Пламенная Инесса. Глава 1

Глава первая

БИОГРАФИЯ

Инесса Арманд, урожденная Элизабет Пешо д’Эрбенвилль, родилась в Париже 26 апреля 1874 года. Она была старшей дочерью в семье оперного тенора Теодора д’Эрбенвилля (сценическое имя - Теодор Стефан)  и хористки русского подданства англо-французского происхождения Натали Вильд. Отец умер, когда дочери было пять лет.

В пятнадцать лет Инессу вместе с сестрой Рене отправляют в Россию к тёте, которая давала уроки музыки и французского языка в богатой семье обрусевшего француза текстильного промышленника, купца первой гильдии Евгения Арманда, в их усадьбе в подмосковном Пушкино. Сёстры были на редкость хорошенькими и обладали французским шармом и обаянием.

В 1893 году Инесса выходит замуж за Александра Арманд.  Венчание состоялось в пушкинской церкви святителя Николая Мирликийского.
Инесса и Александр поселились в родовом поместье в селе Ельдигино, километрах в 15-ти от Пушкино. В 1898 году Инесса  вступает в московское "Общество улучшения участи женщин",  боровшееся с проституцией, а через два года становится его председателем. От брака с Александром у Инессы родилось четверо детей: Александр, Фёдор, Инна и Варвара.

В 1902 году Инесса уходит от мужа к его младшему брату Владимиру, студенту Московского университета, который был моложе её на 11 лет. В 1903 году у них родился сын Андрей.

Под влиянием Владимира Арманда, убежденного социал-демократа  Инесса увлекается революционной борьбой. Владимир даёт Инессе почитать книгу «Развитие капитализма в России», сказав, что имя автора засекречено, что он скрывается в Европе и пишет под псевдонимом Ильин. Впоследствии выяснилось, что Ильин - один из псевдонимов лидера большевиков Владимира Ульянова, больше известного как Ленин.

Книга Инессе понравилась. По её просьбе Владимир находит почтовый адрес Ленина, и Инесса заводит с ним переписку. Заочное знакомство состоялось. 

В 1904 году Инесса вступает в ряды РСДРП (б) и начинается череда арестов. В 1907 году её  в очередной раз арестовывают и высылают под гласный надзор полиции в Архангельскую область. Владимир следует за возлюбленной.  Здесь у него обостряется туберкулёз, и он выезжает на лечение в Швейцарию. Инесса нелегально едет к нему. Через две недели после её приезда Владимир Арманд умирает.

После смерти Владимира Инесса переезжает в Париж, затем в Брюссель, где в течение года слушает университетский курс и по итогам получает степень лиценциата экономических наук.

Тогда же она встречает другого Владимира, ставшего на многие годы центром ее жизни: Ленина. До сих пор неизвестно,  где именно произошло их личное знакомство. Вероятно, или в Париже, куда Инесса наезжала из Брюсселя, или в самом Брюсселе, куда Ленин приезжал в ноябре 1909 года. Инесса сразу понравилась Владимиру Ильичу и Надежде Константиновне. Как писала Крупская, «в доме светлело, когда Инесса приходила». Осенью 1910 года Инесса переезжает в Париж - поближе к Ульяновым.

О первых трёх годах общения Ленина и Инессы Арманд известно немного. Французский социалист и большевик Шарль Раппопорт свидетельствовал, что они часто подолгу разговаривали в кафе на авеню d'Orieans  и "Ленин не спускал своих монгольских глаз с этой маленькой француженки".   

Инесса так описывала свои чувства в самом начале их знакомства:
«Суббота, утро
Дорогой, вот я и в ville Lumiere (город-светоч.- фр. – о Париже)    и первое впечатление самое отвратительное. Все раздражает в нем — и серый цвет улиц, и разодетые женщины, и случайно услышанные разговоры, и даже французский язык. А когда подъехала к boulevard St. Michel (Бульвар Сен-Мишель, - фр.), к орлеанке и пр. воспоминания так и полезли изо всех углов, стало так грустно и даже жутко. Вспоминались былые настроения, чувства, мысли, и было жаль, потому что они уже никогда не возвратятся вновь. Многое казалось зелено-молодо — может быть тут и пройденная ступень, а все-таки жаль, что так думать, так чувствовать, так воспринимать действительность уже больше никогда не сможешь, — ты пожалеешь, что жизнь уходит. Грустно было потому, что Ароза была чем-то временным, чем-то переходным, Ароза была еще совсем близко от Кракова, а Париж — это уже нечто окончательное. Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитями связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя.
Много было хорошего в Париже и в отношениях с Н[адеждой] К[онстантиновной]. В одной из наших последних бесед она мне сказала, что я ей стала особенно дорога и близка лишь недавно. А я ее полюбила почти с первого знакомства. По отношению к товарищам в ней есть какая-то особая чарующая мягкость и нежность. В Париже я очень любила приходить к ней, сидеть у нее в комнате. Бывало, сядешь около ее стола — сначала говоришь о делах, а потом засиживаешься, говоришь о самых разнообразных материях. Может быть, иногда и утомляешь ее. Тебя я в то время боялась пуще огня. Хочется увидеть тебя, но лучше, кажется, умерла бы на месте, чем войти к тебе, а когда ты почему-либо заходил в комнату Н.К., я сразу терялась и глупела. Всегда удивлялась и завидовала смелости других, которые прямо заходили к тебе, говорили с тобой. Только в Longjumeau (Лонжюмо - город во французском департаменте Эсон. - фр.)  и затем следующую осень в связи с переводами и пр. я немного попривыкла к тебе. Я так любила не только слушать, но и смотреть на тебя, когда ты говорил. Во-первых, твое лицо так оживляется, и, во-вторых, удобно было смотреть, потому что ты в это время этого не замечал...
Воскресенье, вечером
<…>
Ну, дорогой, на сегодня довольно — хочу послать письмо. Вчера не было письма от тебя! Я так боюсь, что мои письма не попадают к тебе — я тебе послала три письма (это четвертое) и телеграмму. Неужели ты их не получил? По этому поводу приходят в голову самые невероятные мысли. Я написала также Н[адежде] К[онстантиновне], Брату, Зине и Степе.
Неужели никто ничего не получил! Крепко тебя целую.
Твоя Инесса» (1913 г.).

Всего же существует более 150 писем, написанных Инессой Арманд к Ленину. Эта переписка более чем красноречиво свидетельствуют о подлинном характере их отношений:
«Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно. Я знаю, я чувствую, никогда ты сюда не приедешь! Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты еще здесь, в Париже, занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью, и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать? Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя...
Крепко тебя целую.
Твоя Инесса» (1913 г.).

Большинство писем  и записок Ленина в адрес Арманд начинаются  с обращения "Дорогой друг". Содержание их в основном касается вопросов партийной жизни. Но есть такие послания, которые  не оставляют сомнений в том, что их автор, мягко говоря, глубоко неравнодушен к своему адресату.

Как писала в своем дневнике Александра  Коллонтай, «вообще Крупская была „au corant“ (в курсе. — фр.). Она знала, что Ленин был очень привязан к Инессе, и не раз выражала намерение уйти. Ленин удержал её».

По другим данным, никакого романа не было. Ленин был мало подвержен чувствам. Александра Коллонтай в отместку начала распространять сплетню о близости Инессы и Владимира Ильича. Для Инессы Ленин был вождём, идейным учителем, но не более. Кроме того, она и Крупская были близкими подругами, а жившая с Ульяновыми мать Надежды Константиновны, Елизавета Васильевна, очень любила Инессу - кстати, Коллонтай она недолюбливала. Столь близкие отношения вождя и его ближайшей помощницы тогда объясняли партийной необходимостью и единством интересов.

В 1915-1916 годах Инесса участвует в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

В 1917 году в знаменитом "Пломбированном вагоне" Инесса Арманд вместе с Лениным  и Крупской приезжает в Россию.  В 1918 году возглавляет  женский отдел ЦК партии большевиков. В том же 1918 г.  под видом главы миссии Красного Креста направляется Лениным во Францию, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там  её арестовывают французские власти за подрывную деятельность, но отпускают из-за угрозы Ленина расстрелять за неё всю французскую миссию в Москве.

В 1920 году было решено созвать 1-ую Международную женскую коммунистическую конференцию одновременно со вторым съездом Коммунистического интернационала (Коминтерна) с  19 июля  по 7 августа 1920 г. в Москве. Инессу назначают организатором и руководителем этой конференции.

В феврале Инесса заболевает. Ленин обеспокоенный её здоровьем пишет ей записки (не позднее 16 февраля 1920 г.):

"Т[овари]щу Инессе Арманд
Неглинная ул[ица], д[ом] 9, кв[артира] 6 (от Ленина)
Дор[огой] друг!
Посылаю кое-что для чтения. Газеты (англ[ийские]) верните (позвоните, мы пришлем за ними к Вам).
Сегодня после 4-х будет у Вас хороший доктор. Есть ли у Вас дрова? Можете ли готовить дома? Кормят ли Вас? A t° теперь? Черкните.
Ваш Ленин".

"Инессе Федоровне Арманд Д[ом] 9, кв[артира] 6.
Дорогой друг!
Напишите точно, какая t° у Вас?
Был ли доктор? Кто? Выходить нельзя.
Ваш Ленин".

"И.Ф.Арманд
Неглинная ул[ица], д[ом] 9, кв[артира] 6.
Дор[огой] друг!
После понижения необходимо выждать неск[олько] дней.
Иначе — воспаление легких. Уверяю Вас.
Испанка теперь свирепая. Только испанка у Вас была? А бронхит? Не надо ли еще книжечек?
Пишите, присылают ли продукты для Константинович? Напишите поподробнее. Не выходите раньше времени!
Ваш Ленин.
(Н[адежда] К[онстантиновна] поправляется)".

"Инессе Федоровне Арманд
Неглинная ул[ица], д[ом] 9, кв[артира] 6.
Дорогой друг!
Итак, доктор говорит, воспаление легких. Надо архиосторожной быть.
Непременно заставьте дочерей звонить мне (12-4) ежедневно. Напишите откровенно, чего не хватает? Есть ли дрова? Кто топит?
Есть ли пища? Кто готовит? Компрессы кто ставит?
Вы уклоняетесь от ответов — это не хорошо. Ответьте хоть здесь же, на этом листке, по всем пунктам. Выздоравливайте!
Ваш Ленин.
Починен ли телефон?"

После проведения Международной конференции Инесса, по свидетельству Крупской, «еле держалась на ногах». Ведь работать приходилось по 14–16 часов в день.
Владимир Ильич зная её состояние здоровья, в середине августа 1920 года предлагает ей отдохнуть в каком-нибудь санатории:

"Дорогой друг! Грустно очень было узнать, что Вы переустали и недовольны работой и окружающими (или коллегами по работе). Не могу ли я помочь Вам, устроив в санатории? С великим удовольствием помогу всячески. Если едете во Францию, готов, конечно, тоже помочь: побаиваюсь и даже боюсь только, очень боюсь, что Вы там влетите... Арестуют и не выпустят долго... Надо бы поосторожнее. Не лучше ли в Норвегию (там по-английски многие знают) или в Голландию? Или в Германию в качестве француженки, русской (или канадской?) подданной? Лучше бы не во Францию, а то Вас там надолго засадят и даже едва ли обменяют на кого-либо. Лучше не во Францию.
Отдыхал я чудесно, загорел, ни строчки не видел, ни одного звонка. Охота раньше была хороша, теперь всё разорили. Везде слышал Вашу фамилию: "Вот при них был порядок" и т. д.
Если не нравится в санаторию, не поехать ли на юг? к Серго на Кавказ? Серго устроит отдых, солнце, хорошую работу, наверное, устроит. Он там власть. Подумайте об этом.
Крепко, крепко жму руку.
Ваш Ленин".

Инесса послушалась совета Ленина и решила вместе с младшим сыном Андреем отдохнуть на Кавказе.


Рецензии
Спасибо Вам, Владимир, за то, что пишете и как пишете. Читать очень интересно! А как радует, что чисто пишете об отношениях великих исторических личностей...приятно знать, что это было так...действительно, высоко и красиво в вихре бурь становления нашей страны...спасибо... Нашла Вас в ленте и очень рада этому, буду продолжать читать. Желаю удачи в жизни и успехов в творчестве.

Оля Гуськова   18.10.2023 02:33     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, Оля, за добрый отзыв.

Владимир Ютрименко   23.10.2023 16:39   Заявить о нарушении