

И замирал, потому что в памяти всплывала усмешка матери:

«Умер? Не прошло и года!»

Наверное, она возьмёт себе другого оленёнка, если его не станет… Кого-нибудь из соседских, которых так любит.

И малыш не делал того, что казалось ему наилучшим выходом.

А тем временем в оленьей школе намечался концерт. Учительница желала, чтобы участвовали непременно все, в том числе и наш герой. Она считала, что у Оленёнка красивый голос, хоть он и дрожал всегда, когда детёныш выводил нотки.

- Будешь выступать на сцене, как и остальные! Пора бы уже поверить в себя! – говорила она ему. Оленёнок смотрел вниз.

- У тебя талант, – сказала учительница уже тише и серьёзнее. Малыш поднял голову и взглянул на неё огромными карими глазами. Оленуха слегка улыбнулась.

- Не бойся себя. И никого никогда не бойся.

Тёплые слова приободрили Оленёнка, и каждый четверг он оставался после уроков, чтобы порепетировать. Он отточил все навыки, которые имел. Учительница всегда была довольна им, а зверёк как будто воспрял духом.

Наступил день концерта. Оленята пели, танцевали, показывали гимнастические номера, а родители с гордостью аплодировали им, стуча копытами по снегу.

Подходила очередь Оленёнка. Что-то произошло с ним: уверенность улетучилась, ножки тряслись, животик сводило, в горле пересохло так, что не издать ни звука. «Не бойся, ничего не бойся» – повторял он себе голосом учительницы, но всё было тщетно. Он вышел на сцену как под гипнозом, а когда заиграла музыка, не смог пропеть ни одной ноты. Тело словно сковал лёд, а сердце стало таким тяжёлым, что билось с трудом.

На глаза Оленёнка навернулись слёзы. Он поискал мать. Она смотрела на него со смесью муки и отвращения. Этого малыш не мог выдержать. Он убежал со сцены.

Не вернулся он туда даже после завершения концерта, когда все участники вышли поклониться на бис. Ему было стыдно. Он ощущал себя худшим созданием на свете.

Дома его ждал скандал.

- Какой позор! – стенала мать. – Какой кошмар! У всех дети как дети – такие молодцы, как топали копытцами, как чисто пели, подготовленные, улыбчивые, любо-дорого поглядеть! А ты? Я чуть со стыда не сгорела! Что теперь скажут в стаде? Пошёл вон, скотина, видеть тебя не желаю! Ты больше для меня не существуешь!

И Оленёнок ушёл. Ещё никогда он не рыдал так горько. Он шёл по тёмному лесу, проваливаясь в сугробы и надеясь, что соскользнёт в какую-нибудь яму или наткнётся на хищника. В конце концов он упал без сил прямо посреди дороги и уснул.

Проснулся он рано утром, когда небо было розовым от восходящего солнца. С трудом разлепив глаза, покрывшиеся корочкой солёного льда, он увидел Тигра. Огромного рыжего Тигра с чёрными полосками и оливковыми глазами. Зверь смотрел на детёныша, не мигая.

«Вот и всё!» – подумал Оленёнок и прикрыл глаза. Сейчас будет несколько мгновений боли и долгожданный покой. Он всё равно не сможет сопротивляться, такой маленький и усталый.

Вдруг Тигр поставил лапу ему на бок – мягко, словно боясь надавить слишком сильно.

- Эй, – послышался негромкий голос.

Оленёнок снова взглянул на Тигра. Тот, кажется, не собирался нападать.

- Как ты здесь оказался? Где твои родители? Где стадо?
- Я ничего не скажу вам, – пролепетал Оленёнок. – Иначе вы найдёте их и съедите.

Губы Тигра тронула улыбка.

- И я не знаю, где… Мама прогнала меня…

Острая иголочка горя снова пронзила сердце Оленёнка, и он опять заплакал.

- Бедняжка.

Зубы Тигра осторожно сомкнулись на холке малыша. Огромный кот поднял его и поставил на ноги. Оленёнок всё плакал, а Тигр всё медлил. Наконец детёныш спросил:

- А почему вы меня не едите?

И снова хищник улыбнулся.

- На такого кроху и зарычать неловко, не то что есть.

Это была не совсем правда. Тигр охотился в том числе и на оленят.

- Съешьте меня, пожалуйста, – взмолился наш герой. – Мне всё равно некуда идти. И гожусь я только на корм…
- Давай свернём с тропы, – предложил Тигр. – Вон на тех деревьях есть мох. Подкрепи свои силы и расскажи, что с тобой произошло. От начала до конца.

Совершенно обескураженный, Оленёнок подчинился. Он позавтракал скудными остатками мха и поведал Тигру свою историю.

- Как же я могу тебя съесть после этого? – сказал хищник, когда малыш окончил рассказ. – Это было бы очень неблагородно с моей стороны. Я не простил бы себе такой поступок.

- Ты мне нравишься, – добавил он после паузы.

Оленёнок прижался к его груди. Во всём мире у него не было никого, кроме этого Тигра.

Тигр обнял его мощной лапой, почти скрыв зверька от посторонних глаз.

- Когда я вышел на сцену, я почувствовал, как каменею. Я не мог петь, мне было так горько. Мне хотелось только плакать. А потом раствориться в воздухе, будто меня и не было. Мне было больно от того, что все на меня смотрели, все чего-то от меня ждали. Я всех подвёл… Учительницу… Ребят… Маму… Я всё испортил… Наверное, все они уходили расстроенные из-за меня.

- Мне кажется, ты ошибаешься, детка, – мягко ответил Тигр. – Я думаю, многие олени очень сочувствовали тебе. Выходить к публике всегда страшно и волнующе, особенно если делаешь это впервые. Ты один, крохотный, хрупкий, и на тебя обращены десятки, если не сотни, взоров. И ты должен делать что-то, да так, чтобы сорвать овации, порадовать других и не разочаровать себя. Все мы этому учимся. Все мы через это проходим.

Тигр говорил о выступлении так, будто сам когда-то был ранен им. Оленёнок слушал, затаив дыхание.

- Бояться не стыдно. Теряться не стыдно. И ошибаться тоже. Жизнь – череда ошибок, которая и делает нас теми, кто мы есть, малыш.

Тигр посмотрел на Оленёнка и снова улыбнулся.

- Думаешь, мне никогда не бывало страшно? Я боялся, когда папа слишком громко рычал, боялся, когда ловил первую добычу, дрался с крупным противником, видел человека с ружьём. Без страха мы бы не выжили – влезли бы в передрягу и не вернулись.

Оленёнок взирал на хищника. Как это так – большой, сильный и грозный зверь тоже боится чего-то? Фантастика!

- Но другие оленята не плакали… Они сделали…
- Никогда не сравнивай себя с другими. У них свой путь. А у тебя свой. Других поддерживали их близкие, а ты не привык к такому. Ты был один.
- Один, – повторил Оленёнок, и внутри у него всё сжалось от жалости к себе.
- Был один, – поправил Тигр. – Был.

Они помолчали.

- Я голоден, – добавил Тигр. – Пора идти на охоту. А ты побудь пока здесь, под этим кустом. Я скоро приду. Мы придумаем, что делать дальше.

И он нежно провёл лапой по спинке Оленёнка. Она оказалась приятной – тёплой, с мягкими подушечками.

Вернувшись, Тигр обнаружил, что детёныш уснул. Он лёг рядом и погрузился в раздумья:

«Как же быть? Забрать его с собой и воспитать как собственного сына? Но я не умею воспитывать оленей. Из оленя не сделать тигра. Отвести домой? Наверняка его стерва-мать поднимет крик и опять расстроит его. Или нет? Должно же и у неё быть сердце, хоть я бы с удовольствием его разорвал. Хм… А ведь я могу навещать его там. С таким другом никто не посмеет обидеть Оленёнка. Нужно решать…»

А Оленёнку снилось, как они с Тигром возвращаются в стадо, и мама несётся к нему в слезах и вылизывает его мордочку, просит прощения, и он, конечно, прощает её. А Тигр стоит рядом – гордый, статный, и исходящая от него мощь передаётся Оленёнку, и больше он ничего не боится.


Рецензии