Ближневосточный след рассказа Платона об Атлантиде

Видимо, Солон (640-559 гг. до н.э.) в 593-583 гг. до н.э. услышал от египетских жрецов Саиса именно рассказы о различных событиях, связанных с иудеями и борьбой с ними прагреческих племен, входивших в коалицию «народов моря» («филистимляне» в терминологии «Библии») (см. наше специальное исследование здесь "Атлантида в Библии. Близнецы Звулун и Иссахар" http://proza.ru/2019/01/18/63) и об общей борьбе Египта и средиземноморских народов против мощной империи (Ассирии), а также о других фактах и событиях на Ближнем Востоке. Но Платон (429-347 гг. до н.э.), не имея возможности разграничивать события из этих сведений, объединил их в единый нарратив об Атлантиде, древних афинянах и египтянах и их войне.

1.

Почему ассирийцы выступают в нарративе Платона под именем «атлантов»? Видимо, от имени жены ассирийского царя Саргона ІІ (721-705 гг. до н.э., его мать – иудейка Йабай/Яба/Яфа/Баниту, дочь иудейского царя Иофама) – иудейки Аталии (Atalia, Ataliya). Она была из царского рода потомков иудейского царя Иорама и его жены-израильтянки Аталии.

Первая Аталия («Аталь-йа» – «Возвышается Бог»), по-русски Гофолия, - дочь израильского царя Ахава и жена иудейского царя Иорама («Бог высок»; 851-843 гг. до н.э.). Она также была внучкой финикийского жреца Астарты Итобаала I, ставшего царем в 887 г. до н.э. после убийства предыдущего царя из династии Хирама Великого. Итобаал правил тридцать два года и умер, прожив шестьдесят восемь лет. В «Библии» он упоминается ка «Ефваал, царь Сидонский» (3 Цар. 16:31), т.е финикийские города Тир и Сидон были под его властью. Преемником Итобаала I был его сын Баалезор IІ.

Это была династия, при которой началась активная финикийская колонизация (Северная Африка, Кипр, Сицилия, Мальта, Сардиния, Испания) и был основан в 814 г. до н. э. Карфаген (царица Дидона-Элисса, жена верховного жреца Мелькарта-Геракла Сихея Акербанта и сестра тирского царя Пигмалиона, считается дочерью царя Маттана I Картона, внука Итобаала), но формально Финикия подчинялась Ассирии [Циркин Ю.Б. Финикийцы в Испании // Циркин Ю.Б. История Древней Испании. –
Согласно Библии, по просьбе Ахава царь Итобаал I предоставил израильскому правителю материалы для обширного строительства, которое тот вёл в Самарии и Мегиддо, а сама дочь Итобаала Иезавель была выдана замуж за Ахава (3 Цар. 18-19) и стала матерью Аталии. Считается, что, именно этому браку посвящён 45 псалом,
упоминающий брак израильского царя и тирской принцессы.

Аталия, как и её мать Иезавель, прославилась жестоким и коварным нравом. Узнав об убийстве в Израле узурпатором Иегу (Ииуйем) своего брата – царя Иорама, своего сына Охозии и своей матери Иезавель и 70 царевичей из дома Ахава (4 Цар. 9:24, 27, 33; 10:7), Аталия стала, в свою очередь, казнить потомков Давида во всей Иудее. Аталия также пыталась уничтожить «все царское племя дома Иудина» (2 Пар. 22:10). Однако она упустила одного сына Охозии – Иоаса (Иегоаша), которого скрыл и воспитал первосвященник Иодай (Иегояда). Спустя несколько лет после этих событий к Аталии пришло известие, что Иодай помазал в Храме Иоаса и провозгласил того новым царём Иудеи. Поспешно собрав отряд своих телохранителей, Аталия отправилась в Храм, намереваясь захватить Иоаса. Однако возможно, что она не ожидала увидеть в Храме вооруженных священников, которые бросились на её отряд и вступили с ней в борьбу. Священники смогли схватить царицу и отвести её в долину Кедрон. Там она была казнена мечом (2 Пар 23:21) и с ней весь её отряд.

В августе 1989 археологи  в ассирийской столице Кальху (ныне – Нимруд) натолкнулись на могилу царицы Аталии и обнаружили в ней золотые и серебряные украшения: серьги, кольца, ожерелья, диадемы, браслеты, броши, перстни общим весом 25 килограммов. Помимо этого в склепе нашли ритуальные сосуды и столовую посуду из меди, слоновой кости, стекла и керамики. Золотой сосуд на золотой цепи располагался в руках царицы. Всего в склепе было найдено около 10 000 изысканных ювелирных изделий, включая роскошную корону и косметические принадлежности. По мнению иракских историков, эту ценнейшую находку, названную «сокровищем Нимруда», можно сравнить только с сокровищами из гробницы фараона Тутанхамона. На мраморной плите размером 26 на 20 см выгравирована надпись: «Во имя Самаса и Аннунаки, я, Аталия, женщина при дворе Саргона, царя Дур-Шаррукина, царя Ассирии, встретила свою судьбу и покидаю этот мир, следуя по стопам моих отцов». Рядом с могилой Аталии была могила её дочери Банити (Ябы) –  жены царя Салманасара V.

При муже Аталии Иораме Иудея подверглась опустошительному набегу филистимлян и кочевников Аравийского полуострова и когда погибли все сыновья Иорама, кроме Ахазии (II Хр. 21:16-17). В 849-845 годах до н. э. Иорам участвовал в антиассирийской коалиции 12 западных царей (сиро-хеттских царств и египетского фараона Осоркона II) во главе с царём Арам-Даммесека (арамейского Дамаска) Вендидадом (Бенгададоим, Бен-Хададом II) (ср. с коалицией атлантов!). В 853 г. до н.э. эта коалиция была разбита при Керкаре на берегу Оронта новоассирийским царем Салманасаром ІІІ (859-824 гг. до н.э.). Согласно надписи на монолите из Карха, коалиция насчитывала более 60 000 воинов, включая приблизительно 50 000 пехотинцев, 3940 боевых колесниц, 3000 всадников на конях и 1000 всадников-арабов на верблюдах (в частности, Дамаск выставил 1200 колесниц, 1200 всадников и 20 000 пехоты, Хамат – 700 колесниц, 700 всадников и 10 000 пехоты, Израиль – 2100 всадников и 10 000 пехоты, арабы поставили 1000 верблюдов, Египет – 1000 воинов). В ассирийской армии и её союзников было примерно 35 000 воинов: 20 000 пехоты, 12 000 кавалерии и 1200 боевых колесниц (ср. все это с описаниями Платоном армии атлантов!). Уже вскоре после битвы из-за больших потерей ассирийская армия покинула Сирию и возвратилась на родину.

Сам иудейский царь Иорам, испытав такие несчастья, стал сильно хворать: у него началась странная болезнь от которой у него вздулся живот и стало гнить тело (ср. с тем как «испортилась божественная кровь» в царской династии атлантов). В целом недолгое правление Иорама отмечено экономическим и политическим упадком Иудейского царства.

Но позже походы ассирийцев возобновились. В 845 г. до н. э. ассирийская армия в 120 000 воинов разгромила войско Бар-Хадада II и его союзников, правителя Хамата Ирхулени и «царей хеттов и морского побережья», а затем осаждало Дамаск. В 841 г. до н. э. власти Салманасара III покорилось Израильское царство, а полное подчинение Арама ассирийцам произошло в 837 году до н. э., когда его правителем был уже преемник Бар-Хадада II, царь Азаил. Даже египетский фараон признал могущество Ассирии и прислал Салманасару в дар 2 верблюдов, бегемота, а также других диковинных животных. Принесение дани подвластными царями изображено на так называемом «чёрном обелиске Салманасара», найденном в его дворце в Кальху. На побережье Финикии Салманасар повелел вытесать на скале своё изображение рядом с рельефом Тиглатпаласара I. В результате 32-х походов Салманасара III Ассирия значительно расширила свои границы. Территория Ассирийской державы при нём была поделена на 26 провинций, наместники которых поочередно становились верховными сановниками – эпонимами года («лимму»). Последние годы жизни Салманасар посвятил строительной деятельности, в частности он закончил зиккурат в Кальху, сооружение которого начал ещё его отец. Женой его наследника Шамши-Адада V и была знаменитая царица Семирамида – вавилонянка Шаммурамат, которая при малолетстве своего сына Адад-нирари ІІІ правила в 811-805 гг. до н.э., но и по достижении им царской власти продолжала грать большую роль в политической жизни страны. Например, Геродот рассказывает, что Семирамида велела построить в долине достопримечательную плотину. Прежде ведь река обычно при разливах затопляла всю долину.

Только в 802 году до н. э. Адад-нирари III окончательно завершил покорение Сирии, взяв её почти неприступную столицу Дамаск, что не удалось в своё время Салманасару III. Адад-нирари III так сообщал о своих походах на запад от Евфрата: «Я покорил Хатти, всю землю Финикии, Тир, Сидон, Бит-Хумри (то есть Израиль), Эдом, Страну филистимлян вплоть до моря заката (то есть Средиземного моря) и наложил на них дань и подати». Почти через сто лет после описываемых событий ассирийский царь Тиглатпаласар ІІІ (745-727 гг. до н. э.) отторг от Израиля весь север страны, а все население его уведено в плен (4 Цар. 15:29; 1 Пар. 5:26). Затем его внук Синаххериб (705-680 до н.э.), сын Саргона II, 200 тысяч иудеев увел в плен, Иудейское царство уменьшил до размеров Иерусалима и его окрестностей. В 674 г. до н. э. его сын Асархаддон предпринял поход на Египет и подступил к пограничным крепостям Восточной Дельты. Египетско-кушитское войско фараона Тахарка двинулось к нему навстречу. Исход происшедшего сражения был неблагоприятным для ассирийского царя – он потерпел настоящее поражение.

Благодаря этой победе Тахарке удалось привлечь на свою сторону царя Тира Баала, который также был готов выступить против Ассирии. Но в 671 г. до н.э. через 15 дней после вступления в Египет, ассирийцы взяли Мемфис. Затем Ассирия определила размеры ежегодной дани для Египта – 180 кг золота и 9 т серебра. Из Египта было вывезено в Ниневию 55 царских статуй. Двадцать городов Египта (Буто, Саис, Атрибис, Бубастис, Бусирис, Себенит, Фарбаитос, Пер-Сопд, Мендес, Танис, Нато и др.) получили ассирийские наименования и там были поставлены правителями местные царьки из ливийских династий, среди которых следует назвать именно Нехо I (672-664 гг. до н.э.), правителя Саиса и Мемфиса, отца фараона Псамметиха I, основателя XXVI Саисской династии (фактически, основателем и был Нехо І) и от жрецов которой мы и узнаем предание о совместной борьбе египтян и греков с деспотической цивилизацией «Атлантиды».


2.

Сыном второй Аталии и Саргона ІІ и был царь Синаххериб. Он перенес столицу из Кальхи (Калах; Нимрод) в древнюю, известную еще с шумерских времен, Ниневию, на восточном берегу реки Тигр, около ее левого притока Верхний (Большой) Заб, там, где сегодня стоит город Мосул. «Библия» предлагает считать основателем Ниневии Ассура – одного из сыновей Сима, сына патриарха Ноя: «Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию...» (Быт. 10:11). Греки же знали некоего древнего могущественного правителя Азии Нина, сына Бела и правнука Геракла (Геродот, «История» I, 7), который основал Ниневию в Атурии (Ассирии) (Страбон, «География», XVI, 1,2). Согласно Платону, Нин был современник Троянской войны, а Троя была частью его державы (Платон, «Законы», III, 685с,d).

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. В плане Ниневия представляла собой треугольник с границами, четко обозначенными городской стеной и прямыми улицами. Страбон и Геродот утверждали, что стену города построили длиной более 90 км, а высотой – 25 м с 1500 башнями и столь широкую, что по ней могли проехать три колесницы в ряд. Вокруг стены прорыт ров шириной 50 м. Вокруг храма бога Ашшура на площади в 16 000 квадратных метров в скалах были пробиты огромные ямы, соединенные между собой подземными каналами. Ямы были наполнены землей: царь хотел видеть на этом месте сад. Около Садовых ворот через него был перекинут каменный мост – настоящее чудо архитектуры того времени. Главная улица, залитая асфальтом и именовавшаяся «Дорогой процессий», была шириной 26 м (по другим данным – 50 м). Ниневия снабжалась водой из 18 каналов, забиравших воду из источников в 16 км от города. В западной части города был расположен дворец, «равного которому нет на свете», роскошный дворец Синаххериба. В нем на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои – 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников – представителей различных народов. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу – книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные – «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш». В надписи на камне, относящемся к 1930 г. до н.э., вавилонский царь Хаммурапи упоминал о стоящем в Ниневии храме Иштар – богине всей Древней Месопотамии, построенном около 2300 г. до н.э.

Относительной близости от Ниневии обнаружены руины еще нескольких ассирийских городов: южнее – древний город Нимруд, к северо-востоку – Каремлес, к северу – Дур-Шаррукин (Дур-Саргон; ныне – Хорсабад) с остатками дворца Саргона II. Четыре древних города находятся в вершине четырех углов параллелограмма длиной 50-60 км и шириной 20-30 км. Считается, что общая окружность Ниневии составляла 150 км. Предположительно, эта территория и есть то, что древние именовали Великой Ниневией («великий город», Быт. 10:11) – областью вместе с названными местами. Тогда становятся понятными слова пророка Ионы из Ветхого завета: «... Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал...» (Иона. 3:3-4). Таким образом, Ниневия состояла из двух частей, которые условно можно назвать Большой и Малой Ниневией. Большая Ниневия представляла собой территорию, на которой располагались поселения, окруженные системой крепостных стен и рвов. Малая Ниневия являлась как бы крепостью внутри крепости, будучи окружена собственной системой укреплений. Эта Малая Ниневия и была столицей Ассирийского царства, так как на ее территории находились царские дворцы [Антонова Л. Ниневия // Антонова Л. Удивительная археология. – Викичтения. – https://history.wikireading.ru/86151].

«… Ниневия и была ассирийским Римом, могущественнейшим городом, столицей мировой державы, городом гигантских дворцов, гигантских площадей, гигантских улиц, городом новой, неслыханной дотоле техники» [Бадак А.Н. Древняя Ниневия // Бадак А.Н. Всемирная история. Том 3 Век железа. – Викичтение. – https://history.wikireading.ru/280883]. В «Библии» Ниневия фигурирует как «... город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: „я, и нет иного, кроме меня"» (Соф. 2:15). Видимо, поэтому ассирийцы буквально уничтожили соперника – в 689 году до н. э., захватив Вавилон, осмелившийся поднять восстание, они почти полностью истребили население непокорного города, разрушили храмовый комплекс Эсагила и знаменитую Вавилонскую башню (Этеменанку), а затем затопили то, что осталось от города. Желая окончательно уничтожить саму память о мятежном городе, Синаххериб приказал развеять по ветру землю, взятую с места, где находился Вавилон.

Понятно, что наказание за беспечность неизбежно, и «Библия» предрекает гибель городу устами пророков и Ионы, и Наума: «… Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество...» (Наум. 3:3).  В 612 г. до н. э. Ниневию захватили мидяне царя Киаксара в союзе с вавилонянами Набопаласара. Им помог разлив Тигра, уничтожив плотину на его притоке Хусур: вода разрушила часть городских укреплений, чьи стены построили из необожженного кирпича: «… Речные ворота отворяются, и дворец разрушается...» (Наум. 2:6). Затем огонь уничтожил все, что осталось после разграбления Ниневии – последней столицы Ассирийского царства. Над самим дворцом Синеххериба со временем вырос большой холм, прозванный «Холмом овцы» (Куюнджик).

Видимо, катаклизм не однажды угрожал Ниневии уничтожением. «Библия» рассказывает, что Бог повелел пророку Ионе (иврит. «голубь») из города Гефаховера из колена Завулона (!!!) (4 Цар. 14:25; Навин 19:13) отправиться в Ниневию и возвестить ее жителям, что через 40 дней город будет разрушен, а сами они истреблены за свои грехи. Но Иона не хотел идти в город, полагая, что жители ему не поверят. Понуждаемый Богом, он все же прибыл под стены города, но решил скрыться от Бога и возложенного на него Создателем поручения. Иона сел на корабль, чтобы уплыть подальше от обреченного города. Но в море разыгралась буря, и моряки решили, что это Бог гневается на кого-то из тех, кто взошел на корабль. Понял Иона, что это он навлек гнев Создателя и попросил бросить его в море, где его и проглотил кит. Три дня провел пророк в желудке животного, после чего взмолился Богу, прося освободить его из плена и обещая выполнить все, что прикажет Бог. Бог услышал Иону, и, когда кит в очередной раз распахнул пасть, набежавшие волны подхватили пророка и выбросили на берег. Завидев вдали город, Иона спросил, как он называется, и услышал в ответ, что это Ниневия. И пошел Иона в Ниневию, и взывал к жителям, говоря, что своими грехами прогневали они Создателя, за что город будет разрушен. В страхе внимали ему люди, как написано в книге пророка Ионы: «И поверили ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого». Увидев их раскаяние, Бог простил жителей Ниневии и не разрушил город. Вразумлённая и помилованная Богом Ниневия существовала после того ещё более 200 лет, Исследователи считают, что события эти имели место в 785 г. до н.э., когда в Ниневии засвидетельствована попытка введения монотеизма – везде воздвигаются статуи богу Набу с надписью «Молитесь только мне одному!».

Более того, здесь мы встречаем образ «одной ночи», в которую, как известно, погибла и Атлантида Платона! Пророк Иона, ожидая всё-таки исполнения своего пророчества о катастрофе, выйдя из города по прошествии сорокадневной проповеди, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли вьющееся растение, защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:10-11).

Видимо, тот факт, что нарратив об этом «катаклизме Ионы» как то связан с Атлантическим побережьем, ведь пророк Иона пытается уплыть на корабле из средиземноморского порта Иоппии (Яффы) именно в далекую финикийскую колонию Фарсис (Таршиш, Тар-си-си, Тартесс) на атлантическом побережье Испании (Иона. 1:3; 6:2), куда за оловом плавали еще корабли царя Соломона вместе с дружественными финикийцами (І Цар. 10:22) между 965-935 гг. до н.э., а затем Финикия свободно торговала с Западным Средиземноморьем, будучи сама подчинена Ассирии, а владевший финикийским Тиром ассирийский царь Асархаддон откровенно заявлял, что все цари середины моря от Иа-ад-на-на (Кипр) до Тар-си-си (Таршиш) поколняются ему (см.: [Циркин Ю.Б. Финикийцы в Испании // Циркин Ю.Б. История Древней Испании. – ]), сбил с толку Платона, посчитавшего, что центр могущественной империи, которому угрожал катаклизм, также должен был находится за Геракловыми столпами (Гибралиаром).

Важно также, что пророк Исайя (23) говорит в 747 г. до н.э. не только о «таршишских кораблях», но и о «поясе» вокруг «дочери Таршиша», и о необходимости для тирийцев в случае падения их города переселяться в Таршиш. Он упоминает также «укрепления Ханаана» по ту сторону моря (!!!). «… Это пророчество не исполнилось ни на Западе, ни на Востоке, так как и Тир не был разрушен, и финикийские колонии на юге Испании продолжали не только существовать, но и увеличиваться в количестве» [Циркин Ю.Б. Финикийцы в Испании // Циркин Ю.Б. История Древней Испании. –
Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (430 – 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки мидийских городов, называя их «Ларисса» и «Меспила». Ксенофонт не знал даже, что там жили ассирийцы, не знал самих имен таких городов, как Ниневия и Калах. «… В то время, когда Александр нанес смертельный удар персидской державе при Гавгамеллах, уже не было ни одной человеческой души, которая смогла бы объяснить молодому завоевателю, что он стоит на трагической земле Ниневии» [Церен Эрих. Где была Ниневия // Церен Эрих. Библейские холмы. – Викичтение. – https://history.wikireading.ru/248578]. Поэтому не стоит винить Платона, что он так обманулся в локализации столицы могущественной империи древности и не сопоставил её с упомянутой им же (Платон, «Законы», III, 685с,d) азиатской державой Нина, основателя Ниневии. Кстати, именно «Законы» Платон написал ПОСЛЕ своих знаменитых диалогов «Критий» и «Тимей», в которых и поведал миру об Атлантиде!

Таким образом, есть все основания утверждать, что Платон для создания своего нарратива об Атлантиде использовал значительные факты из истории Ближнего Востока, в частности из истории Израиля, Ассирии и колонизации финикийцами Западного Средиземноморья, но иногда объединял отстоящие друг от друга во времени события, отождествляя некоторые из них, локализуя в ином направлении и т.д.

***

Но также Платон использовал и мифологемы, бытовавшие на Ближнем Востоке. Так, жителям Месопотамии было известно предание о гибели в пучине некоего воинственного народа!

«… Речь о противостоянии порождений «земли» (змей) и «неба» (богов в образе солнечного Уту) идет в интереснейшем мифоритуальном источнике, известном под именем «Карта Вавилонии»… «Загордившийся» змеиный народ, за которым стоят боги Ану и Ниназу, разгневывавший Уту, был вынужден из «городов разрушенных» вместе с «богами разрушенными» уйти из «середины моря» (ilani me;ab-tu-tu ;a ina lib3-bi tam-tim u2-ma;-[;e-ru] и поселиться в «имени змеи Великой Страшной» (iz-za-zu-ma ina ;umi MU;.HU; rabi). Другие же обитатели мира возрождались внутри Имдугуда (ina lib3-bi dzu u2-bal-[la-tu] – согласно Поэме об Этане… И вот необходимость борьбы со змеиным народом приводит к созданию «владыки ветра» Энлиля (en-lil2-la2 «владыка (духов) лилла» – «завязывающих ветер» и храма Абзу в океане (ina lib3-bi tam-tim). Энлиль же стал владыкой «страшных блесков» (ni2-gal3) (ср. окаменевающий взгляд Горгоны Медузы)» [Кифишин А.Г. Мифоритуал древности : в 3-х тт. – Ивано-Франковск : Изд-во Прикарпат. нац. ун-та им. В. Стефаника, 2014. – – Т. 1, ч.2. – С. 100].


Рецензии