КВАС

               

Возьмите сухой ржаной хлеб и разломайте его на несколько кусочков.
Если у вас свежий хлеб, то подсушите его в духовке.
Вскипятите воду и пускай она немножко остынет.
Возьмите 3-литровую банку и насыпьте в нее сухарики и сахар.
Залейте содержимое банки горячей водой почти доверху.
Все смешайте и оставьте банку остывать при комнатной температуре, добавьте дрожжи и снова все размешайте. Теперь банку нужно плотно закрыть крышкой и отправить настаиваться. Для чего замотайте банку в старое одеяло и оставьте содержимое бродить на 12 часов. Спустя 12 часов процедите содержимое через марлю и напиток уже можно пить…
   

    Любят наши люди квас. Да, и правда, нет напитка вкуснее и надежнее, чтобы в жаркий день утолить жажду. Конечно, в жару и горячий чай отлично идет, но это больше там, у них, в Средней Азии, а у нас или пивко холодное или квас. Квас лучше, его в рабочее время можно! А окрошка! Да, какое летнее обеденное блюдо  сравнится с ней на даче? Ничто не сравнится! В старину  на Руси квас был слабо - алкогольным напитком. Теперь его как только не делают, но лучше всего квас из черного хлеба, на дрожжах, приготовленный в домашних условиях. Поверьте знатоку, он не будет уступать тому, что раньше, еще при Царе батюшке разливали в бочках. Ну, этого я помнить не могу, а вот какой квасок был тогда, в Советские годы, который в бочках продавали, запомнил на всю жизнь. Да мне ли не помнить?

     Я при этой самой власти прожил целых тридцать пять лет, половину жизни. И подумать страшно, как давно это было. А было. Высшее образование бесплатно получил - было. Потом распределение, никто без работы не оставался - было. Правда, платили кое-как, не всем хорошо платили - тоже было. А мне как начинающему специалисту и вовсе платили мало. Ну, я четыре года в  институте отработал и подался на завод. На заводе платили лучше. Рабочие так и совсем хорошо при социализме зарабатывали, но и инженером я стал себя чувствовать поувереннее. Но все же, денег не хватало. Дочь родилась. То надо то, то надо се. Все приходилось доставать, за все хорошее, импортное, переплачивать. Поэтому, все подрабатывали. Кто летом на заработки уезжал, кто вагоны по ночам разгружал. И тоже постоянно имел дополнительный заработок. Дворником устроился в научном центре. Летом дорожки метешь, зимой снег гребешь. Да не каждый день, а через день, часа по три. И для здоровья полезно и в семью прибыток.
Тем летом собрались мыс семьей на Юг ехать. Правда, сначала мы решили холодильник новый купить. Но ничего, думаю, отпускные получу, по сберкнижке поскребу и на холодильник как нибудь наберу. А потом и к морю теплому. Не вышло с морем. Как назло еще и телевизор сломался. А телевизор с холодильником сразу, никак не потянуть! И пришлось мне  вместо теплого моря свой отпуск вкалывать. Кто куда подавался, Те, кто покрепче, на лесоповал, кто в экспедицию. Хорошо привозили, по семьсот рублей за месяц, но я решил по проще, по спокойнее, дома в Москве. И пошел торговать квасом.         

    Пришел в квасную контору. Начальник конторы, большая ухоженная дама строгого вида посмотрела на меня внимательно и сказала: « На Таганку пойдешь, на бочку». Ну, на бочку, так на бочку, согласился я.   
Работа на бочке считалась блатной и с улицы обычно никого не брали, да время такое сложилось. Лето жаркое выдалось, народ по отпускам многие. Вот рук и не хватало. Зарплату положили 100 рублей. Остальное, сказали, сам заработаешь. Как я их заработаю, думаю? Да ладно, там видно будет, - подумал я, и стал торговать.   
    Бочка моя имела место стоянки на Таганской площади, рядом с продовольственным магазином, сразу за углом. Место хорошее, проходимое. Народ так и ходит, так и ходит. И все пить хотят. А тут я со своей бочкой. Да я еще ее немножко на тротуар выдвинул. Самое место зарабатывать. Утро мое квасное начиналось в семь часов. К восьми приходила машина с квасом и привозила новую полную бочку, а старую пустую забирала. Заканчивался трудовой день, как заканчивался квас, обычно, часам к восьми вечера. Но бывало, что расторгуешься уже к пяти часам, и тогда надо успеть заказать машину вечером, до шести, позже уже не приезжали. Если к шести вечера привезут, тогда на следующий день заказываешь на три часа  дня и можно торговать до почернения неба. В общем, работа по двенадцать часов, с получасовым перерывом на обед. Утром следующего дня, надо еще успеть сдать вчерашнюю выручку. Рубли сдавались отдельно, мелочь отдельно. Для чего дома, бумажные деньги пересчитывались, а монеты перед тем как считать, предстояло тщательно вымыть, отмыв их от кваса, в котором они плавали. А в шесть утра уже вставать. Уставал, конечно, сильно. Но что делать. Надо.  Когда торговля шла хорошо - кваса много продавалось, то заказывал две машины в день. Закажешь, и сидишь до упора. А больше всего мне нравилось мне торговать по вечерам. Большинство уличных точек уже закрыты, а я работаю. Идет рабочий люд домой с работы, а тут, пожалуйста, квас работает! И вся улица к тебе, да еще слух пошел, что за углом бочка с квасом до 22 работает и мужик вечером музыку заводит. Я приемник с собой брал, найду волну подходящую и врублю погромче на всю улицу! Ни дать, ни взять, музыкальная бочка. Народ валом валил кваску попить. Домой за полночь возвращался. А дома, первым делом – деньги мыть.
    Вот Вы, мой уважаемый читатель, когда не будь, мыли деньги? Занятное такое занятие, доложу я вам.
    Однако, в каждой работе есть свои тонкости, своя наука. Каждый постигает эти науки на собственном опыте, каждый  допускает, по неопытности ошибки. Ничего, старшие товарищи научат! Вот и меня научили.
Дело в том, что когда тебе машина новую бочку с квасом привозят, принято было водителю, что бочку привез, два-три рубля отдавать. Я, по - началу, этого не знал. Считаю деньги, считаю, все верно, но ничего не остается. А за бочку надо было отдать в контору определенную сумму денег. Если выходило больше, то это твое. Но у меня не чего не оставалось.
    Ладно, торгую дальше. Торгую, как обычно. Через пару дней прихожу я  утром, а ключа от бочки нет. Ключ, он в специальную ячейку убирался, и так с бочкой и катался. Сижу, жду. Звоню в контору. Те, ничего. Говорят, перезвони через час, выясним, может водитель, который бочку привозил, перезвонит. А бочка-то греется. Квас то теплый будет, а надо то холодненький. Через три часа позвонил, а потом и ключ привез. Отдал он мне ключ за три рубля. Все понял? Спрашивает. Понял, как не понять - делиться надо.
    Тем же вечером, отложив бумажные деньги и перемыв мелочь, стали мы с женой их считать. Вышло больше, чем надо сдавать. Еще раз пересчитали. На пять рублей больше. Стало быть, они наши! Вот дела, думаю. А я специально ничего такого не делал. Торговал честно, всем правильно наливал. И тут до меня дошло, что имела в виду моя начальница, дама строго вида. Водитель-то раньше мне бочку точно загруженную привозил, и даже с недоливом малость, вот денег и не оставалось. А как я с ним поделился, так стал ее немножко переливать при заполнении на базе. Чуть-чуть. Но пять рублей мне показалось мало. Понесло меня.
    А как зарабатывали на квасе? Известное дело - на недоливе! Недолив можно осуществить двумя способами. Или просто недолить в кружку или сильно напенить. Но самое выгодное дело, когда покупатель с бидоном. Тут уж недольешь, так недольешь. Приспособился. А бывало, сидишь вечером, и вдруг, кто из знакомых мимо идет. Ты ли Львов? Я! Вот дела! И пошел слух по Москве матушке - Львов на Таганке квасом торгует! Друзья стали заходить, кто кваску попить, а больше по приколу, посмотреть!
 
    Жаркий июльский вечер. Льется музыка из моего приемника, душно. Кружки так и летают, только успевай - головой крути.
    - Вам какую, маленькую? - три копейки. Большую?  - шесть копеек.
    - Вам? Как недолил? Как положено по - поясок! Кружки я, бабушка, мою тщательно! И не говорите мне ничего, видите, сколько народу, если я буду каждую кружку по пол-минуты мыть, какая очередь будет?   
    - Мамаша! я Вам полный бидон налил с крышкой! Чего недоливают, чего не доливают – у меня как в аптеке! А будете возмущаться, так вообще возьму и бочку закрою!
    - Бабуля, да не мешайте человеку работать!- заступится какой-нибудь сердобольный нетерпеливый прохожий.
    Все квасу хотят! Ну что за напиток такой! А вы ПЕПСИ! Да разве на ПЕПСИ столько за месяц заработаешь?

    Прошел месяц. Закончился отпуск. Большая ухоженная дама строгого взгляда меня рассчитала, как положено.
- А может еще месяц поработаете?,- спрашивает,
- Нет, никак не могу, отвечаю я. А сам думаю, мне бы еще месяц, да я бы такую деньгу зашиб! А может вообще бросить все к чертовой матери с ее высшем образованием, и пойти квасом торговать. Эх! жаль, что работа сезонная. Деньги больно хорошие! А  сколько? Сколько зашиб-то, просите Вы меня мой уважаемый читатель? Без затрат, на  обеды, сигареты и туда-сюда, чистыми осталось около трехсот пятидесяти рублей, не считая оклада в сто рублей. Наработал, намыл, напенил! Холодильник купили и телевизор.  Правда, жизнь так сложилась, что через год я развелся. Телевизор с собой забрал. Как память.

    Любят русские люди квас. И я люблю. И в сей поздний час, когда за окном  бушуют мороз, завывает зимняя вьюга и свирепствует дикий капитализм, я вспоминаю ушедшие дни, то далекое лето, свою Советскую молодость, как я зарабатывал в поисках хлеба  насущного. Зима закончится, придет весна, наступит новое  лето, сяду на даче, порежу картошечки, зеленый лучок, покрошу укропчику и залью крепким кваском. Получится славная окрошка, замешанная на густом квасном патриотизме.


Рецензии
Рассказ - это прекрасный гимн русскому квасу и окрошке. Они того заслужили. По себе знаю.

Петр Панасейко   15.04.2021 11:54     Заявить о нарушении