Парадокс терпеливости

Есть две точки зрения относительно терпеливости русского народа; официально-парадоксальная и реально-неприглядная. Первая активно разрабатывалась в среде правящей массы, состоящей из смешения аристократии, купечества, дворянства и малого количества народа, которая таким образом пыталась оправдать свою распущенность, жадность, стремление к наживе и власти. Через понятие рабского терпения оправдывалось собственное властолюбие и стремление нажиться за счёт кажущегося нежелания народа к правообладанию возмущением и протестом. Образ забитого страдальца Герасима и невинной Муму стал символом этого удушающего всетерпения.Но понятие это прижилось в официальной мысли и коренным образом расходилось с реальным положением дел. Терпеливый мужик слишком часто брал в руки сподручные средства и душил это понятие в зародыше. Перед самой кровавой революцией в истории человечества разгорелся жаркий спор в интеллектуальной среде о русской уничижительной забитости мужика.Никто не верил в революцию.И вдруг - кровавое месиво.Куда делось это пресловутое терпение и податливость? Оно неожиданно, в одно мгновение, исчезло - убивали всех, без разбору. Гражданская война - невероятно страшное событие в русской истории. И представьте, что эти люди -нетерпеливые,склонные к убийствам, разбоям - строили коммунизм.Сталин опять вел официальное искусственное понятие терпимости и всепрощения для народа,являющегося по своей сути бунтарем и плохо подающимся воспитанию послушания.Парадокс официальной теории терпимости заключается в том, что она определяет терпимость через отрицание бунтарства, придав понятию терпимости оттенок лжи и противоречия.


Рецензии