Богословский вывод из истории Авимелеха

Может казаться, что во всей истории Суд.9 Бог отсутствует или бездействует. Но в последних двух стихах главы делается богословский вывод из истории Авимелеха: «Так воздал Бог Авимелеху за злодеяние, которое он сделал отцу своему, убив семьдесят братьев своих.  И все злодеяния жителей Сихемских обратил Бог на голову их; и постигло их проклятие Иофама, сына Иероваалова» (Суд.9:56-57).

В Рим.1:18 сказано: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою». Гнев Божий не только откроется в будущем, но открывается уже сейчас. И в этой истории тоже видно, как открывался гнев Божий на тех, кто подавлял истину неправдой.

В этой главе сказано про одно действие, которое сделал непосредственно Бог – Он послал злой дух (Суд.9:23), чтобы вызвать вражду между правителя Сихема и Авимелехом. Поссорились люди, но подчеркивается, что инициатором этого был Бог.

Нет какого-то обычного бытового или рационального объяснения того, почему правители Сихема поссорились с Авимелехом, мы не видим политических, экономических или личных мотивов этой вражды. Есть только духовное или богословское объяснение. Мы видим, что причиной всех событий является Господь, но при этом люди действуют свободно и отвечают за свой выбор.

Роберт Брэнсон пишет, что древневосточный менталитет спокойно допускал наличие двух объяснений случившихся событий – вмешательство Бога и ответственность человека. Правители Сихема по своей воле назначили Авимелеха своим правителем и заплатили за убийство сыновей Гедеона. Потом на них сбылось проклятие Иофама, вызванное таким их поведением. А чтобы это проклятие начало сбываться, произошло Божье вмешательство.

Для западного же менталитета характерно стремление увидеть что-то одно – либо волю Бога, либо волю людей. Либо Бог управляет вообще всем или почти всем, либо люди свободны и делают что хотят. То, что является противоречием в наших глазах, в древней культуре воспринималось как факт и данность. Это было не или/или, а и/и.

15.01.2019


Рецензии