Женское лицо искусства. Художница Алиса Хаарбургер

Алиса Хаарбургер «Вид Ройтлингена» (1930), Германия
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
 «Пропавшее поколение в немецком искусстве 20-ого  века»

Алиса Хаарбургер (*16 Ноября 1891 Ройтлинген; †26 Марта 1942 Рига ) была немецкой художницей.
Наряду с натюрмортом, портретом и интерьером она создавала, прежде всего, пейзажи.
Алиса Хаарбургер родилась в 1891 году в городе Ройтлинген, несколько южнее Штутгарта у самого подножия Швабских Альб.  Происходит она из уважаемой еврейской семьи. 
В 1891-1903 годах  счастливое детство в доме (частный жилой и офис  отцовской фирмы) на Бисмпркштрассе 4 в Ройтлингене. Ее художественный талант оказался очень ранним: уже начиная с 1902 года получены первые рисунки карандашом.
Ее отец Фридрих Хаарбургер (1855-1920) был одним из наиболее успешных фабрикантов начинающего 20-ого столетия. С новаторским пластмассовым производством (фирма Юлий Фоттелер Нахфолгер) в Ройтлингене он вошел в промышленную историю.
Прежде всего Карл Хаарбургер один из первых в большом объеме производил кожезаменитель. Перед Второй мировой войной фирма Юлий Фоттелер Нахфолгер делала от 9 до 12 % общей продукции.
Мать Фанни, урожденная Хесс, (1868-1942) была правнучкой одного из выдающихся евреев 19-го столетия, известного еврейского книготорговца и освободителя евреев Вюртемберга Исаака Хесса (1789-1866). Он организовал в 1830 году «Вюртембергское общество обеспечения бедных еврейских сирот».
Алиса Хаарбургер была старшим ребенком в семье. Оба брата Карл и Эрнст родились в годы 1893 и 1897. В 1903 году семья переезжает из Ройтлингена в Штутгарт, где школьные предложения и учебные возможности были лучше, чем в Ройтлингене. Поэтому Фридрих Хаарбургер решил еще в 1902 году построить в Штутгарте дом на Даннекерштрассе 36.
Начальные буквы FH можно видеть над входом ворот статного трехэтажного дома на юге Штутгарта. Из обратной стороны раскрывается вид на Штутгартский ландшафт.
Там Алис Хаарбургер идет в женскую гимназию и с 1910 года в частную школу живописи для дам Альфреда Шмидта. Уже в 1911году она станет членом «Вюртембергского союза художниц», где она установила контакты с известными вюртембергскими художницами.
В 1917 году она продолжает свое образование в качестве художницы в академии изобразительных искусств в Штутгарте у Арнольда Валдшмидта. Она переходит в школу прикладного искусства Дебшиц в Мюнхене в 1920году.
С 1921года  у Алисы Хаарбургер неоднократные выставки в Штутгарте, кроме всего прочего, в залах художественного союза художниц.
После ее учебы в академии изобразительных искусств в Штутгарте и в Мюнхенской школе Дебшиц Элис Харбургер устраивается в конце 1920-ых годов в Штутгарте на работу.
С предпочтением она рисует натюрморт, виды города и представления ландшафта в стиле экспрессионизма и Новой вещественности. В конце концов она переходит к ясному реалистическому творчеству, которое включает, прежде всего, элементы позднего импрессионизма.
После ее возвращения в конце 1920-ых годов она активно занимается "Вюртембергским союзом художниц". Она организует курсы «ню», посещения ателье художников и выбирается в 1932 году Первым секретарем Союза.
Элис Хаарбургер работает в Штутгарте и как свободный художник, пишет много живописных работ (натюрморты, а также виды города, ландшафты, портреты – реже), успешно их продает.
Ее авторитет в среде коллег по цеху весьма велик. С 1927 года её работы выставлялись и за пределами Штутгарта, например 
 «Вид Ройтлингена» (в 1930). Со временем Алиса часто возвращалась к своему городу и в мыслях, и в творчестве.
Пейзажно привлекательное положение между предгорьями Альб, горой Ахальм и Георгенберг, города Ройтлингена, было во все времена популярным мотивом для художников. Рожденная в 1891году в городе на реке Ехац художница Элис Хаарбургер выбирала для своих написанных маслом картин и свой природно-ориентированный взгляд на город.
На заднем плане, Ахальм поднимается с Шайбенгипфель, в середине поднимается из домов старого города башня Церкви Святой Марии. На переднем плане снова преобладает почти южная зелень деревьев. Красные черепичные крыши домов, которые собрались вместе в старой части города, как красный клин в зеленых тонах картины.
С 1933 года происходит исключение из «Вюртембергского союза художниц», запрет на профессию и  на продажу своих картин (разрешалось – только своим единоверцам - цинизм!).
Элис Хаарбургер вынуждена присоединиться к еврейской организации художников. В годы 1935-1937 она участвует в «еврейских» выставках, главным образом в организованных Карлом Адлером, известным музыкантом, бывшим руководителем Штутгартской консерватории.
В 1938 году семью принудили к продаже дома на Даннекерштрассе за цену на порядок ниже реальной стоимости и пришлось переехать на Задбергерштрассе 26, на востоке Штутгарта. В 1938-1941 годах эта, так называемая "еврейская квартира" с несколькими членами семьи и друзьями превратилась в совершенно переполненный фамилиенхаус.

Элис Хаарбургер получила в 1940 году визу в Швейцарию, тем не менее она отказывалась, от того чтобы покинуть Германию. Ее удерживали уход за больной матерью, ее патриотизм и вера в то, что антисемитские проявления власти пройдут мимо ее семьи, от эмиграции. Она чувствовала себя защищенной, из-за участия ее обоих братьев в Первой мировой войне. Она была убеждена, что после победы немецкого вермахта во Франции антиеврейские мероприятия стихнут.
В 1941году ее настигла реальностью национал-социалистского террористического режима.
К своему 50-летию художница получила повестку в гестапо для высылки и 1 декабря 1941года ее транспортировали в рамках первой высылки из Штутгарта со сборного лагеря Киллесберг в гетто-концлагерь в Риге и там 26 марта 1942 при массовом расстреле она была убита.

Мать Элис Хаарбургер должна была покинуть в 1942 году Штутгарт и переехать в Делльменсинген в еврейский дом престарелых, где она умерла вскоре после этого. Делльменсинген был бывшим замком 1650 года, который временно превратили в  еврейский принудительный дом престарелых во время национал-социализма.
Тетя Элис Хаарбургер Эмма Хесс прибыла также сначала в Делльменсинген, однако, позже была перевезена в гетто Терезин и там была убита. У ее дяди Людвига Хесс была такая же судьба. Фанни Хесс, кузина матери, умирала в Делльменсингене. Она была угнана в 1942 году в "еврейский дом престарелых Делльменсинген" и умерла там несколько позже. Ее сестра Эмма Хесс, рожденная в 1870 году, была сначала в Делльменсингене, а позже в 1942 году была убита  в Терезине.
Овдовевший брат матери, адвокат доктор Людвиг Хесс, был убит в Терезине осенью 1942 года.
Кузина матери, Фанни Хесс, рожденная в 1862 году в Эльвангене умерла также в 1942 году в Делльменсингене.
Благодаря наследникам художницы большое количество картин Элис Хаарбургер было обнаружено и продавалось зимой 1986/87 в Штутгартском магазине подержанных товаров.
Штутгартский искусствовед и бывший ректор академии художеств Вольфганг Кермер обратил на это свое внимание и напомнил 26 марта 1987 в статье появившейся в официальной газете столицы земли „SZeitung“ впервые о судьбе художницы, вследствие чего беспорядочная распродажа наследия художницы была предотвращена.

От ее наследия сохранилось примерно 150 картин маслом. Наряду с картинами в частном владении имеются также произведения Хаарбургер в музеях изобразительных искусств в Бёблингене и Ройтлингене; другие картины находятся в Штутгартском городском архиве и в старом здании ателье Вюртембергского союза художниц.
Хотя следы жизни и деятельности Штутгартской гражданки Элис Хаарбургер все еще присутствуют в городе ее художественной деятельности, все же, они до сих пор слабо документированы.
В ее честь в городе Бёблингене названы - Alice-Haarburger-Weg и Alice-Haarburger-Hof.
Выставка ее произведений вместе с произведениями Германа Фехенбакса происходила зимой 1991/92 во дворце Вильгельма в Штутгарте.
В 1992 году в галерее Контакт в городе Бёблингене была устроена посмертная выставка по поводу 50-летия смерти художницы.


Рецензии