Сила слова во благо и на гибель - часть 91я Воля и

1я публикация части 91й («Воля и свобода»)
на Проза ру 2019 01 19


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".


                (**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию.   
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт,
в этом вступлении заменила.
А почти во всех предшествующих ошибка эта висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает.
Или – упомянуть «по случаю» автора или произведение – по разным причинам. Вдруг вам захочется найти и про(пере-)честь. *******



                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 91я
                («ВОЛЯ И СВОБОДА»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
               (немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


________ Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»

(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


___________ Название:

из моего  рифмованного опуса (2017) 
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


____________________ Содержание:

произвольная подборка
    «о языке», его единстве с мышлением… и бытием по большому счёту; 
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Сейчас – тематические.

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.


_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_________________ Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения – к тому ж в новейшем времени не совсем уверена, что же теперь относить к «самым известным».
Приоритет - классике.
Случаются повторы: кое-что приводила в прежних публикациях –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.


___________________ Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности  – добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                __________________** NB снова:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в предлагаемой форме –
                на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
_______________________ Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат и целевую аудиторию –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. ))))))) 



================================ Часть 91я «ВОЛЯ И СВОБОДА»  ===============


Свободу симулировать нельзя.
                Станислав Ежи Лец


_____________________________________________ № 1 Тэффи
«Воля»

Воля — это совсем не то, что свобода.
     Свобода — liberte, законное состояние гражданина, не нарушившего закона, управляющего страной.
     «Свобода» переводится на все языки и всеми народами понимается.
     «Воля» — непереводима.
     При словах «свободный человек» — что вам представляется? Представляется следующее. Идет по улице господин, сдвинул шляпу слегка на затылок, в зубах папироска, руки в карманах. Проходя мимо часовщика, взглянул на часы, кивнул головой — время еще есть — и пошел куда-нибудь в парк, на городской вал. Побродил, выплюнул папироску, посвистел и спустился вниз, в ресторанчик.
     При словах «человек на воле» — что представляется?
     Безграничный горизонт. Идет некто без пути, без дороги, шагает, под ноги не смотрит. Без шапки. Ветер треплет ему волосы, сдувает на глаза — на глаза, потому что для таких он всегда попутный. Летит мимо птица, широко развела крылья, и он, человек этот, машет ей обеими руками, кричит ей вслед дико, вольно и смеется.
     Свобода законна.
     Воля ни с чем не считается.
     Свобода есть гражданское состояние человека.
     Воля — чувство.
     Мы, русские, дети старой России, рождались с этим чувством воли.
     Крестьянские дети, дети богатых буржуазных семей и интеллигентной среды, независимо от жизни и воспитания, понимали и чувствовали призыв воли.

^… ^

Теперь часто слышишь:
      — Эх, побывать бы в России. Хоть денек. Пойти бы в лес — он ведь тот же остался. Поплутать там, подышать на вольной волюшке.
     И я тоже вспоминаю. Всегда весной. Вспоминаю белую ночь. Самое глухое время — часа два. Светло, розовеет небо.
     Стою на террасе. Там, внизу, за цветником, река. Слышно, как звякает глухой колокольчик и покрикивает мальчишка-погонщик. Это тянут бечевой баржу-беляну далеко, к Волге.
     Усталые, бессонные глаза щурятся от розового света, и томно замирает сердце.
     А там, за рекой, кто-то, захлебываясь от восторга, орет во все горло дикую, бестолковую, счастливую песню.
      
     Жил мальчик на воле,
     На воле, мальчик, на своей!
     И кажну мелку пташку
     На лету мальчик стрелял,
     И кажну красну девицу
     Навстречу мальчик целовал.
      
     И потом припев, истошный, надрывно радостный, с каким-то прямо собачьим визгом, потому что уж слишком из души:
      
     Вольно, мальчик, на воле,
     На воле, мальчик, на своей!
      
     И я, сама не зная как, поднимаю руки и машу заре и дикой песне, и смеюсь, и кричу:
      — Воль-но-о-о!


_________________________________________ № 2 Владимир Набоков

Ты многого, слишком ты многого хочешь!
        Тоскливо и жадно любя,
     напрасно ты грезам победу пророчишь,
        когда он глядит на тебя.

     Поверь мне: он женщину любит не боле,
        чем любят поэты весну...
     Он молит, он манит, а сердце -- на воле
        и ценит лишь волю одну!

     И зори, и звезды, и радуги мая --
        соперницы будут твои,
     и в ночь упоенья, тебя обнимая,
        он вспомнит о первой любви.

     Пусть эта любовь мимолетно-случайно
        коснулась и канула... Пусть!
     В глазах у него замечтается тайна,
        тебе непонятная грусть...

     Тогда ты почувствуешь холод разлуки.
        Что ж делать! Целуй и молчи,
     сияй безмятежно, и в райские звуки
        твои превратит он лучи!

     Но ты... ты ведь любишь властительно-душно,
        потребуешь жертв от него,
     а он лишь вздохнет, отойдет равнодушно --
        и больше не даст -- ничего...»

             26 ноября 1918



_______________________________________ № 3 Эрнест Сетон-Томпсон
«Лобо»


Мы не торопились и благополучно достигли фермы. Там, надев на Лобо ошейник с крепкой цепью, мы привязали его на нашем пастбище и освободили от веревок.
Тут я в первый раз как следует рассмотрел его и убедился, как мало можно доверять сплетням о еще живых героях или тиранах. На шее Лобо не оказалось золотого ошейника, а на плечах - перевернутого креста, свидетельствовавшего о том, что он заключил союз с дьяволом. Зато я увидел у него на боку большой, широкий рубец, след, который Юнона - вожак своры Теннерея - оставила за миг перед тем, как он бросил ее бездыханной на песок ущелья.
Я поставил перед волком воду и мясо, но он и не взглянул на них. Он лежал спокойно на животе, устремив пристальный взгляд желтых глаз мимо меня, ко входу в ущелье, и дальше, в прерию, где он царствовал. Он даже не шевельнулся, когда я дотронулся до него. И когда солнце зашло, он все еще продолжал пристально смотреть туда же, в прерию.
Я ждал, что ночью он станет призывать свою стаю, и даже приготовился к этой встрече. Но он уже однажды призывал ее в минуту отчаяния, и тогда никто не явился. Больше он не захотел звать.
Говорят, что лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было думать, что сердце этого свирепого хищника вынесет тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу. Когда настало утро, он все еще лежал спокойно, точно отдыхал. Но он уже был мертв... Я снял цепь с его шеи. Один из ковбоев помог мне оттащить труп под навес, где лежали останки Бланки. Мы положили его рядом с ней, и ковбой проговорил:
- Ты все искал ее? Ну, так теперь вы снова вместе!


___________________________________________ № 4 Петр Вяземский
«Сибирякову»

Рожденный мирты рвать и спящий на соломе,
В отечестве поэт, кондитор в барском доме!
Другой вельможам льстит; а я пишу к тебе,
Как смел, Сибиряков, ты, вопреки судьбе,
Опутавшей тебя веригами насилья, —
Отважно развернуть воображенью крылья?
И, званьем раб, душой — к свободе вознестись?
«Ты мыслить вздумал? ты? дружок! перекрестись, —
Кричит тебе сын тьмы, сиятельства наследник, —
Не за перо берись: поди, надень передник;
Нам леденцы вкусней державинских стихов.
О век! Злосчастный век разврата и грехов!
Всё гибнет, и всему погибель просвещенье:
С трудом давно ль скреплял в суде определенье
Приявший от небес дворянства благодать,
А ныне: уж и чернь пускается в печать!
Нет! нет! дворянских глаз бесчестить я не буду.
Другой тебя читай: я чести не забуду.
Нам памятен еще примерный тот позор,
Как призрен был двором беглец из Холмогор.
Пожалуй, и тебе, в сей век столь ненавистный,
В вельможах сыщется заступник бескорыстный,
И мимо нас, дворян, как дерзкий тот рыбарь,
Ты попадешь и в честь, и в адрес-календарь».
Так бредит наяву питомец предрассудка
За лакомым столом, где тяжестью желудка
Отяжелела в нем пустая голова.
Тебя, Сибиряков! не тронут те слова.
Стыдя спесь общества, ты оправдал природу;
В неволе ты душой уразумел свободу,
И целью смелою начертанный твой стих
Векам изобличит гонителей твоих.
Свобода не в дворцах, неволя не в темницах;
Достоинство в душе — пустые званья в лицах.
Пред взором мудреца свет — пестрый маскерад,
Где жребием слепым дан каждому наряд;
Ходули подхватя, иной глядит вельможей,
А с маскою на бал он выполз из прихожей.
Сорви одежду? — пыль под мишурой честей,
И первый из вельмож последний из людей.
Природа не знаток в науке родословной
И раздает дары рукой скупой, но ровной.
Жалею я, когда судьбы ошибкой злой
Простолюдин рожден с возвышенной душой,
И свойств изящных блеск в безвестности тускнеет;
Но злобою мой ум кипит и цепенеет,
Когда на казнь земле и небесам в укор
Судьба к честям порок возводит на позор.
Кто мыслит, тот могущ, а кто могущ — свободен.
Пусть рабствует в пыли лишь тот, кто к рабству сроден.
Свобода в нас самих: небес святый залог,
Как собственность души, ее нам вверил бог!
И не ее погнет ярмо земныя власти;
Одни тираны ей: насильственные страсти.
Пусть дерзостный орел увяз в плену силка,
Невольник на земле, он смотрит в облака;
Но червь презрительный, отверженец природы,
Случайно взброшенный порывом непогоды
В соседство к небесам, на верх кавказских гор
Ползет и в гнусный прах вперяет робкий взор.
И ты, Сибиряков, умерь прискорбья пени,
Хотя ты в обществе на низшие ступени
Засажен невзначай рождением простым,
Гордись собой! а спесь ты предоставь другим.
Пусть барин чванится дворянским превосходством,
Но ты довольствуйся душевным благородством.
Взгляни на многих бар, на гордый их разврат,
И темный жребий свой благослови стократ.
Быть может, в их среде светильник дарованья
Потухнул бы в тебе под гнетом воспитанья.
Утратя бодрость чувств, заимствовал бы ты,
Быть может, праздность их и блажь слепой тщеты.
Ты стал бы, как они, в бесчувствии глубоком
На участь братиев взирать холодным оком
И думать, что творец на то и создал знать,
Чтоб кровью ближнего ей нагло торговать;
Что черни дал одни он спины, барству — души,
Как дал рога быку, а зайцу только уши;
Что жизнь он в дар послал для бар и богача,
Другим взвалил ее, как ношу на плеча;
И что всё так в благом придумано совете,
Чтоб был немногим рай, а многим ад на свете.
Счастлив, кто сам собой взошел на высоту:
Рожденный на верхах всё видит на лету;
Надменность или даль его туманит зренье,
За правду часто он приемлет заблужденье;
Обманываясь сам, страстями ослеплен,
Доверчивость других обманывает он.
Но ты страшись его завидовать породе,
Ты раб свободный, он — раб жалкий на свободе.

Август 1819


____________________________________________ № 5 Никколо Макиавелли
«Государь»

     КАК  УПРАВЛЯТЬ  ГОРОДАМИ ИЛИ  ГОСУДАРСТВАМИ, КОТОРЫЕ, ДО ТОГО  КАК БЫЛИ ЗАВОЕВАНЫ, ЖИЛИ ПО СВОИМ ЗАКОНАМ.

     Если, как сказано, завоеванное государство  с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть  три  способа его удержать. Первый  --
разрушить; второй -- переселиться туда на жительство; третий – предоставить гражданам  право жить по своим законам,  при  этом обложив их данью и вверив правление  небольшому  числу  лиц,  которые ручались  бы  за дружественность государю. Эти доверенные  лица будут  всячески поддерживать государя,  зная, что им поставлены у власти и сильны только  его дружбой и мощью. Кроме того, если не  хочешь подвергать  разрушению город,  привыкший жить  свободно,  то легче всего удержать  его  при  посредстве  его же граждан,  чем  каким-либо другим способом.
     Обратимся  к примеру Спарты и Рима. Спартанцы  удерживали Афины и Фивы, создав там олигархию, однако  потеряли оба города.  Римляне,  чтобы удержать Капую,  Карфаген и Нуманцию,  разрушили их  и сохранили их  в  своей власти.
Грецию они  пытались удержать почти тем же способом, что спартанцы, то есть установили там олигархию и  не отняли свободу и право жить по своим законам, однако же, потерпели неудачу и, чтобы не потерять всю  Грецию вынуждены были
разрушить в ней многие города.
     Ибо в действительности нет способа надежно  овладеть городом иначе, как подвергнув его разрушению.  Кто захватит город,  с  давних пор  пользующийся свободой,  и пощадит  его, того город не пощадит. Там всегда  отыщется повод для  мятежа  во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.  Что ни делай,  как ни старайся, но если
не  разъединить  и не рассеять жителей города,  они  никогда  не забудут  ни прежней  свободы, ни прежних порядков и при первом удобном случае попытаются их возродить,  как  сделала Пиза через  сто лет после того,  как  попала под владычество флорентийцев.
     Но  если город или страна привыкли стоять  под властью  государя, а род его истребили, то жители  города не так-то легко возьмутся за оружие, ибо, с
одной стороны, привыкнув повиноваться, с другой -- не имея старого государя, они не сумеют ни договориться об избрании нового, ни  жить свободно. Так что у  завоевателя будет достаточно  времени, чтобы  расположить их к себе и тем обеспечить себе  безопасность.  Тогда как в республиках больше жизни, больше ненависти, больше жажды мести;  в них никогда не умирает и не может  умереть
память о былой  свободе. Поэтому самое  верное  средство удержать их в своей власти -- разрушить их или же в них поселиться.


___________________________________________№ 6 Борис Слуцкий


Дома-то высокие! Потолки —
низкие.
Глядеть красиво, а проживать
скучно
в таких одинаковых, как пятаки,
комнатах,
как будто резинку всю жизнь жевать,
Господи!
Когда-то я ночевал во дворце.
Холодно
в огромной, похожей на тронный зал
комнате,
зато потолок, как будто в конце
космоса.
Он вдаль уходил, в небеса ускользал,
Господи!
В понятье свободы входит простор,
количество
воздушных кубов, что лично тебе
положены,
чтоб, даже если ты руки простер,
вытянул,
не к потолку прикоснулся — к судьбе,
Господи!



________________________________________________ № 7 Кристине Нёстлингер
 «Долой огуречного короля»

Куми-Ори откашлялся и начал рассказ. Продолжался он долго. Очень уж у Куми-Ори манера выражаться странная. Не сразу его поймешь. Разумеется, у нас возникла куча вопросов. Но постепенно, к полуночи, картина с грехом пополам прояснилась.
Вот она: король Куми-Ори Второй появился из нашего подвала, из нижнего. У нас их два. В верхнем мы храним картошку, зимние груши, банки с конфитюром, заезженный трехколесный велик Ника тоже там стоит. Еще там есть полки с дедушкиным инструментом и, конечно же, дверца в нижний подвал. Прямо за ней начинается крутая лестница. Папа строго-настрого запретил нам пользоваться этой лестницей. Хотя она совершенно безопасна. Разве что чуточку сырая и скользкая. Но папа, перед тем как купить дом, во время осмотра поскользнулся именно на этой лестнице и вывихнул себе лодыжку. А раз он вывихнул лодыжку, нам уже в нижний подвал ни-ни. Иначе наверняка мы бы давным-давно обнаружили куми-орцев.
В нижнем подвале, значит, и обретался король Куми-Ори со своими приближенными – подвалецами и подвалйзами. И подвалюдом – его подданными, которые отныне не желают быть его подданными. Огуречный король рассказал нам, что и он, и подвализы, и подвалены к подданным относились с неизменным вниманием, дружелюбием и симпатией. Как отцы родные. Однако те проявили черную неблагодарность и взбунтовались. Подвализы и подвалены бежали. Гонимые животным страхом, они припустили так шустро, что о Куми-Ори Втором просто-напросто не успели подумать. А зачинщиком всего восстания был один вреднющий подвален, который и прежде был на подозрении. Он настропалил подвалюд. И вот теперь брошенный всеми Куми-Ори искал в нашей кухне политического убежища.
А еще Куми-Ори сказал, что на этой неделе придут звать его обратно: все равно подданным без него никак не обойтись.
«Почему же это подданные не могут обойтись без Его Величества?» – спросил дед.
«Топому они лупые-прелупые, им нужен приказчик, он наприказит, а они выделывают», – разъяснил Огурцарь.
«Ну, ну, – сказал дед, – они, значит, глупые! А, собственно, почему это они глупые?!»
Куми-Ори пожал своими огуречными плечиками.
«Тогда, Ваше Овощное Величество, я объясню вам сейчас, почему ваши подданные глупые!» – взревел дед и подался из кресла всем корпусом вперед.
«Отец, я прошу тебя, – крикнул папа, – это же совершенно неинтересно! Не заводи, бога ради, свои старые песни!»
Мама тоже сказала, что из-за политики деду не следует так нервничать, это может отразиться на его сердце. А затем Куми-Ори рассказал, что во всех старых домах с подвалами обитают огуречно-тыквенные человечки, и везде есть свои огуречно-тыквенные короли. В огромных старинных замках живут даже огуречные кайзеры. Правда, в последнее время, вздохнул он, подданные то и дело восстают или совершают путчи.
Дед заметил, что это называется не путч, а революция.
«Нет, – сказал Куми-Ори, – нет! Их путчит, их путчит! Путч! Путч!»
«Революция!» – рявкнул дед. «Путч! Путч! Путч!» – повизгивал Куми-Ори.
«Какого черта, – сказал папа, – это ведь одно и то же!»
Мартина сказала: «Если кто-то приходит с солдатами, закрывает парламент, сажает в тюрьмы неугодных граждан и газетам запрещается печатать все, что они хотят, то это путч. А когда подданные вышвыривают короля, открывают парламент, назначают выборы и издают газеты, где каждый может писать, что он думает, то это революция!»
Папа спросил, где это она понахваталась такой ереси. Мартина сказала, что это не ересь. Если бы она знала это еще перед экзаменом по истории, то получила бы пять баллов.
При случае, сказал папа, он выскажет новому учителю истории, что он о нем думает. Куми-Ори целиком и полностью был на папиной стороне.
Ближе к полуночи Куми-Ори объявил, что он опять безумно устал, но спать одному в отдельной комнате ему ни в коем случае нельзя: вдруг подданные решили убить его и крадутся по пятам! В колясочке тоже особенно не поспишь, очень уж она скрипит и дребезжит. Монарх может посреди ночи проснуться и испугаться. И он решил: «Мы будет сопеть в один каравайть с одним из вамов!»
«Только не со мной!» – крикнул я, потому что вспомнил, как Огурцарь весь раздувается, а лежать в одной постели с кислым тестом выше моих сил



_______________________________________________ № 8 Владимир Маяковский
«Даёшь хлеб»

Труд рабочего,
хлеб крестьян —
на этих
двух осях
катится
время
на всех скоростях,
и вертится
жизнь вся.
И если
вдоволь
муку меля
советская
вертится мельница,
тебя —
свобода,
тебя —
земля,
никто
отобрать не посмелится.
Набег
дворянства
не раз повторен:
отбито
и сожжено —
лишь потому,
что в сумках
патрон
с краюхой лежал,
с аржаной.
Деревня
пошла
ходить в сапогах.
(Не лаптем же —
слякоть хлебать!).
Есть сапоги.
Но есть…
пока
рабочему
есть хлеба;.
Добреет крестьянство
и дом его,
и засухой
хлеб
не покаран.
Так в чем же заминка?
И отчего
хвосты
у наших пекарен?
Спокойствие.
Солнце
встает на заре,
а к ночи
садится на домики,
и глядя
на тишь,
ковыряют в ноздре
некоторые
губ-комики.
Зерно
не посыпется в рот само,
гляди,
чтоб леность
начисто смёл —
и голос надобен вкрадчивый.
Работу
удвой
на селе,
комсомол!
Буди,
помогай,
раскачивай!
Чтоб каждый понял,
чтоб каждый налег,
чтоб за семь
ближайших суток
пошел
на ссыпные
сельхозналог,
скользнула
по снегу
семссуда.
Несись
по деревне
под все дымки;.
— Снимай,
крестьянин,
с амбаров замки!
Мы —
общей стройки участники.
Хлеб —
государству!
Ни пуда муки
не ссыпем
отныне
у частника!


_____________________________________________ № 9 Гарриет Бичер-Стоу
 «Хижина дяди Тома»

Предупрежденные Томом об опасности, грозящей им в Сандаски, беглецы решили разделиться. Первыми выехали из поселка Джим со своей старухой матерью, а на третью ночь отправились в Сандаски и Джордж с Элизой и ребенком. Там их приютила одна гостеприимная семья, и они стали готовиться к последнему этапу своего пути – переезду через озеро.
Ночь близилась к концу, утренняя звезда – звезда их свободы – сияла высоко в небе. Свобода! Заветное слово! Что такое свобода для молодого человека, который сидит сейчас, скрестив руки на груди, устремив куда-то вдаль сосредоточенный взгляд горящих глаз? Что такое свобода для Джорджа Гарриса? Свобода для него – это право быть человеком, а не рабочим скотом; право называть любимую женщину своей женой и ограждать ее от насилия и беззакония; право защищать и воспитывать своего ребенка; право жить с ними под одной кровлей, жить по своей воле, независимо от воли другого.
Джордж склонил голову на руку и задумчиво посмотрел на жену, переодевавшуюся в мужское платье, которое должно было изменить ее хрупкую фигурку до неузнаваемости.



________________________________________________ № 10 Андрей Белый
«На вольном просторе»

Здравствуй, —
Желанная
Воля —
Свободная,
Воля
Победная,
Даль осиянная, —
Холодная,
Бледная.
Ветер проносится, желтью травы колебля, —
Цветики поздние, белые.
Пал на холодную землю.
Странны размахи упругого стебля,
Вольные, смелые.
Шелесту внемлю.
Тише…
Довольно:
Цветики
Поздние, бледные, белые,
Цветики,
Тише…
Я плачу: мне больно.


______________________________________________ № 11 Лев Толстой
«Анна Каренина»

Лишившись собеседника, Левин продолжал разговор с помещиком, стараясь доказать ему, что все затруднение происходит оттого, что мы не хотим знать свойств, привычек нашего рабочего; но помещик был, как и все люди, самобытно и уединенно думающие, туг к пониманию чужой мысли и особенно пристрастен к своей. Он настаивал на том, что русский мужик есть свинья и любит свинство и, чтобы вывести его из свинства, нужна власть, а ее нет, нужна палка, а мы стали так либеральны, что заменили тысячелетнюю палку вдруг какими-то адвокатами и заключениями, при которых негодных, вонючих мужиков кормят хорошим супом и высчитывают им кубические футы воздуха.— Отчего вы думаете, — говорил Левин, стараясь вернуться к вопросу, — что нельзя найти такого отношения к рабочей силе, при которой работа была бы производительна?— Никогда этого с русским народом без палки не будет! Власти нет, — отвечал помещик.— Какие же новые условия могут быть найдены? — сказал Свияжский, поев простокваши, закурив папиросу и опять подойдя к спорящим. — Все возможные отношения к рабочей силе определены и изучены, — сказал он. — Остаток варварства — первобытная община с круговою порукой сама собой распадается, крепостное право уничтожено, остается свободный труд, и формы его определены и готовы, и надо брать их. Батрак, поденный, фермер — и из этого вы не выйдете.— Но Европа недовольна этими формами.— Недовольна и ищет новых. И найдет, вероятно.— Я про то только и говорю, — отвечал Левин. — Почему же нам не искать с своей стороны?— Потому что это все равно, что придумывать вновь приемы для постройки железных дорог. Они готовы, придуманы.— Но если они нам не приходятся, если они глупы? — сказал Левин.И опять он заметил выражение испуга в глазах Свияжского.— Да, это: мы шапками закидаем, мы нашли то, чего ищет Европа! Все это я знаю, но, извините меня, вы знаете ли все, что сделано в Европе по вопросу об устройстве рабочих?— Нет, плохо.— Этот вопрос занимает теперь лучшие умы в Европе. Шульце-Деличевское направление... Потом вся эта громадная литература рабочего вопроса, самого либерального лассалевского направления... Мильгаузенское устройство — это уже факт, вы, верно, знаете.— Я имею понятие, но очень смутное.— Нет, вы только говорите; вы, верно, знаете все это не хуже меня. Я, разумеется, не социальный профессор, но меня это интересовало, и, право, если вас интересует, вы займитесь.— Но к чему же они пришли?— Виноват...Помещики встали, и Свияжский, опять остановив Левина в его неприятной привычке заглядывать в то, что сзади приемных комнат его ума, пошел провожать своих гостей.




______________________________________________ № 12 Валерий Брюсов
«Свобода и война»

Свобода! Свобода! Восторженным кликом
Встревожены дали холодной страны:
Он властно звучит на раздольи великом
Созвучно с ручьями встающей весны.
Россия свободна! Лазурь голубее,
Живительней воздух, бурливей река…
И в новую жизнь бесконечной аллеей
Пред нами, приветно, раскрылись века.
Но разве сознанье не мучит, не давит,
Что, в радости марта, на празднике верб,
Весны и свободы не видит, не славит
Поляк, армянин, и бельгиец, и серб?
В угрюмых ущельях, за зеркалом Вана,
Чу! лязганье цепи, удар топора!
Там тысячи гибнут по слову султана,
Там пытки — забава, убийство — игра.
А дальше, из глуби Ускюба, с Моравы,
Не те же ли звоны, не тот же ли стон?
Там с ветром весенним лепечут дубравы
Не песенки страсти,— напев похорон.
В развалинах — башни Лувена и Гента,
Над родиной вольной — неистовый гнет…
Германских окопов железная лента
От мира отрезала целый народ,
А ближе! в родной нам, истерзанной Польше!
Нет воли всмотреться, немеет язык…
О, как же гордиться и праздновать дольше,
Катить по просторам восторженный клик?
Довольно! Не кончено дело свободы,
Не праздник пред нами, а подвиг и труд,
Покуда, в оковах, другие народы,
С надеждой на нас, избавления ждут!


_______________________________________ № 13 Илья Ильф, Евгений Петров
«Золотой теленок»

Еще не осмыслив глубины своего поражения, великий комбинатор допустил неприличную суетливость, о чем всегда вспоминал впоследствии со стыдом. Он настаивал, сердился, совал деньги в руки Александра Ивановича и вообще, как говорят китайцы, потерял лицо. Корейко пожимал плечами, предупредительно улыбался, но денег не брал.
   - Значит, вас не ограбили?
   - Никто меня не грабил.
   - И десять тысяч у вас не брали?
   - Конечно, не брали. Ну, как вы думаете, откуда у меня может быть столько денег?
   - Верно, верно, - сказал Остап, поостыв. - Откуда у мелкого служащего такая уйма денег! Значит, у вас все в порядке?
   - Все, - ответил миллионер с чарующей улыбкой.
   - И желудок в порядке? - спросил Остап, улыбаясь еще обольстительнее.
   - В полнейшем. Вы знаете, я очень здоровый человек.
   - И тяжелые сны не мучат?
   - Нет, не мучат.
   Дальше по части улыбок все пошло совсем как у Листа: быстро, очень быстро, гораздо быстрее, быстро как только возможно и даже еще быстрее. Прощались новые знакомые так, словно не чаяли друг в друге души.
   - Фуражечку милицейскую не забудьте, - говорил Александр Иванович, - она на столе осталась.
   - Не ешьте на ночь сырых помидор, - советовал Остап, - чтоб не причинить вреда желудку.
   - Всего хорошего, - говорил Корейко, радостно откланиваясь.
   - До свидания, до свидания, - ответствовал Остап, - интересный вы человек. Все у вас в порядке. С таким счастьем - и на свободе!


______________________________________________ № 14 Вергилий
«Энеида»
КНИГА VIII

Капли кровавой росы окропляют колючий кустарник.
Здесь же Порсенна велит, чтоб Тарквиний изгнанный принят
В Риме был вновь, и город теснят осадой этруски,
Но за свободу идут на мечи врагов энеады.


_______________________________________ № 15 Ольга Перовская
«Ребята и зверята» 

Каждую весну мы всей семьёй переезжали из города в лес. В пятнадцати верстах от города, в горах, был маленький домик – лесной кордон. Мимо кордона бежала горная речушка. В лугах было много цветов, а повыше, под самыми снегами, стояли на летних кочевьях – джай-ляу – казахи. Их дети были нашими закадычными друзьями. Мы очень любили этот кордончик и всегда радовались весенним переездам.
В этом году я особенно ждала переезда – думала, что в горах Дианку не станут привязывать.
Но и там ей пришлось сидеть на цепи: недалеко от кордона был маленький посёлок, и тамошние жители боялись гуляющей на свободе волчицы.
Однажды Дианка сорвалась и убежала в посёлок.
На крыльцо одного домика выскочила злющая моська и, захлебываясь от ярости, стала кидаться на Дианку. И ведь какая бесстрашная! Сбежала с крыльца и прямо так и лезет! Вдруг Дианка схватила её и как-то в один миг перегрызла ей горло.
Из дома вы;сыпали хозяева собачки – кто с дубиной, кто с кнутом – и окружили Дианку. Увидев, что дело плохо, она спряталась за меня и весело поглядывала на врагов: дескать, здесь-то я в безопасности, уж тут меня в обиду не дадут!
И верно, я не дала её в обиду. Но зато меня изругали последними словами и ходили жаловаться на меня и на Дианку родителям.
Прошло несколько месяцев. Что же это такое? Неужели Дианка так и будет вечно сидеть на цепи?
Отец уговаривал меня отпустить её на волю. Я долго не соглашалась.
– Привязать бы тебя на цепочку – попробовала бы, как это приятно.
Я решила «попробовать». Целый день просидела рядом с Дианкой – и согласилась.
Однажды утром я сытно накормила её. Отец сел на лошадь, взял в руки цепочку, и Дианка весело побежала за ним.
Отец увёл её далеко в лес, снял с неё ошейник, и она мигом скрылась в чаще.
«Да, – подумал отец, – как волка ни корми, он всё в лес глядит».
Он подождал, пока Дианка убежит подальше, и поехал в обратный путь. Вернулся домой к вечеру.
– Ну что она, ушла?
– Ушла, – ответил отец. – И забыла даже передать тебе привет.
– Ну что ж, и пусть… Очень хорошо… – Я опустила голову: всё-таки это грустно, когда твой товарищ легко покидает тебя и уходит в лес.
Но тут в руку мне ткнулся чей-то холодный нос. Посмотрела – а это Дианка! Она прибежала вслед за отцом…
И ещё раз мы попытались её отвести. Отец завёл её и уехал дальше, за перевал, в другую сторону.
Прошло четыре дня, и Дианка опять вернулась, усталая, отощавшая, вся в репьях. Видно было, что она долго где-то блуждала, но всё-таки отыскала свой дом.



___________________________________ № 16 Алексей Константинович Толстой
"Илья Муромец"

1
 
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка
 
2
 
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
 
3
 
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
 
4
 
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
 
5
 
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою -
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
 
6
 
Без меня других довольно:
Сядут - полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!
 
7
 
Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!
 
8
 
Тем-то я их боле стою,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!
 
9
 
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!
 
10
 
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
 
11
 
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
 
12
 
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою -
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
 
13
 
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать;
 
14
 
Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.

1871


_________________________________________ № 17 Григорий Горин
«Тот самый Мюнхгаузен»

     Бургомистр. Насколько я знаю, они сами ушли.
     Баронесса. Да! Но кто может жить с таким человеком?
     Бургомистр. Видите, фрау Марта - может...
     Рамкопф.  Но  ведь это  - любовница! Господа, давайте  уточним!  Имеешь любовницу - на  здоровье! Все имеют  любовниц. Но нельзя же допускать, чтобы
на них женились. Это аморально!
     Бургомистр. Вот тут-то мы  и подошли к самому печальному сообщению: его величество герцог удовлетворил прошение барона о разводе.
     Баронесса (упавшим голосом). Не может быть!
     Бургомистр. К сожалению! Последнюю  неделю его  величество находился  в некоторой конфронтации  с  ее величеством... Говорят, она  его  застукала  с
какой-то фрейлиной,  и это было  нечто  ужасное... (Делает многозначительный жест.)  Будучи в некотором возбуждении, герцог подписал несколько прошений о разводах  со словами: "На  волю! Всех - на  волю!.." Теперь,  если  духовная консистория утвердит это решение, барон может жениться во второй раз...


__________________________________________ № 18 Поль Элюар
«Свобода»

На школьных моих тетрадях
На столе моем на деревьях
На песке на снегу пушистом
Я пишу твое имя
На всех прочтенных страницах
На страницах белых и чистых
Камень кровь ли зола ли бумага
Я пишу твое имя
На золоченых картинках
На оружье воинов храбрых
На королевских коронах
Я пишу твое имя
На джунглях и на пустынях
На гнездах птиц и на дроке
На отзвуке моего детства
Я пишу твое имя
На чудесах полуночных
На корке насущного хлеба
На всех временах года
Я пишу твое имя
На всех лоскутках лазури
На пруду где солнце и ряска
На лунной озерной ряби
Я пишу твое имя
На полях и на горизонте
На крыльях птиц перелетных
На мельнице мелющей тени
Я пишу твое имя
На дуновенье рассвета
На кораблях и на море
На горе помешавшейся с горя
Я пишу твое имя
На пене вскипающей тучи
На каплях грядущей бури
На дожде проливном и скучном
Я пишу твое имя
На всех искрящихся формах
На перезвоне всех красок
На зримой истине мира
Я пишу твое имя
На тропинках проснувшихся утром
На путях и на перепутьях
На бурлящем разливе улиц
Я пишу твое имя
На каждой лампе зажженной
На каждой гаснущей лампе
На домах где когда-либо жил я
Я пишу твое имя
На двух половинках плода —
Спальне в зеркале отраженной
На кровати — пустой ракушке
Я пишу твое имя
На пороге входной моей двери
На вещах простых и привычных
На дыханье огня животворном
Я пишу твое имя
На теле себя мне дарящем
На лицах друзей моих верных
На всякой руке открытой
Я пишу твое имя
На хрупком стекле событий
На губах внимательных чутких
Над молчаньем и над тишиною
Я пишу твое имя
На укрытьях моих разоренных
На моих маяках разбитых
На стенах тоски безысходной
Я пишу твое имя
На разлуке без мысли о встрече
На одиночестве голом
На ступенях к смерти ведущих
Я пишу твое имя
На здоровье вернувшемся снова
На опасности миновавшей
На надежде без воспоминаний
Я пишу твое имя
И силой единого слова
Я вновь возвращаюсь к жизни
Я рожден для того чтобы знать тебя
Чтоб тебя называть
Свобода.


Прим.
    * Это стихотворение называют «Марсельезой» Сопротивления.

      ** Просто к сведению.
Поль Элюар – 1й муж Елены Дьяконовой,
известной как Гала (жена и муза Сальватора Дали).


________________________________________ № 19 Иоанна Хмелевская
«Что сказал покойник»

И еще: не следует вылезать днем, надо дождаться вечера. По многим причинам. В том числе и потому, что мои глаза, привыкшие к сумраку подземелья, могут ослепнуть. Мне удалось совершить сложный акробатический трюк и взглянуть на часы. Было около семи. А что у нас сейчас? Кажется, начало сентября, должно уже стемнеть. Спокойно, только спокойно…
Земля скрипела на зубах, попадала в глаза и нос, сыпалась за воротник платья – если те лохмотья, что были на мне, еще можно было назвать платьем, – а я выдергивала спутанные корни, разрезала их фарфоровым черепком и подсовывала под себя. Копала я рядом с камнем. «А вдруг на нем кто-нибудь сидит», – подумала я и чуть не рассмеялась, невзирая на всю серьезность положения. И еще успела подумать: «Как жаль, что здесь не кладбище», и тут моя рука с черепком выскочила наружу.
У меня хватило соображения сразу же ее отдернуть – торчащая из земли рука не может не обратить на себя внимания, – но совладать с нетерпением было свыше моих сил, и, дернув изо всех сил за спутанные корешки трав, я проделала дыру побольше.
Через эту дыру проник воздух. Немного, небольшая струйка, но этого было достаточно, чтобы я буквально захлебнулась им. Только теперь я поняла, в каком смраде пребывала до сих пор!
Медленно и осторожно прорывала я выход на свободу. Вот уже можно просунуть голову в образовавшееся отверстие. Воздух был такой свежий и резкий, что я просто боялась его вдыхать. Потом осторожно раскрыла глаза.
Надо мной было вечернее, темнеющее небо. И звезды. Моего лица касались пахучие травы. Вокруг простирался чудесный, безгранично большой мир, полный свежего воздуха.
Неуклюже выбралась я из ямы и огляделась. На западе небо еще сохраняло краски, излишне яркие, на мой взгляд. К счастью, замок частично заслонял закат. Вокруг не было ни души. Мне здорово повезло, что был вечер.
Целый час, наверное, просидела я в траве рядом с камнем, привыкая к воздуху и пытаясь справиться с головокружением и чувством безграничного торжества. Потом встала.
Я знала, что шефа в замке нет. Я знала, что такой, какая я сейчас, мне нельзя показываться людям. Восстановив в памяти план замка, я двинулась вдоль крепостной стены – я и в самом деле выбралась на поверхность в нескольких метрах от нее. Нет, все-таки удивительно точно я все рассчитала!


_______________________________________ № 20 Уистен Хью Оден
«Неизвестынй гражданин»

Бюро Статистики подтвердило снова,
Что он не судился, все данные говорят:
В современном смысле старомодного слова
Он праведник, внесший свой скромный вклад
В развитие нашей Великой Страны.
С самой юности до пенсионного года
Он ни разу (исключая годы войны)
Не увольнялся со своего завода.
В Кукиш-Моторс ему всегда были рады:
Не штрейкбрехер, достойные взгляды,
Профсоюзные взносы уплачивал в срок.
(Профсоюз положительный), означенный парень
По мнению Психологов был популярен
На службе, и выпивка шла ему впрок.
Каждый день он покупал по газете,
Реакция на Рекламу была первый класс,
Застрахованный от всего на свете,
Он в Больнице, однако, был только раз.
Согласно Вестнику высших сфер,
Он был поклонник Системы Рассрочек,
Имел все вещи и, среди прочих,
Радиолу, машину, кондиционер.
По мнению Службы общественных мнений,
Во взглядах его был здравый резон:
Если был мир — за мир был и он,
А война — он шел на войну. Тем не менее
Он выжил, имел пятерых детей,
Наш Демограф писал в одной из статей
О количестве этом как об идеале.
В Школе был смирным, правильно рос.
Был ли счастлив? Свободен? Странный вопрос:
Если б не был, мы бы об этом знали.



__________________________________________ № 21 Софья Заречная
«Казачок графа Моркова»


Тропинин стоял в стороне, прислонившись к колонне, рядом с женой Анной Ивановной и сыном Арсением. Год тому назад художник перенёс тяжкую болезнь. Жив остался, но силы пошли на убыль.
И теперь сказались две бессонные ночи подряд: одна за изготовлением куличей к господскому столу, другая у пасхальной заутрени.
— А тебе, друг Тропинин, я приготовил самый желанный дар, — торжественно и не без волнения в голосе произнёс Морков, когда художник к нему приблизился.
Он открыл ларец сандалового дерева и вынул вчетверо сложенный толстый атласистый лист бумаги:
— Прими сие, Василий.
Не смея верить догадке, художник развернул бумагу дрожащими руками.
«Пятнадцатого марта 1823 года. Предъявитель сего, крепостной дворовый человек, Василий, Андреев сын, Тропинин, принадлежащий графу Ираклию Ивановичу Моркову…»
Вольная? Вольная! Буквы слились. В глазах потемнело… Тропинин пошатнулся, но, тотчас же овладев собой, наклонился над рукой господина, намереваясь поцеловать её.
— Полно, Василий Андреич, — сказал граф, отводя руку. — Ты теперь человек вольный. А таковому лишь к деснице венценосца да к ручке прекрасных дам прикладываться подобает.
И, довольный собственной шуткой, Морков троекратно облобызал Тропинина.
— И впрямь вольные мы?.. — ахнула Анна Ивановна, лишь сейчас уразумев происходящее.
Она в ноги поклонилась графу:
— Ваше сиятельство! Батюшка барин, благодетель ты наш! Матушка графинюшка, Наталья Ираклиевна! Варвара Ираклиевна, голубушка наша!.. Да как же мне благодарить-то вас?.. Василий Андреич, родной ты мой! Привёл господь хоть под старость-то лет. Вольные мы люди, вольные!..
Она заплакала.
— Полно тебе, матушка, — сказал граф. — Василий Андреич, успокой жену.
Тропинин отвёл Анну Ивановну в сторону. Дочитал бумагу, спрятал в карман. Сын Арсений всё ещё стоял один у колонны. Василий Андреевич подошёл к юноше, положил руку ему на плечо. Слов утешения не было: отпустив на волю отца и мать, Морков оставил их сына крепостным…
Пасха выдалась в том году ранняя. Погода стояла пасмурная: снег вперемешку с дождём. К подъезду особняка подкатывали кареты. Слуги сновали по скрипучей лестнице из буфетной в столовую и обратно с блюдами, тарелками и бутылками. Из малой гостиной доносились звуки романса. Пела графиня Наталья Ираклиевна. Мадам Боцигетти аккомпанировала.
А в людской бренчала балалайка, захмелевшая челядь вскрикивала, била в ладоши, а казачок Фомка выстукивал каблуками «русскую».
— Василий Андреич! — окликнула Тропинина жена.
Ей хотелось поговорить с мужем о том, как они устроятся теперь, заживут своим домком на вольной воле. Он будет картины писать без помехи, сколько душеньке угодно, а она по хозяйству хлопотать. Заведёт кур, гусей, уток, чтобы дом был полная чаша. Будут жить тихо, скромно, честно. А там, гляди, подкопят деньжонок и Арсения выкупят. Не век же его граф будет в неволе томить.
Тропинин молча смотрел на мокрые снежинки, крутящиеся в мутном воздухе. Не отзывался.
— Да что с тобой, Василий Андреич, сделалось? — недоумевала жена. — Вольная ведь… Вольная! А ты ровно каменный. И не радуешься вовсе. И графа не поблагодарил путём. Грешно тебе, право. Добрый барин, дай бог ему здоровья, нас на волю отпустил, а ты…
— Добрый барин… — Тропинин обернулся, и Анна Ивановна удивилась невиданному доселе выражению горечи на его обычно невозмутимом лице. — Подлинно добрый, — продолжал художник раздумчиво. — На конюшне не порол, голодом не морил. Лаской господской да милостями не обходил. Только душу обкорнали и крылья подрезали. По лакейским, по чадным кухням, в суете, в бестолочи силы растрачены. Вспомнился мне сейчас и Прокопий. Что и говорить, добрый барин…
— Полно, Василий Андреич, — опасливо оглядываясь, уговаривала жена. — Опомнись, батюшка. Вольные мы теперь.
— Вольные… — с горечью повторил художник. — Не поздно ли? Почитай, вся жизнь в кабале. Седина в висках, силы на убыль идут. И у орла в неволе крылья слабнут. А человек… За чужой спиной привыкли, на господском куске, на готовом жить… А ныне своим домом как проживём? Оправдаем ли себя? Не поздно ли?
— Это на волю-то поздно? — выкрикнула Анна Ивановна. — Грех тебе, Василий Андреич! Цены себе не знаешь!
Тропинин обнял жену. Она была права. Если он в холопах образа человеческого не потерял, в ливрее лакейской, в поварском колпаке духом не пал, не угас, искусству высокому всей душой, всеми помыслами был предан, так уж теперь-то, вырвавшись из-под ярма, чего ему страшиться.


Прим.
Василий Андреевич Тропинин (1776-18570), русский живописец. Родился крепостным.
Его невеста была вольной - и после брака с ним тоже стала крепостной.
Получил вольную в 47 лет.
Наверное, самая известная его работа - портрет Пушкина (1827).


___________________________________________ № 22 Генри Лонгфелло
« БЛАГАЯ ЧАСТЬ, ЯЖЕ НЕ ОТЫМЕТСЯ»

                Она живет у вод Кенгавы,
                В среде чужих детей.
                Ей школа - все; надежды, славы
                Другой не нужно ей.

                Как кроет всё одеждой ясной
                Цветущая весна,
                Так святостью души прекрасной
                Объемлет всех она.

                Сама с детьми в полях играет,
                Все с лаской жмутся к ней,
                И кроткий взгляд ее смиряет
                Упрямых дикарей.

                Под вечер слушать все готовы
                О том, кто в мир грехов
                Пришел снять с узника оковы,
                Освободить рабов.

                "Придет пора - все будут вольны!
                По всей земле - по всей -
                Как звон раздастся колокольный
                Звук порванных цепей!"

                Так, следуя Христа ученью,
                Смиренна и бедна,
                Себя лишь ближним на служенье
                Всю обрекла она.

                И у нее богатство было;
                Но, помня божий страх,
                Она рабов освободила
                И в доме и в полях.

                Все за морем они, на воле,
                В краю своем родном;
                Она ж живет в смиренной доле
                Дневным своим трудом...

                Горячей силой их молитвы
                От бед охранена,
                Как ангел, средь житейской битвы
                Спокойна и ясна!

Перевод М.Л.Михайлова (1861)



___________________________________________________ № 23 Мартин Опиц
«Свобода в любви»

Зачем нам выпало так много испытаний?
Неужто жизнь в плену и есть предел мечтаний?
Способна птица петь на веточке простой,
А в клетке — ни за что! Пусть даже в золотой!

Люблю, кого хочу! Хочу, кого люблю я!
Играя временем, себя развеселю я:
День станет ночью мне, а ночь мне станет днем,
И сутки я могу перевернуть вверх дном!

Прочь рассудительность! Прочь постные сужденья!
В иных страданиях таятся наслажденья,
А во вражде — любовь. Ну, а в любви — вражда.
В работе отдых. Отдых же — порой трудней труда:

Однако, приведя столь яркие примеры,
Я остаюсь рабом и пленником Венеры,
И средь ее садов, среди волшебных рощ
Я чувствую в себе свободу, радость, мощь!

17й век


______________________________________________ № 24 Альбер Камю
«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Итак, я предъявляю к абсурдному творчеству те же требования, что и к абсурдному мышлению. Это – бунт, свобода и многообразие. Отсюда вытекает полная бесполезность творчества. В каждодневном усилии, когда ум и желание, сливаясь, поддерживают друг друга, абсурдный человек находит дисциплину, его самую существенную силу. Дисциплина, упорство и ясность видения соединяются с установкой завоевателя. Творить -–значит придавать форму судьбе. Художественное произведение не только определяет своих героев, но и определяется ими. Комедиант научил нас, что нет границы между видимостью и бытием.
Повторим еще раз, что в этом нет никакого реального смысла. На пути свободы всегда можно сделать ещё шаг. Последним усилием для родственных умов творца и завоевателя является умение освободиться от своих занятий: дойти до признания, что самого дела – будь оно завоеванием, любовью, творчеством – могло бы и не быть. Все завершается признанием глубочайшей бесполезности индивидуальной жизни. Но именно это признание придает легкость, с какой они осуществляют свое творчество, поскольку принятие абсурдности жизни позволяет полностью в нее погрузиться.
Остается только судьба, а ее исход предрешен. За исключением единственной фатальности смерти, во всем остальном, в радости или в счастье, царит свобода. Человеку предоставлен мир, он – единственный его властелин. Некогда его связывала иллюзия мира иного. Отныне участью мышления оказывается не самоотречение, а взаимное отражение образов. Мышление играет, творя мифы. Но это мифы, лишенные всякого основания. Кроме человеческого страдания, в своей неисчерпаемости равного мышлению. Не развлекательная и сверкающая сказка о богах, но земная драма, образ, деяние – в них нелегкая мудрость и лишенная завтрашнего дня страсть.



_____________________________ № 25 Григорий Белых, Алексей Пантелеев
«Республика ШКИД»

     Еще   маленьким,   сопливым   шкетом    Гришка    любил    свободу    и самостоятельность. Страшно негодовал, когда мать наказывала его за то,  что,
побродивши в весенних дождевых лужах, он приходил домой грязным и мокрым.
     Не выносил наказаний и уходил из дому, надув губы. А на дворе  подбивал ребят и, собрав  орду,  шел  далеко  за  город,  через  большое  кладбище  с
покосившимися крестами и проваливающимися гробницами к  маленькой  серенькой речке. И здесь наслаждался.
     Свобода успокаивала Гришкины нервы. Он раздевался и начинал  с  громким хохотом носиться по берегу и бултыхаться в мутной, грязной речонке.
     Поздно приходил домой и, закутавшись,  сразу  валился  на  свой  сундук спать.
     Гришка вырос среди улицы. Отца  он  не  помнит.  Иногда  что-то  смутно промелькнет в его мозгу. Вот он  видит  себя  на  белом  катафалке,  посреди
улицы. Он сидит на гробу высоко над всеми, а за ними идут  мать,  бабушка  и кто-то еще, кого он не знает. Катафалк тащат две ленивые  лошади,  и  Гришка подпрыгивает на деревянной гробовой доске, и Гришке  весело.  Это  все,  что осталось у него в памяти от отца. Больше он ничего вспомнить не мог.
     Кузница дворовая с пылающим  горном  стала  его  отцом.  Мать  работала прачкой  "по  господам",  некогда  было  сыном  заниматься.  Гришка  полюбил
кузницу. Особенно хорошо было смотреть вечером на пылающий кровавый  горн  и нюхать едкий, по вкусный дым или наблюдать, как  мастер,  выхватив  из  жара раскаленную полосу, клал ее на наковальню, а два молотобойца мощными ударами молотов мяли ее, как воск. Тяжелые кувалды глухо ухали по мягкому железу,  и маленький ручник отзванивал такт. Выходило красиво - как музыка.
     До того сжился с кузницей Гришка,  что  даже  ночевать  стал  вместе  с подмастерьями. Летом заберутся в  карету  непочиненную  -  усядутся.  Уютно, хорошо,  потом  подмастерья  рассказывают  страшные  сказки  -  про  чертей,
мертвецов, про колокольню с двенадцатью ведьмами.
     Слушает Гришка - мороз кожу выпузыривает, а но уходит - жалко  оставить так историю, но узнав, чем кончится.
     Так бежало детство.
     Потом мать повела в школу, пора было взяться за дело, да  Гришка  и  не отвиливал, пошел с радостью.
     Учиться хотелось по разным причинам, и главной из них были книжки брата с красивыми обложками, на которых виднелись свирепые лица, мелькали кинжалы, револьверы, тигры и текла красная хромолитографская кровь.
     Гришка оказался способным. То, что его  товарищи  усваивали  в  два-три урока, он схватывал на лету, и учительница не могла нахвалиться  им  за  его
ретивость.
     Однако успехи Гришкины на первом же году кончились. Читать он научился, писать тоже. Он вдруг решил, что этого вполне довольно, и с яростью засел за "Пинкертонов". Никакие наказания и внушения не помогали.
     Гришка  в  самозабвении,  затаив  дыхание,  носился   с   прославленным американским сыщиком по следам неуловимых убийц,  взломщиков  и  похитителей детей или с помощником гениального  следопыта  Бобом  Руландом  пускался  на
поиски самого Ната Пинкертона, попавшего в лапы кровожадных преступников.
     Так два года путешествовал он по  американским  штатам,  а  потом  мать грустно сказала ему:
     - Достукался, скотина. Из школы вышибли дурака. Что мне с тобой делать?
     Гришка был искренне огорчен, однако ничего советовать матери не стал  и вообще воздержался от дальнейшего обсуждения этого сложного вопроса.
     С грехом пополам пристроила  мать  "отбившегося  от  рук"  мальчишку  в другую школу, по Гришка уже считал лишним учение и по выходе из дому  прятал
сумку с книгами в подвал, а сам шел  на  улицу,  к  излюбленному  выступу  у ювелирного магазина, где стояла уличная  часовня.  Здесь  он  садился  около
кружки  с  пожертвованиями  и  двумя  пальцами   начинал   обрабатывать   её содержимое.
     Помогала этой операции палочка. Заработок был верный. В  день  выходило по двугривенному и больше.
     Потом пришла война, угнали на фронт  брата.  Гришку  опять  вышибли  из школы за непосещение. Некоторое время отсиживался он дома,  по  мать  упорно стояла на своем, и вот третья по счету классная доска начала  маячить  перед Гришкиными глазами.
     С революцией Гришка и у себя сделал переворот. На глазах  у  матери  он
 вердо отказался учиться и положил перед ней  потрепанный  и  видавший  виды ранец.
     Напрасно ругалась мать, напрасно грозилась побить - он стоял на своем и упорно отказывался.
     И вот мать махнула на него рукой, и Гришка вновь получил свободу.



________________________________________________ И – Пушкин… 
 
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
                На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

1834


================================================= 2019 01




Рецензии