101 Вызов Пожарные Истории 11й

 
  Всё началось, когда мне было двадцать два. Молодость, физические и духовные силы переполняли меня, а в голове, да и в душе, было острое желание стать полезным людям и своей стране. И всё это я нашёл в пожарке.

Когда после службы в армии я приехал домой на дембель, то получил приглашения в силовые ведомства: ФСО, МВД и другие. Помню, даже съездил на собеседование, но что-то удержало тогда. Поработал в разных местах, занялся бизнесом с другом, но всегда хотел что-то большее. Что бы мне по-настоящему нравилось. Да и искал я не столько высокую зарплату, сколько такую работу, чтобы она меня увлекла. Чтобы, знаете, не было неприятного осадка после, не было чувства неудовлетворенности от своего труда. Но искал не там, как оказалось.

А как-то решился: пришёл в районную пожарную часть и поговорил с командиром, Вадимом Александровичем. Он сразу показался человеком стоящим. Вадим Александрович показал мне часть, рассказал немного о работе пожарного и о том, какие трудности ждут новичка. Объяснил и про пенсию — в общем, ясно и коротко ввёл в курс дела! А после дал направление в управление по западному округа столицы. И я в этот же день отправился туда.


В Управлении Западного округа меня радушно встретили и направили на военную врачебную комиссию, но перед этим я должен был пройти врачей по месту жительства. Пришлось побегать и постоять в очередях, чтобы пройти врачей, но я превозмог себя и за неделю-две прошёл всех — успешно. После этого меня направили на ЦПД (тесты психологического тестирования). Тут всё вышло куда быстрее: один-два дня — и всё готово. Отвез документы в управление. Сказали: ждите решение проверки. Когда устраиваешься в госструктуру, тебя и твоих родственников тщательно проверяют, например, на наличие судимостей. Я ждал полгода, летом впервые пришёл в часть, и только в декабре, наконец, вступил в ряды огнеборцев.

Помню, как получил на вещевой базе форму. Как красовался в ней перед зеркалом, а знакомые девушки, видя меня в форме, восхищенно охали. Красавец! В часть я прибыл уже при полном параде.

В Москве в отличие от других городом, нашей необъятной, весь распорядок дня сдвинут на час вперёд. Ровно в девять развод караулов. Во время развода меняющейся караул рассказывает, что они сделали за сутки, сколько было выездов и что горело. А командир, или его заместитель, если первый на совещании, доводят до личного состава важную информацию, если та имеется. Сразу заметил, что в каждом карауле своя атмосфера, что парни крепко дружат. Пожарные — крутые ребята, добряки, открытые и простые люди, с которыми легко общаться. Они быстро располагают к себе. А ещё они большие весельчаки: пока не привык, живот часто страдал от их шуток, болел, так я над ними смеялся.

А с каким трепетом заступающий караул принимает смену у меняющегося! Проводится приёмка по полной программе. Вся часть должна быть вымыта, а ведь уборщиц нет и караул всё убирает самостоятельно. Пожарные машины, рукава, как и отсеки автомобилей, — все чистые, ПТВ аккуратно разложено на места. Смена строго принимается — тут не пофилонишь! Когда смену сдали, даются два звонка, и сменившиеся могут идти домой.

Через час после развода начинаются учебные занятия, которые с перерывами продолжаются до самого ужина. Пожарные конспектируют изучаемый материал, занимаются на свежем воздухе, включившись в дыхательные аппараты. Забавно было наблюдать, как парни с заклеенными бумагой панорамными изолирующими масками ползают и на ощупь ищут манекен, хитро спрятанный начальником караула.

Сначала я должен был ходить в часть каждый день пять через два, чтобы познакомиться со всеми пожарными, ведь есть слепые караулы, которые не пересекаются на приёмке и сдаче смен, например: 1й и 3й или 2й и 4й. Немного обвыкся, познакомился со всеми. Но скоро меня перевели на стандартный суточный график, и я начал работать в четвертой смене.
Всего в федеральной противопожарной службы 4 дежурных караула, работают пожарные сутки через трое. График очень удобный, но неумолимый, порой сутки пожарных выпадают на праздники, но наша служба на посту круглосуточно и как говориться «C'est La Vie» к этому быстро привыкаешь.

Сперва просто ездил с пожарными на вызовы, но ничего не тушил, потому как начальник караула мне строго сказал, чтобы я никуда не лез. Да и аппарат на сжатом воздухе за мной ещё не был закреплен. Спустя примерно месяц меня направили в учебный центр на пару-тройку месяцев. Вернулся в часть уже с дипломом о присвоение статуса пожарного.

Как я был рад! Наконец-то я мог почувствовать себя пожарным. После диплома за меня взялись основательно, точнее — за моё обучение. Зубрил приказы, потом пересказывал их начальнику караула. Гоняли день и ночь: то боевое развёртывание, то магистральная линия с разветвлением, то ствол на два рукава, то на время надевать БОП (боевая одежда пожарного).

Я два года отслужил в армии, в подразделении военной пожарной команды, поэтому учился не с самого нуля. Это играло мне на руку. Основы я знал досконально, немало умел, например, отличал рукава по диаметру: 66, 77 и 89 — магистральные линии, рабочие линии — 51 и 38. Вскоре я сдал зачёты для допуска работы в СИЗОД (система индивидуальной защиты органов дыхания), тогда за мной закрепили дыхательный аппарат. Вот теперь я стал настоящим пожарным. Мне давали тушить, работать со стволом. И я был счастлив.

Сначала сложно, непривычно было подскакивать ночью на вызовы: вылезал из кровати и просыпался только в машине. Не нравились и ночные дневальства: в пожарных частях выставляется постовой у фасада, он следит за обстановкой в зоне видимости и встречает начальников и проверяющих, сообщает дежурной смене о их прибытии. На пост дневальные заступают на два часа, потом меняются. Раньше дневалили только трое пожарных: получалось, что два часа стоишь на посту, четыре отдыхаешь. Так за сутки получалось примерно четыре заступления на пост. Чуть позже мы переиграли этот метод и стали дневалить всем караулом, итого всего два раза по два часа.

Я искал настоящую боевую пожарную часть и нашёл — самую что ни на есть боевую! Любимую четверочку. Выездов много всегда, в любую погоду, час, время года. Горит все: помойки, бытовки машины, квартиры, заводы, ангары... При мне парни спасали жизни: вытаскивали пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, из задымленной зоны и передавали врачам скорой.


В начале службы меня строго проверяли по всем статьям: сдавал нормативы, пересказывал приказы. Я был молодым пожарным, то есть совсем ещё неопытным, потому с меня спрашивали вдвойне.


А как меня восхищало то, как ездят пожарные-водители! Ох и лихие же они ребята! Несутся на вызов едва ли не со скоростью света, а мигалки позволяют нарушать ПДД, но делать это нужно аккуратно: при ДТП, кто бы ни был виновником, все шишки собирает пожарный-водитель. Большие они профессионалы, скажу я вам без преувеличения.

Понравились диспетчеры. Среди них много женщин, которые действуют чётко и храбро, поддерживают караул не только делом, но и теплым словом и участием.

Обед в пожарной части с часу тридцати до половины третьего. Пожарные приносят еду собой или готовят уже здесь. Парни всегда готовы помочь другу и коллеге и никогда не откажут в помощи. Если вдруг приехал на сутки без еды, накормят обязательно, без лишних вопросов. Случается есть вместе, прямо из одной сковородки, что, конечно, сближает. Так я и нашёл пожарное братство и настоящую мужскую дружбу.

А после обеда, время психологической разгрузки, потом уход за техникой и ПТВ (пожарно техническое вооружение). Не нравились сперва и ПХД (парко хозяйственный день), которые проводятся каждый четверг. Чья смена попадает на ПХД, та и моет всю часть: отодвигают ящики, промывается всё под ними, выбивают одеяла, стирают занавески и постельное бельё… Где надо — подделывают, что нужно —подкрашивают. Позже привык к уборкам и начал всё воспринимать иначе, намного легче, чем раньше. За час до ужина спортивно массовые мероприятии – занятия по физической подготовке, ведь пожарный должен постоянно прибывать в отличной физической форме. В 19:00 ужин, в 22.00 свободное время, когда можно посмотреть телевизор,  почитать литературу или просто пообщаться между собой.


В одиннадцать отбой! Смена ложится спать, и лишь дневальные сменяют друг друга. И, конечно, если поступает вызов, то весь караул подрывается по тревоге и выезжает на место.


Первые месяца два-три наша смена всех спасала, были пострадавшие, даже тяжёлые, но за эти месяцы я не видел ни одного погибшего. Я был готов к этому психологически. Или мне так казалось тогда. Первого горняка увидел неожиданно. Поехали на возгорание автомобиля в чужой район, местная часть в то время работала на другом пожаре. Нас выслали по первому номеру, когда прибыли, горел ВАЗ-2107. Помню, на улице было уже темно, а семёрка горела по всей площади. Я со стволом не работал тогда, лишь помог парням произвести боевое развёртывание. Помню много дыма, который почему-то всегда шёл в моём направлении.


Когда потушили, парни позвали меня и, освещая сгоревший автомобиль, мощными фонарями показали мне горняка. Тело несчастного обгорело до неузнаваемости, руки до локтей отсутствовали, из головы выделялась какая-то жёлтая жидкость. Я отошёл в сторону. Ох и тошнило меня тогда! Помню и улыбки медиков, которые увидели согнувшегося в приступе рвоты пожарного. Было неприятно, а от мысли, что на меня шел дым от сгоревшей плоти — и того хуже.

Очевидцы сказали, что до пожара мужчина, вышел из дорогой иномарки, в руках держал какую-то коробку, сел в ВАЗ-2107, а когда дорогая иномарка быстро уехала, раздался сильный хлопок. И машина в миг разгорелась. Пожарные — не эксперты, а лишь ликвидаторы, поэтому причины хлопка и пожара так и остались неизвестными.


Со временем привык видеть разное. Подъем утром в 7:00, после утреннего туалета в 7:30 завтрак, а после завтрака пожарные достают волшебные швабры и тряпки и готовят часть и машины к сдаче смены.

В пожарно-спасательной службе МЧС огромным плюсом считаю стабильность, которой так порой не хватает в наши дни.
И честность: на этой работе взяток не берут. Мы живём честно, совесть у нас чиста, и перед обществом, и перед страной, и перед самим собой. Когда в душе порядок, ты счастлив. И, конечно, медицинскую помощь, которая организована на высшем уровне: вылечат от чего угодно. Но самое главное — товарищество, пожарное братство. И ощущение супермена. Человека особенного, способного на многое. Человека, который спасает других людей.

Сейчас, после девяти лет в пожарной части, даже не могу себя представить где-то ещё. Люблю свою работы, чем могут похвастаться немногие. Меня окружают настоящие герои, у меня так много хороших и верных друзей среди пожарных, и каждый день я чувствую, что становлюсь лучше. Это ли не счастье?

© Кирилл Павлухин


Рецензии