Продолжение побратимских связей

        В конце мая 1994 года в Архангельск прибыла с 10-дневным визитом группа эмденских немцев ни как не связанных с Эмденским певческим союзом или нашей капеллой, но имевших в Архангельске знакомых, появившихся в результате братской помощи нашим горожанам в начале 90-х. В этой группе оказался и Уве Хорле. На сей раз, он поселился в нашей квартире.
        Мы, коллектив принимающих  архангелогородцев, составили для гостей обширную культурную программу: в том числе посещение музея деревянного зодчества «Малые Карелы», концерта в филармонии, концерта любительского ансамбля песни и пляски трудовых резервов «Сиверко» (на сцене областного театра драмы), встречу с фольклорным художественным коллективом «Сугревушка» и другое. «Сугревушка» на своей репетиции не только показала нам свою концертную программу, но и устроила чаепитие с пирогами, которое закончилось хороводами. Фольклорное пение у немцев в большом почете. Кроме того, мы сводили немцев в областную библиотеку – познакомили с отделом редкой и иностранной литературы и помещениями красивого специального здания. Побывали с экскурсией на ледоколе. Уве, как свойственно большинству мужчин, проявлял большой интерес к конструкции корабля и его механизмам.
        Уже отдельно от других мы (с женой) свозили Уве на лесопильный завод и показали всю технологию производства экспортных пиломатериалов - от бревна до подготовленных к отгрузке пакетных штабелей пиломатериалов на причале. Уве рассматривал всё очень внимательно, с большим, можно даже сказать профессиональным, интересом. (На пенсию он вышел с должности главного экономиста по сбыту продукции Эмденского автозавода) На современном лесозаводе, ведь много автоматики, но, конечно, общий уровень автоматизации производства на порядок ниже, чем на автомобильных заводах, особенно таких, как принадлежащих всемирно известному концерну «Фольксваген». Были мы (хор) там во время нашего пребывания в Эмдене: всё крутится, вертится, кузова автомобилей перемещаются в пространстве, а людей, можно сказать – не видно. Люди только контролируют автоматику и качество выполненных операций. Но больше всего нашей гуманитарной делегации понравилась заводская столовая с широчайшим, очень аппетитно выглядевшим ассортиментом блюд. Мы постарались многие попробовать.
        На другой день мы съездили в Северодвинск. После обеда в местном ресторане на Яграх, погуляли по берегу Белого моря, отвезли посылку из Эмдена одному из капеллан, проживавшем в Северодвинске, а потом заехали в гости к нашим знакомым. Уве узнал, как живут в России медицинская сестра и рабочий Севмаша с большой семьей. Конечно, все было на высоком уровне. Ведь русские умеют принимать гостей (хозяйка, была предупреждена нами заранее).
        Свозили Уве мы и на свою дачу. Он проявил удивительные способности агротехника. На его участке в Эмдене тоже есть посадки: всего понемногу, от картофеля до винограда (для бытового комфорта).  Например, глядя как я разбиваю комки грунта при вскапывании огорода, он посоветовал, что копать лучше осенью. В этом случае, даже крупные комки разбивать не надо. Зимой, если грунт влажный, это сделает мороз. В случае существенного уплотнения грунта в течении зимы, весной можно дополнительно взрыхлить землю ручным культиватором. Больше того, чуть позже он прислал с моими детьми мне в подарок из Германии культиваторную насадку (на деревянную ручку). Я испытал ее следующей весной. Грунт у нас глинистый, так что культиватор было тяжеловато протягивать (аналогично граблям). Может быть, я оказался слабым, или культиватор тяжеловатым. На головке было расположено в виде ёлочки, хоть и небольших размеров, но 5 культиваторных резцов (можете себе представить).
        В последний день пребывания группы эмденцев в Архангельске мы (их друзья и знакомые) в складчину устроили день отдыха в поселке на острове Кего. В двухквартирном деревянном доме в нашем распоряжении была большая 4-хкомнатной квартира.
        Накрыли праздничный стол. Садились мы за него не менее 3-х раз и надолго. Много пели: мы - русские песни, немцы – немецкие, по возможности подпевая друг другу. Нашлись и общеизвестные песни. В этом случае каждый пел на своем языке или, в крайнем случае, без слов «мычал» мелодию. В перерывах фотографировались, разговаривали на разные темы, сидя на ступеньках высокого крылечка уже в иных, чем за столом комбинациях, прогуливаясь вне здания, изучали округу. Погода нам благоприятствовала. Было солнечно и тепло. Большинство кегостровцев занимались посадкой картофеля (4 июня). Хотя, в первые дни своего пребывания в Архангельске, гости могли заметить кое-где снег (весна в тот год выдалась поздняя).
        Чай кипятили во дворе в ведерном самоваре. Это выглядело экзотично. Многие, в т.ч. и наши с любопытством наблюдали процесс его разжигания, раздувания, кипячения. 
        Таким образом, мы провели на Кегострове весь день. Вручили каждому гостю сувенирную деревянную, изготовленную по нашему заказу, медаль. А рано утром следующего дня немецкая делегация покидала Архангельск. Расставание было не тривиальным. Самолет, на котором вылетала группа, стоял близко к ограждению аэропорта. При подъеме по трапу очередного нашего гостя, провожающие громко хором распевали его имя, а тот в ответ как мог, в основном с помощью рук выражал  своё благодарное отношение к нам. 
        Уве оставил официальное приглашение на посещение Германии для моих детей.
***
        Их визит в  Эмден состоялся в августе того же года. Дети набрались положительных эмоций и разных впечатлений о недельном пребывании в Германии на целый год. Они катались по городу на велосипедах, купались в канале, который проходит параллельно улице в задах земельных участков жителей. У каждого хозяина свой водный транспорт, на котором можно, при желании, попасть в центр Эмдена. Уве приурочил приглашение детей к празднованию своего дня рождения с приглашением на него наших общих знакомых.
        Однажды, Уве сам вызвался прокатиться с детьми на велосипеде. Как, оказалось, он без предупреждения решил испытать их на выносливость. Проехали они тогда по нескольким населенным пунктам, по дамбе, защищающей населенные пункты от моря и «намотали на счетчиках» более 70 км. Ребята не подвели – выдержали экзамен с честью. Уве поклонник активного образа жизни. За годы своей жизни он посетил многие участки планеты: от нашей Средней Азии до Аргентины. А, уже пребывая на пенсии, Уве задался целью исходить пешком всю Испанию, и каждое лето выезжал туда и выполнял запланированную часть своей программы.
        В другой день, смех детей и возгласы на русском языке при купании в канале услышал живущий поблизости сосед Уве и зазвал ребят к себе в гости. Оказалось, что во время войны он попал в плен и несколько лет провел в Советском Союзе. Как доказательство того пребывания он продемонстрировал знание русского мата. Никаких отрицательных воспоминаний ни словами, ни эмоциями не выказывал, более того, пообещал ребятам прокатить их на своей яхте. Но не сложилось – в назначенный день погода была не благоприятной для морской прогулки, а пребывание детей в Эмдене заканчивалось. Пришлось довольствоваться  угощением вишнями с дерева на участке и очередной беседой о жизни. Сосед так разоткровенничался, что показал ребятам свои тайные от жены запасы пива и шнапса.
        Связи с семьей Хорле мы не прерывали – переписываемся до сих пор. Только раньше письма нам писала Эльза, а после того как её не стало в 2015 году эту работу взял на себя Уве, но как все мужчины – с меньшей, чем Эльза, пунктуальностью.  Вместо почты мы часто использовали оказии. Жители Архангельска и Эмдена то и дело обмениваются визитами (официальными или частными). О предстоящих оказиях всегда можно было узнать в отделе международных связей администрации города у Елены Вячеславовны Бубнович.


Рецензии