Племянница

Я наладчик станков с числовым программным управлением. Профессия редкая, во времена Ельцина почти исчезла, потому что машиностроение не было нужно «новой» России, которая собиралась жить на кредиты Запада. Но потом все же некоторые отрасли машиностроение ожили, и станки потребовались. И снова я стал ездить по стране.  Недавно судьба забросила меня в один весьма большой город, где потребовалась моя помощь на одном из заводов.

Определили меня на постой к одному ветерану завода, который жил один в трехкомнатной квартире, и одну из комнат сдавал внаем таким вот, как я, командировочным. Это было удобно в первую очередь для командировочных, да и ветеран тоже был, как говорят, в курсе событий, что происходят на его заводе. Квартира была недалеко от завода, можно было минут за 15 дойти от проходной до дома, где я жил.

Хозяин квартиры, Иван Васильевич, был крепким жилистым мужиком, весьма веселого нрава. Он мне сразу понравился, да и я ему. «Рыбак рыбака видит издалека», как говорили в старину. Вот так и он, сам рабочий человек, проникся уважением ко мне, тоже специалисту рабочей специальности.  День у меня в командировках ненормированный, главное, быстрее запустить станки, перенастроить их под выпуск новых деталей. Так что возвращался я голодный, но всегда хозяин меня кормил вкусным ужином, и мы начинали обсуждать заводские новости.

Еще в первый день, вернее, вечер, знакомства, я спросил его:
- Почему вы живете один в трехкомнатной квартире, Иван Васильевич? Не трудно убираться такую площадь, да и платить больше надо?
- Милый человек, я, почитай, всю жизнь в этой квартире прожил, каждый гвоздик в ней знаю. Сюда своих детей из роддома приносил, отсюда на погост свою жену увез. Еще знаменитый физиолог Павлов писал, что на старости лет менять образ жизни и место негоже, на здоровье скажется. В эту квартиру ко мне гости приезжают, есть где разместить. И мои дети с внуками, и бывшие коллеги по заводу. У меня, как ветерана завода, большие льготы по оплате коммунальных услуг.  Все же больше полувека трудился на заводе. Дольше меня никого из ветеранов нет. Да и вы, командировочные на завод, держите меня в курсе дел на нем.  Мне веселее, есть о чем поговорить.
- Так вы один в этом городе живете? Родни больше нет?
- Есть племянница, она недалеко живет. Врач-педиатр, детишек лечила, и моих тоже, пока маленькие были. Она уже пенсионерка, недавно перестала работать, и буквально расцвела. Она ко мне раз в неделю захаживает, кое-что приготовит вкусненького.  У неё тоже есть квартира, от завода получила, как молодой специалист. Они с мужем, он был  врач-хирург, вместе молодыми по распределению из института приехали.
- А почему был? Он умер, что ли?
- Да, несколько лет назад от рака. Жалко его, хороший был врач, да и мужик хороший. Своими руками, можно сказать,  домик на даче построил. Любил он на даче работать. Я, говорит, здесь душой отдыхаю, рядом с природой. У них недалеко и речка, можно рыбу поудить, посидеть на берегу.  Мы ему с сыном тоже немного помогли, пока сруб собирали. А вот отделкой домика  он сам занимался, а жена и его девчонки только огородом занимались.
- Так у этой племянницы дочери тоже здесь живут?
- Нет, в областном центре, там в институтах проучились, мужей нашли, там и живут.
- Вы сказали, Иван Васильевич, что племянница  вышла на пенсию и расцвела. Почему так получилось?
- Так ты не знаешь, видимо, какая нагрузка у  участковых врачей, особенно если врачей в поликлинике не хватает, или кто заболел. И прием с двух участков, а потом на вызова по всему микрорайону обслуживать. А если еще без медсестры приходится работать. У  неё еще детишки малые на участке. Что-то болит, а что, и сказать не может.  А еще бумаг сколько всяких заполнять приходится. Да еще проверяющие всякие мучают. Она мне порассказывала о своей работе, так что я в общих чертах знаю.  Сейчас молодые врачи не очень-то идут в поликлиники работать, особенно в нашем рабочем городе. Им надо, чтобы работать меньше, а платили бы больше. Вот на ветеранах и держится поликлиника. Племянница-то уже 5 лет на пенсии, и все работала, каждый год уговаривало начальство еще поработать. Но ей исполнилось 60 лет, и сказала; «Хватить!». И правильно сделала. Теперь хоть вздохнула свободно, и нашла занятие по душе.
- Это что за занятие может найти пенсионерка? На рынке торговать продукцией с огорода?
- Бери выше. У нас в заводском Доме культуры давно существует небольшой вокальный ансамбль, поют народные песни на всяких корпоративах, как это сейчас называется, на концертах по праздникам, что в ДК проводятся. Она туда пришла, ей послушали, и взяли. Пошили ей костюмы красивые в русском стиле, и она поет. Голос есть, и стать как у Зыкиной.  Да ты сам увидишь, может быть, она должна прийти как-нибудь.
- Заинтересовали вы меня своей племянницей, Иван Васильевич.

На том наш разговор в тот вечер с хозяином квартиры закончился.
Прошло несколько дней.  Я целыми днями возился со станками, вечером меня Иван Васильевич кормил  едой, а я его свежими новостями с завода. Потом мы смотрели телевизор, и хозяин квартиры сетовал, что нельзя посмотреть старые кинофильмы, которые полюбились ему с молодых лет, в первую очередь, на производственную тему. Я сказал ему, что такая возможность есть, если купить компьютер, подключить интернет, и тогда смотри любые старые фильмы.  Старик заинтересовался, сказал, что его внуки все в своих телефонах смотрят, а ему там мелко, ему побольше экран нужен.

Однажды вечером, когда я пришел с работы, дверь открыла женщина, которой на вид никак не дашь больше 50 лет, статная, немного полноватая. Она спросила:
- Вы к кому?
Я от неожиданности чуть растерялся, но потом ответил:
- Да я тут живу несколько дней.
- А, вы, видимо, Семен Петрович. Проходите, вы как раз вовремя, мы с дядюшкой ужинать собираемся.
Пока я мыл руки и прошел к столу, на нем стоял третий столовый прибор и тарелка. Племянница суетилась у стола:
- Так, мужики, сами накладывайте из сковородки жареной картошки, и все остальное, мы по-простому, без формальностей. Может, с устатку по чуть выпьете? Под картошечку?
Иван Васильевич по-хозяйски распорядился:
- Конечно, выпьем, и за знакомство, и под картошечку. Она ишь какая вкусная получилась у тебя, Аня.
Да, жареная картошка была то, что надо, какую я люблю. В меру поджаристая, с хрустящей корочкой. Да и закуска была богаче, чем меня обычно угощал хозяин квартиры.  Приступили к ужину, выпили по пол рюмочки водочки. Потом добавили, но под такую закуску никто и не заметил, что пили алкоголь. Начались разговоры. Анна Михайловна, как звали племянницу Ивана Васильевича, была раскована, весела, оживлена. Она расспросила меня о моей работе, о заводе, о котором тоже была информирована немало, ведь детская поликлиника была когда-то часть медсанчасти завода. Я спросил:
- А как называется ансамбль, в котором вы поете?
- «Сударушка», нас хорошо знают в городе, мы часто выступаем. На всяких юбилеях, летом в парке, зимой в ДК поем.  На встречи ветеранов приглашают. Русские народные песни у нас любят в городе. И современные мелодичные тоже. Мне нравятся песни и старых композиторов, Фатьянова, Мокроусова, и современных, например, Кораблина. Сейчас много душевных песен есть, только их по телевизору не поют, там сплошная попса.
Я согласился, что Анна Михайловна права, смотреть и слушать по телевизору нечего.  В разговор вмешался Иван Васильевич:
- Аня у нас с молодых лет активная общественница. И в школе, и в институте, и на работе. Много лет её выбирали в профком поликлиники. У неё много всяких инициатив было, жаль, не все поддерживали.
- А что так? – спросил я женщину.
- Да это и хлопотно было, не все хотят перерабатывать. А в последнее время и денег ни на что не хватает. Да у нас и дядюшка активным был, много лет в партком завода избирался. Помню, очень ему фильм «Премия» понравился. Там молодой Янковский играл парторга, а Евгений Леонов бригадира. Помните?
- Нет, я такой фильм не видел, молодой еще. Кстати, я посоветовал Ивану Васильевичу купить ноутбук или компьютер и к интернету подсоединиться. Все старые фильмы смотреть можно, - ответил я.
- А, что, это идея. Скоро у дядюшки 75-летний юбилей, председатель профкома завода спрашивал меня, что ему подарить. Посоветую ноутбук, а к интернету мы сами подключимся, у меня знакомый мастер есть, - подхватила идею женщина.
- Да, Аня, хочется мне вечерами хорошие старые фильмы смотреть, а не то, что сейчас передают по телевизору. Вот Семен Петрович и подсказал.
Потом, как это обычно бывает в таких застольях, стали смотреть семейные фотографии. Иван Васильевич показал членов своей семьи, жену, детей, внуков, родственников. Была в фотоальбоме и фотография Анны Михайловны в костюме во время выступления на сцене. Она в нем выглядела настоящей русской красавицей, да и она в цивильном платье тоже выглядела очень красиво.

Вечер прошел в теплой, дружественной обстановке, как любят писать в газетах. Через пару дней я закончил работу и собрался уезжать. Старик собрал прощальный ужин, мы немного выпили, хорошо закусили, и я стал собираться. Не хотелось уезжать. В этом далеком городе жили замечательные люди, на которых и держался Советский Союз, который я застал немного, но много о нем слышал от своих родителей и бабушки с дедушкой.  Не пропадет Россия, коль есть пенсионеры старой, еще комсомольской закваски, которые и на заслуженном отдыхе стараются в меру своих сил приносить пользу людям.

И Иван Васильевич на прощанье расчувствовался. Сказал мне, что я и его племяннице понравился. Мол, москвич, а какой душевный, не то что другие, те все больше снобы. И на прощанье дал мне телефон и адрес своей племянницы, если вдруг еще пришлют снова в этот город, чтобы непременно у него остановился, или у его племянницы, они меня приветят как старого друга.  Вот такие новые знакомые появились у меня в сибирском рабочем городе, где жители предпочитают работать, а не ныть попусту.


Рецензии