Сокровища парковой аллеи или подрастешь - узнаешь

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА ТАНИ И ИГОРЯ – ДЕНЬ

Комната средних размеров, обставлена старой, обшарпанной, мебелью советских времен. В комнате давно не было ремонта. Дверь открывается, в комнату заходит Игорь (около 30 лет), в руках держит инструменты для ремонта. Следом за Игорем заходит Татьяна (25 лет), она держит в руках маленькое ведро с краской. Игорь кладет инструменты на стол, выходит из комнаты. Татьяна ставит ведерко с краской на стол, осматривает комнату. Игорь заносит в комнату стремянку, ставит ее к окну.   

ТАТЬЯНА
 (показывает руками)
Здесь мы поставим диван.
(поворачивается к окну)
Здесь будет стоять стол.
(поворачивается в другую сторону)
А здесь будет стоять детский столик Ники.

В комнату с разбега, вбегает девочка, НИКА (около 7 лет), на голове у нее одета бумажная шапка, в вытянутой руке держит бумажный самолетик. Ника рукой задевает ведерко с краской, оно падает на пол, не раскрывается.   

ИГОРЬ
(строго)
Ника, не балуйся!

НИКА
А я и не балуюсь! Я вам помогаю!

Татьяна поворачивается к старому серванту.

ТАТЬЯНА
А сервант мы вообще, уберем.
(громко)
Бабушка, можно?

БАБУШКА АНЯ
(за кадром, громко)
А?

Через несколько секунд, в комнату, переваливаясь с ноги на ногу, слегка сгорбившись, заходит старая женщина, это БАБУШКА АНЯ (около 75 лет).

БАБУШКА АНЯ
Чего надо-то?

ТАТЬЯНА
Ба, я говорю сервант убрать можно?
БАБУШКА АНЯ
А! Так давно уже пора во дворе костер разжечь.

Татьяна открывает дверцу серванта, на полках много старых вещей.

ТАТЬЯНА
А с вещами, что делать?

БАБУШКА АНЯ
А вот вещички-то перебрать надо. Что ко мне в комнату, а что и выкинуть.

Татьяна постепенно начинает вытягивать вещи из серванта. Игорь устанавливает стремянку, залезает на нее, начинает обдирать обои. Ника несколько секунд ходит по комнате без дела. Затем подходит к углу комнаты, где сложены стопками книги и журналы. Под большой стопкой книг, Ника видит детский журнал, вытягивает его, книги падают, одна на одну, формируя большую кучу. Татьяна, Игорь и бабушка Аня поворачиваются к Нике, укоризненно смотрят на нее.

ТАТЬЯНА
(строго)
Ника!

НИКА
Ой! Они сами упали.

ИГОРЬ
Помоги лучше маме и бабушке Ане сервант перебрать!

Ника подходит к серванту.

НИКА
Как помогать?

БАБУШКА АНЯ
Будешь помогать переносить вещи в мою комнату. Назначаю тебя главным носильщиком!

Ника соглашается, кивает. Бабушка Аня дает пакет Нике. Ника гордо берет пакет, выходит из комнаты.

ТАТЬЯНА
Помошничка. 

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА БАБУШКИ АНИ – ДЕНЬ

Бабушка Аня заходит в комнату, в руках держит сумки и пакеты, кладет их на пол. Тяжело и медленно садится на диван, вздыхает. Достает из пакета старый, потрёпанный фотоальбом. С улыбкой на лице открывает его, перелистывает страницу за страницей, рассматривает фотографии.

НИКА
(за кадром)
Бабушка Аня, бабушка Аня!

В комнату забегает Ника, держит в руках  старую, пыльную шкатулку, в виде сундучка.

НИКА
Смотри, что я нашла. Здесь, наверное, сокровища хранятся?

Бабушка Аня берет шкатулку в руки.

БАБУШКА АНЯ
Поглядим, поглядим.

В комнату заходит Татьяна, в руках держит пакет. Татьяна кладет пакет около спинки дивана, садится рядом на диван. Ника залезает к Татьяне на руки. Бабушка Аня открывает шкатулку. Татьяна и Ника с интересом смотрят на действия бабушки Ани. В шкатулке лежат старые письма, несколько пожелтевших от времени фотографий, на одной из которых изображена молодая девушка с молодым парнем на фоне парка. Ника берет эту фотографию, показывает ее бабушке Ане. 

НИКА
А это кто?

Бабушка Аня показывает на девушку с фотографии.

БАБУШКА АНЯ
Это я.

НИКА
(удивленно)
Ты?!

БАБУШКА АНЯ
(улыбается)
Да. Что, не похожа?

Ника берет фотографию, рассматривает.

НИКА
Красивая!

ТАТЬЯНА
(показывает на парня с фотографии)
Бабушка, а это кто?

БАБУШКА АНЯ
А это Коля. Моя первая любовь.

Ника поворачивается к  Татьяне.

НИКА
А что такое любовь?

Татьяна растерянно отводит взгляд в сторону.

ТАТЬЯНА
Подрастешь – узнаешь.

Бабушка Аня достает конверты, перебирает их в руках.

БАБУШКА АНЯ
Надо же. А я совсем забыла про эту шкатулку.
 
Бабушка Аня достаёт из одного конверта письмо. Несколько секунд читает письмо, затем отводит взгляд в окно.

ИНТ. КВАРТИРА АНИ. КОМНАТА – ДЕНЬ. ВОСПОМИНАНИЯ БАБУШКИ АНИ

ТИТР: 1960 год.

Большая, освещенная солнечным светом комната. Посередине комнаты стоит большой круглый стол, на котором разложены учебники и тетради. За столом сидит молодая красивая девушка, это Аня (17 лет). Она держит в руках учебник, внимательно читает его. В окно попадает меленький камень, стучит по стеклу. Аня отставляет книгу, подходит к окну, открывает его. За окном никого нет. Аня отходит от окна. Через секунду  стук повторяется снова. Аня выглядывает в окно. В двух метрах от окна на меленьком трех- колесном велосипеде, катается маленький мальчик, это ПЕТЯ (около 5 лет).

АНЯ
Петька, это ты хулиганишь? Ну-ка ступай! А то маме твоей расскажу.

ПЕТЯ
(обидчиво)
Я не хулюганю! Это все твой Колька!
 
Аня чуть больше выглядывает из окна, глазами ищет Николая.


НИКОЛАЙ
(за кадром)
Болтун!

НИКОЛАЙ (около 20 лет) становится перед окном, влюбленно смотрит на Аню.

НИКОЛАЙ
Привет!

АНЯ
Так вот кто окна бьет?!

НИКОЛАЙ
(улыбается)
Я осторожно…. Погода хорошая. Пойдем, погуляем! 

АНЯ
(машет головой в знак протеста)
Я еще девятнадцатый билет не выучила.

Аня закрывает окно, подходит к столу, садится за него, открывает учебник. Несколько секунд внимательно читает его, периодически переводит взгляд в сторону, шепотом повторяет прочитанную информацию. Затем резко закрывает учебник, выходит из комнаты.

НАТ. ПАРК – ДЕНЬ, ВОСПОМИНАНИЯ БАБУШКИ АНИ

В парке много людей. Молодые пары, держа друг друга за руки, прогуливаются по парку. Музыканта, играющего на гитаре, слушают  девушки и парни, собравшись в полукруг. Мамы гуляют со своими детьми. По парковой аллее, идут Аня и Николай. Они проходят мимо прилавка с мороженым. Николай поворачивает Аню к прилавку с мороженым спиной.

НИКОЛАЙ
Хочешь, фокус покажу?

Аня соглашается.

НИКОЛАЙ
Закрой глаза и не подсматривай!

Аня закрывает глаза. Николай быстро подбегает к прилавку с мороженым, заказывает у продавца две порции, расплачивается, подбегает к Ане, становится перед ней, мороженое прячет за спину.

НИКОЛАЙ
Открывай!
Аня открывает глаза, несколько секунд смотрит растерянно на Николая

АНЯ
И где фокус?

Николай выводит руку с мороженым из-за спины, одно протягивает Ане.

НИКОЛАЙ
Вот.

Аня улыбается. Аня и Николай открывает мороженое, начинают есть. Аня видит, что на скамейке, возле большого каштана сидят люди.

АНЯ
(расстроенно)
Ну, вот! Наша скамейка занята.

НИКОЛАЙ
Жди меня здесь!

Николай подходит к людям, что-то по-доброму, с улыбкой на лице им говорит. Люди поворачиваются, смотрят на Аню, которая стоит в нескольких метрах от скамейки. Аня смущенно отводит взгляд в сторону. Люди встают, уходят. Аня подходит к Николаю.

АНЯ
Ну, и  что ты им сказал?

НИКОЛАЙ
Сказал, что это наше место. А чужим… здесь не место.

Аня и Николай садятся на скамейку.

НИКОЛАЙ
Ты не поменяла своего решения?

АНЯ
(делает серьезное лицо)
Нет! Я уже говорила. Я из города не уеду! Я здесь родилась, здесь мой дом… мои родные… Я после института хочу вернуться в свою школу и работать там. И, вообще…

НИКОЛАЙ
(перебивает)
Аня, там мы можем добиться большего, чем здесь. 


АНЯ
Почему ты так говоришь?

НИКОЛАЙ
Да потому, что я не хочу считать всю жизнь копейки. Или всю жизнь прожить в коммуналке, работая на заводе за гроши!?  Аня, прошу тебя, поехали со мной!

АНЯ
Да как же ты не поймешь. Я не смогу, без этого всего. Я не смогу без этого парка. Мне кажется, что я выучила каждый его запах.
(принюхивается)
Вот сейчас пахнет зеленой травой и каштановым цветом.

Взгляд Ани падает на ветку каштана, на которой сидит птица.

АНЯ
А птицы… 
(смотрит на Николая)
Ты же можешь никуда не ехать!

НИКОЛАЙ
Не могу! Все уже решено… окончательно.

Николай достает из кармана билет, отдает его Ане.

НИКОЛАЙ
Вот! Если передумаешь, поезд отправляется завтра в восемь пятнадцать утра.

Николай встает со скамейки, отходит на несколько метров, оборачивается.

НИКОЛАЙ
Я буду ждать!

АНЯ
(кричит)
Ну, и иди, иди!

Аня недовольно отводит взгляд в сторону.

ИНТ. КВАРТИРА АНИ. КОМНАТА – ДЕНЬ, ВОСПОМИНАНИЯ БАБУШКИ АНИ

За столом сидит Аня, перед ней лежит билет. Стрелки часов, которые висят на стене, показывают 9.15. Аня берет билет, встает из-за стола, подходит к окну, выкидывает в него билет. Ложится на кровать, плачет.

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА БАБУШКИ АНИ – ДЕНЬ

Бабушка Аня сидит на диване, в руках держит письмо. Рядом с ней сидят Ника и Татьяна.

ТАТЬЯНА
И ты его больше никогда не видела?

БАБУШКА АНЯ
Никогда.
(пауза)
Через некоторое время он приходил ко мне.

Бабушка Аня достает один из конвертов.

БАБУШКА АНЯ
Принес вот это письмо. В нем была назначена встреча, в парке, на нашем месте. Я не пришла, обижалась…  Потом мне стало стыдно, что не поехала с ним. Время от времени я находила письма под ковриком у двери. Пряталась от него…
(усмехается)
как маленькая… Потом сильно любила… потом себя ненавидела за то, что не поехала тогда с ним.

Татьяна находит нераскрытый конверт.

ТАТЬЯНА
Ба, смотри! Это письмо ты не читала?!

Бабушка Аня берет конверт.

БАБУШКА АНЯ
Да. Это последнее письмо, которое я получила от него.

ТАТЬЯНА
А почему не прочитала?

БАБУШКА АНЯ
Я была уже замужем за твоим дедом. Я сложила все письма в шкатулку, а потом забыла про них.

ТАТЬЯНА
Но, не выкинула, и не сожгла. Ладно!

Татьяна кладет нераскрытый конверт к другим конвертам.

БАБУШКА АНЯ
(Татьяне)
Прочти, пожалуйста!

Татьяна открывает конверт, достает листок, читает.

ТАТЬЯНА
«Милая, родная, Анечка! Я скоро уезжаю за границу…»

НАТ. ПЕРЕД ДОМОМ АНИ – ДЕНЬ

ТИТР: 1967 год

Николай сидит на корточках, перед домом Ани. На коленях у него лежит тетрадь, сверху которой лежит лист. Николай пишет письмо. Периодически поднимает голову, смотрит на окно Ани.

НИКОЛАЙ
(голос за кадром)
Я скоро уезжаю за границу. Навсегда. Получилось выбраться в Сосновск  всего на пару дней. Знаешь, сегодня прогуливаясь по местам детства, я понял, тогда, в парке, ты Анечка, была права. Как же ты была права!!! За это время мне пришлось поменять ни один город. Но, нигде так не пахло цветом каштана и свежей травой, так как пахло тогда, при последней нашей встрече. Нигде так не пахло детством.

ИНТ. ЛЕСТНИЧНАЯ ПЛОЩАДКА – ДЕНЬ

Николай поднимается по лестнице.

НИКОЛАЙ
(голос за кадром)
Хотелось бы повидаться с тобой. Я знаю, ты замужем. Я сегодня видел тебя, ты шла со своей дочкой. Она очень красивая… на тебя похожа. Надеюсь, ты счастлива!?

Николай подходит к двери, кладет конверт под коврик, так, что часть конверта видна. Стучит в дверь, уходит по лестнице вниз. Останавливается на нижнем этаже, оборачивается, несколько секунд стоит неподвижно.

НАТ. ПАРК - ВЕЧЕР

На улице темнеет. Николай прогулочным шагом, идет по парковой аллее.

НИКОЛАЙ
(голос за кадром)
Возможно, тогда мы так нелепо расстались, потому что я не сказал тебе самого главного. Три простых слова…

Николай садится на скамейку. Смотрит на проходящих мимо людей.

НИКОЛАЙ
(голос за кадром)
Знаю, что не придешь. Но, все равно буду ждать. Всегда буду ждать… На нашем месте, в парке.

Николай поднимается со скамейки, берет рядом лежавший маленький камень, подходит к каштану.

ИНТ. КВАРТИРА. КОМНАТА БАБУШКИ АНИ – ДЕНЬ

Бабушка Аня, Ника и Татьяна сидят на диване. Глаза Татьяны наполняются слезами, она отставляет письмо. Бабушка Аня, отвернувши голову в сторону, смотрит в одну точку с грустью в глазах и улыбкой на лице.

ТАТЬЯНА
Какая же романтическая и грустная история.

Ника берет шкатулку, вертит ее в руках.

НИКА
(разочарованно)
А я думала, здесь сокровища хранятся…

НАТ. ПАРК – ДЕНЬ

Бабушка Аня, Татьяна, Ника и Игорь идут по парковой аллее.

НИКА
(Татьяне)
Мама, а куда мы идем?

БАБУШКА АНЯ
(с усмешкой на лице)
За сокровищами, Ника, за сокровищами.

Ника отбегает вперед.

НИКА
Ура!

Бабушка Аня подходит к каштану, улыбается, смотрит на него. Делает несколько шагов вокруг дерева.

БАБУШКА АНЯ
(тихо)
Нашла.

На стволе дерева выцарапано слова «Анечка, я тебя люблю!». У бабушки Ани с глаз начинают капать слезы. К бабушке Ане подбегает Ника.

НИКА
(радостно)
Нашла?

Радость с лица Ники исчезает. К дереву подходят Игорь и Татьяна, они обращают внимания на слова, понимающе улыбаются. Игорь обнимает Татьяну. Ника подходит к Татьяне, дергает ее за одежду.
Татьяна наклоняется к Нике.

НИКА 
Мама, а почему бабушка Аня плачет? И где же сокровища?

Татьяна растеряно смотрит.

ТАТЬЯНА
Подрастешь – узнаешь!


Рецензии