Сага о переломе копчика

Вспомнил случай из своей альпинистской практики.  Ну, не совсем из альпинистской — был я в ту пору желторотый третьеразрядник, мало чего знал и умел. На уровне третьего разряда — это еще не совсем альпинизм.

Правда, умел я неплохо фотографировать и со своим "Киевом" (аналогом немецкого Контакса) не расставался ни на одной горе.

Так вот, лезем это мы по "двойке Б" на вершину Уллу-Тау Вторая Западная с перевала Гарваш.  Гору одолели быстро — трудностей особых не заметили, погода была великолепная.  Времени оставался вагон с маленькой тележкой.  Спускаясь по пути подъема, на перевале Гарваш решили перекурить и полюбоваться окружающей панорамой.

Достаю сигареты, спички, сажусь на камушек.  Что-то хрустнуло.  Я всполошился — показалось, что сел на капсулу с только что отснятой кассетой.  Это ж засветка пленки, и зачем тогда я надрывался, таская с собой фотоаппарат внушительного веса и объема.  Срочно полез в карман и проверил — капсула цела.  Да и хруст был откуда-то не оттуда.  Карман сбоку, а хрустело по центру, близ пятой точки.

Успокоился и на какое-то время забыл об инциденте.  Вернулись в лагерь.  В столовке за вечерним чаепитием чувствую некий дискомфорт в области крестца.  Пришлось даже встать — чай пил стоя.

Наутро следующего дня планировались по лагерному расписанию ледовые занятия: передвижение в кошках, организация страховки и самостраховки, рубка ступеней, пользование "абалаковскими морковками" и свежим чудом техники — титановыми ледобурами.  Все это было крайне интересно, но вместо занятий я поплелся к лагерному врачу из-за резкой боли в районе крестца.

— Спускался глиссером на заднице? — грозно спрашивает эскулап.  (Поясняю читателям, не искушенным в горной практике.  Глиссер — это когда едешь по снегу и фирну на подошвах, как на лыжах, и регулируешь направление и скорость спуска ледорубом.  Ни в коем случае нельзя спускаться на пятой точке.  Ибо, если на пути встретится занесенный снегом камень или иное препятствие, всё растущее между ног может успешно остаться сзади на траектории твоего движения.  А если препятствие попадет под подошву, драматические последствия маловероятны).

— У тебя перелом копчика.  Так просто это не случается.  Ведь точно врёшь.

— Нет, — отвечаю гордо и напыщенно, — хоть я и молодой разрядник, правила движения в горах знаю и выполняю их безукоризненно.  На заднице я не ездун.

— С первой же машиной — в Тырны-Ауз, на рентген.  Забери с собой все свое барахло, ведь лазить в этом сезоне ты уже не сможешь.

Так оно и получилось.  Не только лазить, но и ходить не мог — боль одолевала.  Вернувшись в Питер, очень долго сидел на больничном.  Боль отступила от меня только через несколько месяцев.

А в момент травмы не было никакой боли.

Мораль: садясь на камушек, будь осторожен.


Рецензии
Горы не терпят разгильдяйства.... Удачи.

Александр Аввакумов   19.01.2019 10:40     Заявить о нарушении
Присесть на камушек — разгильдяйство? Ох, не знал...

Мишаня Дундило   19.01.2019 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.