Аксакал

                Рассказ

Всё же удивительная республика Казахстан. Проехали  по шоссе почти сорок километров и не одной машины, ни одного человека, только стада коров, верблюдов, ишаков и те без чабанов.
Полное безлюдье, зато всякой другой живности хватает: орлы, фазаны, зайцы, крупные рыжие суслики. Вчера мы видели серую лисицу и большую росомаху. Дополняют фауну змеи, черепахи и ядовитые пауки, а казахи, показывая рукой на горизонт, говорят, что там водятся дикие кабаны и волки. В небольших озёрах, заросших густым кустарником, кишит разная рыба, включая и экзотического змееголова, словом, для охотников и рыболовов это благодатные места.
 - Эх, сейчас бы ружьё!- глядя на взлетающих фазанов с азартом кричит младший сержант Лисковских, до армии с юных лет ходивший с отцом на охоту- Добыча, ребята, знатная, а дичь королевская!
До места работы осталось ехать не более километра, когда пришлось остановиться: дорогу чинно, не спеша, переходит стадо ишаков. Крупный самец остановился посреди дороги и вызывающе глядя на машину, заревел.
 - Поехали, Ковальчук- говорю я водителю.
На малой скорости трогаемся и громко сигналя подъезжаем к ишаку, но тот и не собирается уходить.
 - И-а-а- наклонив голову и широко расставив передние ноги ревёт он – И-а-а.
 - Да ты что, скотина? – Из-за тебя стоять что ли будем?- кричит Ковальчук и выскочив из кабины с черенком лопаты в руке, охаживает им ишака по спине и бокам. Ишак ревёт от боли, брыкается, но с дороги не уходит. Несколько солдат, спрыгнув с кузова, снимают поясные ремни и хлещут ишака бляхами, но упрямая скотина дороги не уступает.
 - Эй, бойцы! Вы что с одним ишаком не можете справиться?- подзадориваю я ребят.
Рослый Лещуков, изловчившись, обхватил ишака поперёк туловища, двое схватили за уши и выволокли его на обочину, на прощание наградив пинками и ударами ремней.
 - И-а –а- стоя на обочине обиженно ревёт ишак.
 - Вот сволочь!- садясь в кабину возмущённо говорит Ковальчук- До чего же вредная скотина! Не даром говорят, упрямый как осёл.
Ну вот, наконец, приехали. Машина с керамическими трубами уже на месте, в нескольких шагах от неё сидит на корточках казах в старом ватнике и кирзовых сапогах. Я подхожу к водителю из ПМК, открывающему задний борт грузовика.
 - Привет, Зайнулла!-А где инженер? Вчера обещали прислать инженера.
 - Да вот он- ответив на приветствие говорит Зайнулла и показывает рукой на казаха в ватнике.
 - Вы инженер?- спрашиваю я казаха.
Он утвердительно кивает головой.
 - Где будем копать траншею,здесь?
 - Здесь, наверное- неуверенно отвечает казах.
 - То есть как, наверное, говорите точно, вы же инженер- строитель.
 - Я инженер- сметчик- почему-то сняв кепку тихо отвечает казах.
Сметчик? Зачем же его прислали, какую смету он здесь собирается составлять?
К нам подходит Зайнулла.
 - Ты правильно сообразил, командир, здесь копайте,- говорит он мне- а потом трубы положите, установите оголовок, а дальше будет чек.
Зайнулла уже семь лет работает в ПМК и на рисовых полях не новичок, так что разбирается он в этом деле не хуже инженера, тем более сметчика.
 - Приступайте к работе- говорю я солдатам, с удивлением разглядывающих одежду сметчика.
 - Он что, замёрз?- спрашивает меня зам. комвзвода сержант Богач- такая жара, а он в ватнике.
  -Жители Средней Азии в жару ходят в ватных халатах-объясняю я ему.
 - И работают они тоже в ватных халатах?
 - Как сейчас, не знаю, но раньше работали в ватных халатах, сам видел в Узбекистане.
- Да тут в лёгкой куртке жарко,- удивляется Богач- сейчас разденемся до пояса и за работу.
 - Товарищ лейтенант!- крикнул Лисовских, уже взобравшийся в кузов грузовика-К вам опять аксакал едет.
От стоящей вдалеке одинокой юрты не спеша приближается всадник; старик казах приезжает к нам каждый день.
- Здорово, аксакал!- приветствую я его.
Старик улыбается, молча кивает головой и подносит палец к губам- так он просит сигарету.
На протянутую пачку он не реагирует; надо сначала самому закурить и передать ему дымящуюся сигарету. Сидя в седле, в своей национальной одежде, старик, с детской улыбкой, наблюдает  за работой и выкурив сигарету почти до фильтра  поворачивает коня и не прощаясь едет назад к далеко пасущейся отаре овец. Скорее всего он живёт здесь один, больше никого около его юрты мы не видели. Как он выживает зимой, защищая своих овец от голодных волков? А может быть на зиму он уходит в ближайшее селение? А ведь если бы ему предложили жить в любом городе он бы, наверняка, отказался. Городская суета не для него; в этих бескрайних степях ему вольготнее, скачи в любую сторону хоть до горизонта, никто не помешает. Не привыкший к благам цивилизации, он в них и не нуждается. И здесь ему не скучно; приехал, посмотрел на работающих людей и назад к своей отаре.
Закончив работу, мы выезжаем на шоссе. Вдали, на своём поджаром коне, маячит старик казах.
Прощай, аксакал! На этом участке мы всё сделали и больше не приедем. Завтра здесь будут работать специалисты из ПМК,*теперь будешь приезжать к ним. А скоро, в наполненных водой чеках, зазеленеют всходы риса и придётся тебе, вместе с твоими овцами перекочёвывать на другое место.
                Примечание.
ПМК- подвижная механизированная колонна.   


Рецензии