Дуальный характер архаичной осетинской идеологии

 Часть I. Царциата- носители идеология мира и равноправия
М.Т. Асланбек Александрович, интервью которое Вы дали газете "Владикавказ"(№82,88), вызвал определённый интерес.
     Понятно, что Вы анонсировали ту тему над которой трудитесь, а именно, над глубоким хронологическим срезом нашей истории. Читателю интересно узнать , есть ли что-то ещё, о чём Вы не упоминали или, во всяком случае, можете нас порадовать чем-то новым?
А.Б. Разумеется да. В ходе исследования, меня заинтересовал не только Нартский Эпос, но и легенды о Царциатах, Даредзанах и Амирани.
     Работа над дописьменной историей определённого этноса, к тому же, когда этот этнос не обладает письменным инструментом передачи информации, до недавнего времени, обязывает прибегнуть к методу работы на стыке смежных наук. Их много- это, помимо истории, этнографии, фольклора, ещё и ДНК-генеалогия, климатология, краниология и другие.
     К сожалению, должного внимания, к примеру, легендам о Царциатах, никто не уделял. Их собрали у разных сказителей XIX и XX веков, опубликовали и этим ограничились... глубокого сравнительного анализа нет. Были какие-то, неубедительные попытки вывести этимологию "царциата" но, увы... этим ограничились.
М.Т. А какие у Вас идеи, версии по этому поводу?
А.Б. Я не раз обращался к работам таких знаковых лингвистов в области компаративистики (сравнительно-историческое языкознание) как Иллич-Свитыч, Долгопольский, Бомхард и др.
     Так вот, относительно этнонима Царциата, хотя у меня закрадывается подозрение, что его первичный смысл базируется на идеологиониме, носящий характер реликта, т.е. идеологиониме... прошу прощения, вынужден применить на ходу неологизм, ввиду невозможности подобрать
 термин по смыслу (название рода, племени по носимой ими идеологии, например, они могли себя отождествлять как рождённые Энергией Неба),  трансформировался в этноним. Если его "разбить" на составные, то мы получим цар-ци-(а)та. Цар- в современном осетинском :"крыша, потолок, свод", но, например, в ностратическом словаре Бомхарда- "№180-ts(a)r "Быть или стать видимым, ясным; открыться, стать известным".
     Прежде чем перейти ко второй составляющей -ци, приведём небольшую выдержку из труда Бориса Алборова "Из неопубликованного":"Другое указание, записанное в селе Галиат рассказывает следующее. На Нисан-авцаге (Целевой перевал) жил неизвестный народ. Он не признавал бога, его дзуаров Бог за это ниспослал на них лунный свет Цирохса и "и были они освещены светом луны Цирохса" (Цирохси Майрохс сабал искодтай). Народ от этого света уходил умирать в склепы. После них в Нисан авцаг жили туальцы . И они не поклонялись богу и также погибли (Георгий Кокиев, там же)."
     Предположительно ци предстаёт, якобы, в качестве суффикса-префикса, но... сначала объясним, что (а)та-суффикс-формант множества,а затем поговорим о моих подозрениях.
М.Т. Подозреваете, что ци, в данном случае не совсем суффикс-префикс.
А.Б. Да
М.Т. Но тем не менее у нас два слова: Царци и Цирохса (рохс-"свет"(ос)...наверное сделаем небольшое отступление, чтобы было более понятно читателю, и объясним, как, вообще, человек вышел на использование слога в качестве суффикса-смысловое понимание которого-принадлежность.
А.Б.Это лучше объяснить через ak-al. H2O эта физико-химическая субстанция пронизывает и связывает всё, во- всяком случае на планете Земля. Она находится в трёх состояниях (твёрдом, жидком, газообразном). Человек древности (эмпирик) взял в основу его состояние всеохватности (по смыслу), как средство ассоциативной привязки чего-либо к нему, например, лёгкий как пар (ak), твёрдый как лёд (ak), жидкий как вода (ak) и т.д., т.е. тем самым раздвигал горизонт своего воображения, мышления и, наконец, вышел на само понятие (смысл)-привязка, как принципа словообразования, как универсальный инструмент, трансформирующий, кстати и не только ak, слог, который сам смог быть, и скорей всего, ранее, был, полноценным смыслосодержащим словом, например, в осет. яз.- гуырдзиаг-"грузин", aг(k)-суффикс указывающий на принадлежность, как таковой, индивида к этносу (но уже, разумеется, не к воде, льду т.е. со временем исключилось смысловое значение как универсального предмета (субстанция H2O) и стало подразумеваться само действо- привязка к кому-либо или к чему-либо)
     Чтобы читателю было ещё более понятно, сделаем краткий экскурс в историю зарождения и развития речи (языка)
     Недавно я познакомился с работами Элены Александровны Мироновой лингвиста из Ростова-на-Дону (РГЭУ), которая, в своих трудах, указывает на реликтовые слоги-корни, их более десятка. До этого с аналогичным трудом Н6иколая Абаева, который сравнил зарождение речи и языка с атомарной теорией в физике.
     Попробуем ретранслировать эту "сложность" в более упрощённый вариант"
     Боле пары миллионов лет назад, когда ещё не было рода Homo, наш пращур использовал для передачи информации язык жестов , телодвижений, мимики и, наконец, определённых звуков. Они могли носить характер согласных и гласных. Вектор эволюции определил совершенствование речевого аппарата определила вектор эволюции на усложнение- появляется слог- это был "звуковой инструмент" позволяющий расширить многообразие фонетических возможностей передачи большей информации, это был революционный прорыв
М.Т. Несмотря на вариативность и эмпиричность в "создании" слогов, их, всё же, наверное, было крайне мало для объяснения тех предметов и явлений, которые наблюдал предок, тем более, что социальные структуры их, тоже усложнялись.
А.Б. Совершенно верно, но это был уже второй, в ходе эволюции, революционный шаг-соединение слогов, т.е. "изобретение" слова. Но и этого было недостаточно... мозг индивида прогрессировал в сторону увеличения его физических параметров, но до границ размеров черепной коробки... дальше, количество начало переходить в качество- усиление пропускных возможностей субъекта т.е. мозговых процессов... ассоциативных возможностей. Смею предположить большим количеством жестов и иных сигнальных систем, данное сочетание наводило принимающего, информацию индивида на правильное восприятие смысла. Причём сочетание слогов, слов, предложении и жестов, в дальнейшем менялось не в пользу последних (жестов).
М.Т. Т.е. ассоциации, как бы играли роль навигации
А.Б. Да, именно, сводя ворох мыслей к правильному единственному импульсу- пониманию (у принимающей стороны). Т.е. одно слово (слог), вначале, вызывал множество ассоциаций и с помощью физических манипуляции ему придавался нужный единственный смысл, но, однако, это вызванное множество фиксировалось и откладывалось в запас, а затем тиражировалось, но уже в других смысловых значениях.
     Это явление-полисемия (гр. "многозначность")- это когда "...у слова (единого языка, термина) двух и более значении..."(Википедия)
М.Т. Прежде чем вернёмся к ци, хотела бы обсудить противоречие в толковании смысловых значениях цар (t(s)ar): ностратического "ясный" (и др.) и осетинского "потолок" (и др.)
     Я правильно понимаю, весь этот уход, в дебри филолингвистических познаний, не для обычного расширения кругозора читателей, а имеющий цель объяснить соответствие, вышеприведённых значении (смыслов) через ассоциации.
А.Б. Разумеется. Потолок, свод, крыша-это то, что наверху...наверху, также, небо-"крыша мира", на тёмном фоне земли (tar- oc."тёмное"), оно, даже ночью светлее "ясное",более "видимое" и "открытое". Поэтому ассоциации уравновешивают и приводят их к единому новому смысловому знаменателю; и крыша и небо, с его характеристиками ,над нами. Оппозиция tsar-tar (ос.- "тёмный", саумар- "чёрная почва" ("земля") дополнительный аргумент в пользу утверждения.
     И, наконец- ци (чи)- это "одна из основных категорий китайской Ци, иногда чи... Чаще всего определяется как "пневма", "эфир", "воздух", "дыхание", "энергия", "жизненная сила".(Википедия)
     Соединения цар и ци даёт смысловую установку- "небесная энергия", "небесное дыхание", "небесная жизненная сила"
М.Т. Только вот где Китай, а где Кавказ?
А.Б. Как известно, китайский язык, как и нахо- дагестанская и абхазо-адыгские группы входят в сино- кавказскую макросемью языков.
М.Т. Но тогда есть явное противоречие первая часть -ностратическая, вторая- сино-кавказская.
В Китае нет "первой части" и это даёт повод предполагать район, где могли контактировать представители обеих макросемей, скорей всего- это Иранское нагорье. Ещё можно; в данном аспекте, указать на Центральный Кавказ (Северная Осетия, Ингушетия). Археология, и не только, подтверждает слияние нескольких археологических культур в ходе миграционной экспансии, например, соседство в указанном регионе круглоплановых и прямоугольных домов. Сам осетинский язык симбиотичен.
М.Т. Вы представили версию этимологии этого двусложного слова. Допустим, что это соответствует действительности и она может быть таковой, пока она не будет: либо отвергнута; либо найдёт подтверждение, но что послужило мотивацией для его образования... можно предположить новую веру... или что?
А.Б. Скорей всего ответ надо искать в очень архаичной мифологии. Борис Алборов, в своих неопубликованных материалах, намекает на какой-то природный, видимо правильнее, космический катаклизм ("Цирохси Майрохси...") материалов, связанных с чем-либо подобным на Кавказе. Т.е. мы имеем дело с занесённым мотивом.
М.Т. Я знаю о Всемирном Потопе, но здесь... луна... влияние луны... его света...
А.Б. А вы не торопитесь с взаимоисключениями, здесь фактор причинно-следственной логически выстроенной взаимосвязи. Начнём с Вашего Потопа. Ведь он начался после глобального таяния покровного оледенения где-то 13-14 тыс. лет назад, но вот что этому способствовало.
М.Т. И что же послужило этому?
А.Б. Учённые не находят однозначный ответ: что служит пусковым механизмом для начала ледникового периода, а что, его концом. Так вот, сейчас не будем говорить о начале, нас больше должен интересовать его конец- "... приход очень интенсивного выброса коронарной массы в период необычайно высокой активности" ("Лёд и огонь") Поль Лавиолетт. 2008г. 246 с.) Резкое повышение температурыЮ пожары, излучение и т.д. и т.п.- геологический период беллингаллерод- это примерно 13000 лет назад об этом огромная информация в мировой мифологии. к примеру, древнегреческий миф о Фаэтоне.
М.Т. Катаклизм пришёл из космоса- "неба" и принёс- "энергию" в виде солнечных частиц. Но как эта информация проникла к нам, в горы?
А.Б. В прошлом интервью я предположил, что жители Чатал- Хююка и культовых центров мезолита Малой Азии, по всей видимости говорили на каком-то, ныне исчезнувшем языке (или языках), но, предположительно, он должен был быть достаточно развитым и просто исчезнуть он не мог, как исчезли "следы" скажем этрусского, они вошли частично субстратно в язык. пришедший ему на замену- латинский.
      В качестве рабочей версии назовём этот язык протохаттским. Скорей всего, миграция с севера, носителей ностратических, а с востока- сино- кавказских языков, повлияли на этот протохаттский... в какой степени... пока рано об этом говорить, но то что они могли вобрать в себя слова из этих двух и говорит о том, что цар- ностратический, ци- сино- кавказски, а возможно и обратное- из протохатского в эти языковые системы. Например, ts(a)r был замечен в афразийской, дравидской и индоевропейской группах, а это циркумпонтийский и ближневосточный регионы. Т.е. тот регион, протохаттского охвата.
      VI тыс. до н.э.- это время глобальной миграционной активности. Полагаю, на восток пошла очередная волна, унося с собой идеологию ци, а его объединённый, в озвученной форме, вариант, дошёл до кавказских гор. Хотя и в китайском он тоже может быть. Т.е., могла быть, гипотетически, миграция протохаттов на Центральный Кавказ. а затем, уже, пошли и лейлатепинцы, куро- аракцы и т.д.
М.Т. Вы подразумеваете то, о чём говорили ранее; о непереводимости некоторой части нашей топонимики?
А.Б. Как раз его имею и в виду. Собственно эта волна и могла принести элементы чаталгуюковской мирной (толерантной- не в понимании совр. западной)- идеологии- идеологию равноправия
М.Т.Что в вашем понимании- идеология?
А.Б. Я не знаю чем руководствовался в XVII в. Дестют де Траси , назвав (идеология) так новую науку об идеях, но в моём понимании. а я не буду оригинален, идеология- это категория социально- филофская. Это некая объединяющая идея, без которой невозможно существование общества и туда входят и религиозные взгляды. Но в рассматриваемом контексте, нам более важны социальные ,нравственные, можно и правовые нормы, собственно тот фундамент, на котором впоследствии создавался Ирон Агъдау. Религию, в данном случае, не совсем корректно рассматривать потому, что не совсем понятны те религиозные взгляды, с которыми пришли те гипотетические мигранты. Время их продвижения, а это не месяц и не год- возможно столетия. За такое время они могли здорово измениться, и я не хочу сказать что до неузнаваемости. Всё это ещё предстоит выяснить в будущем. Т.е. пока нет, предмета для сравнения.
     Но вот что особо не поменялось- это мифология, орнамент, в какой то степени социально- правовые,, гендерные взаимоотношения. Например, у нас ,женщина имела больше прав. В условиях высокогорья всё это хорошо консервируется... относительно. Разумеется не исключаются новые веяния.
     Теперь, несколько слов о религии. Дело в том, что пантеон богов на Ближнем Востоке и, видимо, на Кавказе, предполагает список, в котором не усматривается тот, кто бы как-то отождествлялся с энергией ци (чи). Здесь можно сделать предварительный вывод: миграция происходила до зарождения сего пантеона.
М.Т. Насколько я понимаю этот этнос долгое время оставался в изоляции, несмотря на то, что равнинные и предгорные части Кавказа всё время менялись... в языковом и иных аспектах.
А.Б. Да именно. Уверенность мне придаёт ранее, мной, указанная топонимика. Скорей всего изменения в языке и идеологии произошли очень поздно и не сразу.
М.Т. Насколько поздно?
А.Б. Предположительно, уже, начиная с нашей эры, когда они, высокогорцы, начали переходить на ираноязычность.
     Правда, к этому времени изменилось их материальная культура. Я спрашивал у Руслана Георгиевича Дзаттиати относительно раскопок предположительно, царциатских могил- это IV-V в.в. н.э., он утверждал, что практически, никакой разницы с иными не заметил.
М.Т. Т.е. с языков, как мне представляется, ушло многое из того, чего мы, вероятно, потеряли навсегда, но к счастью, определённые следы остались.
     А что со второй, более поздней, как Вы это называете- "идеологической системой- идеологией Силы"
А.Б. Это будет во второй части.
М.Т. значит, продолжение следует?
А.Б. Да
Беседу вела Мадина Тезиева
6 декабря 2018г.
       


Рецензии